- Уголовное право

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок лицензирования аудиторской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно 17 статьи ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность имеет отношение к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Выдача, приостановление и аннулирование лицензий происходит по законодательству РФ о лицензировании некоторых видов деятельности.

Лицензия на аудиторскую деятельность

Лицензирование аудиторской деятельности – процедура оформления специального разрешения, которое дает право специалистам осуществлять внутренний и внешний аудит организаций.

Рынок аудиторских услуг стремительно развивается. Спрос на профессионалов, которые смогут навести порядок в финансово-бюджетной сфере предприятия, неуклонно растет. Аудиторы – одна из самых престижных профессий.

Это независимые эксперты, способные провести оценку финансовой эффективности компании, дать рекомендации по исправлению и устранению ошибок. Действующее законодательство к аудиторской деятельности предъявляет ряд требований.

Одно из основных – лицензирование.

Значение лицензирования аудиторов сложно переоценить. Ведь наличие у специалиста данного документа — гарантия предотвращения нанесения ущерба правам владельца финансовой отчетности непрофессиональными действиями.

Лицензированием занимается Министерство Финансов России. Порядок получения документа определен Правительством РФ. Разрешение выдается сроком на 5 лет.

Аудиторская компания вправе продлевать его неограниченное количество раз.

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

  • заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации (приказ Минфина от 12 сентября 2002 г. № 93н);
  • заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Ограничения для аудиторов без Единого квалификационного аттестата аудитора

С 1 января 2012 г. российские аудиторы, не получившие единый квалификационный аттестат, не имеют право подписывать аудиторские заключения, если ценные бумаги аудируемой организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

При этом аудитор, являющийся членом одной из СРО аудиторов и имеющий аттестат, выданный до 1 января 2011 г., вправе с 1 января 2012 г:

  • в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в обязательном аудите (проводить обязательный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, за исключением организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
  • в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в инициативном аудите (проводить инициативный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности любых организаций, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
  • в качестве работника аудиторской организации участвовать в аудиторской группе, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
  • в качестве аудитора участвовать в оказании сопутствующих аудиту услуг (оказывать сопутствующие аудиту услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;
  • участвовать в оказании прочих связанных с аудитом услуг (оказывать прочие связанные с аудитом услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности».

Когда Единый квалификационный аттестат аудитора могут аннулировать

Несмотря на то, что по закону аттестат аудитору выдается на неопределенный срок, его могут аннулировать.

Произойти это может в следующих случаях (ст. 12 закона № 307-ФЗ):

  • Выявление факта предоставления подложных документов при получении аттестата.

  • Вынесение решения суда о запрете на право заниматься аудиторской деятельностью.

  • Выдача аудитором заключения, которое заведомо является ложным.

  • Нарушение аудиторской тайны.

  • Нарушение требований проведения аудита, которые прописаны в ФЗ № 307.

  • Неучастие в проведении аудиторских проверок в течение трех лет. В данном случае есть исключения, которые устанавливаются на законодательном уровне. Например, это правило не касается участников коллегиального исполнительного органа аудиторской СРО.

  • Непрохождение ежегодного обучения в объеме, установленном на законодательном уровне.

  • Уклонение от внешней проверки качества аудиторской работы.

Решение об аннулировании аттестата принимает либо СРО, в котором состоит аудитор, либо СРО, выдавшее аттестат.

Условия для получения лицензии

Лицензию выдаёт Министерство финансов в зависимости от вида деятельности на несколько лет. По истечении срока действия она не продлевается автоматически, а претендент должен подать повторное заявление.
Для получения лицензии аудиторская компания должна выполнить ряд установленных законом требований:

  • лицензию не может получить компания, функционирующая в форме ООО;
  • уставный фонд компании должен составлять не менее 100 минимальных заработных плат;
  • доля аттестованных аудиторов в уставном капитале должна составлять не менее 51%;
  • наличие в компании не менее двух аудиторов, получивших лицензию в этой области.

Аттестат аудитора: для чего нужен и как получить?

О том, что такое аудит, AllKredits уже подробно рассказывал в одноименном материале, затронув по пути и тему квалификационных аттестатов аудиторов, без которых работа в этой сфере просто невозможна. Однако достойного внимания вопросу в прошлом материале уделить не удалось, поэтому сегодня мы и возвращаемся к вопросу: «Что такое квалификационный аттестат аудитора?».

Итак, квалификационный аттестат аудитора – документ, удостоверяющий право проведения аудита в различных компаниях члена аудиторской организации, который получается согласно действующему законодательству.

Регламентирует получение такого документа федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ, в статье 11 которого четко прописаны требования к претенденту:

  • Сдача квалификационного экзамена;
  • Стаж работы бухгалтером или аудитором не менее трех лет;
  • Стаж работы непосредственно в аудиторской компании – не менее двух лет из трех.

Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных пунктов делает получение аттестата невозможным, помимо этого, отказать могут и в том случае, если образование претендента не соответствует заявленному уровню или получено в учебном заведении, не имеющем аккредитации.

Аудит по-итальянски

На самом Π΄ΠµΠ»Πµ Ρ‚Πµ требования, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Πµ Π½Π°ΠΌ кажутся достаточно жесткими, вовсе Π½Πµ являются Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ, если сравнить ΠΈΡ… с Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±ΠµΠ¶Π½Ρ‹ΠΌΠΈ требованиями. Π’ связи с этим хочется поговорить ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ с этим обстоят Π΄ΠµΠ»Π° «Ρƒ Π½ΠΈΡ…».

Читайте также:  Пенсия на Украине: как живут и сколько получают украинские пенсионеры?

18 февраля 2005 Π³. Π² Москве прошла конференция «ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚Π°, контроль качества: итальянский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚», Π³Π΄Πµ присутствующие познакомились с ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ итальянского профессионального объединения Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² — Consiglio Nazionale dei Dottori Commercialisti (CNDC). Dottori Commercialisti ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠµΡ€Π½ΠΎ переводится ΠΊΠ°ΠΊ «Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€ коммерческих Π½Π°ΡƒΠΊ» ΠΈΠ»ΠΈ «Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€ ΠΏΠΎ коммерческим Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌ», Π° Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠµ самой ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ переводится ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠµΡ€Π½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Национальный совет Dottori Commercialisti. Такая организация всего ΠΎΠ΄Π½Π° Π² стране. Π’ соответствии с принятым 8 февраля 2005 Π³. Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌ учреждается гильдия, объединившая Dottori Commercialisti ΠΈ Π±ΡƒΡ…Π³Π°Π»Ρ‚ΠµΡ€ΠΎΠ² Π² ΠΎΠ΄Π½Ρƒ профессиональную ассоциацию.

Для того чтобы получить звание Dottori Commercialisti, претендент должен иметь высшее экономическое (и только экономическое) образование, пройти пятилетний курс обучения, трехлетнюю практику и сдать государственные экзамены. Процесс находится под надзором Министерства юстиции. В Италии осуществляется два вида контроля: административный (осуществляется ревизионной комиссией) и бухгалтерский (производится аудиторской фирмой). Между прочим, итальянские аудиторы и ревизоры отвечают за качество своей работы так, как российскому аудитору и не снилось. В случае если будет доказано, что он некачественно выполнил свою работу и из-за этого у акционеров аудируемого предприятия возникли серьезные проблемы, он отвечает всем своим имуществом, его банковские счета блокируются, и он разделяет ответственность с администрацией фирмы.

CNDC очень жестко контролирует своих членов прежде всего в том, что касается независимости аудитора или ревизора. Это связано с тем, что компетентность Dottori Commercialisti гарантируется рынком, она поддерживается самим наличием конкуренции, и аудитор будет заботиться о повышении своего уровня, чтобы на него как на специалиста был спрос. В этом смысле система сама себя регулирует. Но с точки зрения независимости система сама себя не регулирует, здесь действует регулирование со стороны профессионального сообщества. Организация выступает с предложениями по улучшению контроля качества аудита, определяет критический порог, за которым независимость аудитора считается нарушенной, предписывает определенные правила профессиональной этики.

Аудиторский контроль широко используется в мировой практике. Основанием аудиторского контроля является заинтересованность государства, а организаций и их в правильности и достоверности учёта и отчетной документации.

Что касается РФ, то здесь развитие аудиторской деятельности началось относительно недавно. При плановой, централизованно регулируемой экономике потребность в стороннем финансовом контроле в России не возникала. Его в полной мере заменяла система ведомственного либо вневедомственного контроля, которая направлена на обнаружение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности организации, ошибок в отчетных документах, нахождение виновных.

Развитие рыночных взаимоотношений обуславливает надобность принятия значительного числа новых нормативных актов, регламентирующих вопросы деятельности организаций, бухгалтерского учета и отчетных документов, налогообложения и порядка образования себестоимости продукции. Из-за этого появились нарушения при соблюдении требований нормативных актов, относящихся к хозяйственной деятельности организации. Органы, выполняющие обязанности по предоставлению помощи предприятиям в достоверности применения тех или других законодательных актов, из-за их малочисленности, а также загружённости работой, оказались сами не способны к такой деятельности. Поэтому возникла необходимость создания иной формы контроля над работой предприятий.

Учредители, а также заимодавцы лишены возможности самостоятельно удостовериться в том, что многочисленные операции предприятия, нередко весьма сложные, законны, а также правильно отображены в отчетных документах. Так как обычно у них нет доступа в учетные записи, соответствующего навыка, поэтому нуждаются в аудиторских услугах. Независимое подтверждение данных о результатах деятельности организаций и соблюдении ими закона необходимо государству для вынесения решений в области хозяйствования и налогообложения. Аудиторские ревизии необходимы госорганам, судебным инстанциям, прокурорам и следователям в целях подтверждения интересующих их финансовых отчетов.

Понятие аудита значительно шире, чем ревизии либо другие формы контроля, т.к. состоит не только из проверки точности финансовых показателей, но также из разработки предположений по совершенствованию экономической деятельности организаций для рационализации расходов или оптимизации налогов.[1]

Аудиторская деятельность – это вид предпринимательства, который основывается на независимой проверке бухучета и финансовой отчетности организаций и предпринимателей.

Целью аудита является предоставление возможности аудитору «выражать свое мнение, в соответствии с установленными основами финансовых отчетов». Аудит предполагает изучение финансовой информации экономического субъекта независимо от его величины, юридической формы и прочих факторов.

Имеются некоторые разногласия относительно определения аудита, однако не глядя на это, специалисты подчеркивают его специфические черты:

1) независимость;

2) платая основа;

3) строгая конфиденциальность.

В некоторых случаях его рассматривают слишком в узком смысле и ограничивают только ревизией отчетных документов негосударственных структур. При других случаях в крайне широком смысле, отождествляя с любой деятельностью бухгалтерии. В государствах с развитым рыночным хозяйством, где аудит возник давно, аудит понимается весьма многообразно. В Великобритании под аудитом понимается проверка и выражение заключения о финансовой отчетности организации. При этом термин «аудиторская проверка» применяется не только при ревизии предприятий, которые попадают под закон «О компаниях» либо закон о промышленных или иных других обществах, однако и при подготовке ревизии правительственных учреждений и органов местной власти, и при оказании клиентам услуг аудита по соглашению.

Дж. Робертон отмечал, что под аудиторской проверкой понимается процесс уменьшения до приемлемого значения информационного риска для пользователей финансовой отчетной документации. Проверку достоверности отчетности организации, соблюдение действующих законов и составления аудиторского мнения по этому вопросу осуществляет независимый аудитор. Существует ряд определенных правил, касающихся работы аудиторов:

1 . Свободное предпочтение аудиторов экономическими субъектами;

2. Договорные взаимоотношения между аудитором и заказчиком, позволяющие аудитору самому определять своего клиента и являться независимым от указаний каких-то госорганов;

3. Право отказать клиенту в предоставлении аудиторского заключения до ликвидации отмеченных недостатков;

4. Невозможно проводить аудиторскую проверку в случае родственных либо деловых взаимоотношениях с заказчиком, превышающих договорные взаимоотношения по поводу аудита;

5. Запрещение проверяющим либо аудиторским компаниям заниматься экономической, коммерческой и иной деятельностью, которая не связана с проведением аудиторских, консультационных и прочих разрешенных законом услуг.

Целью аудита является выражение заключения о достоверности финансовой отчетности аудируемых субъектов и соответствии порядка проведения бухучета законодательству РФ. Аудитор выражает собственное заключение о достоверности финансовой отчетности в каждом существенном отношении. Не глядя на то, что заключение аудитора может способствовать повышению доверия к финансовой отчетности, пользователь не обязан принимать данное мнение в качестве выражение гарантии в стабильности деятельности аудируемого субъекта в будущем, ни в качестве подтверждение эффективности ведения деятельности руководством данного лица.[2]

При исполнении своих обязанностей проверяющий должен руководствоваться нормативами, установленными профессиональными объединениями аудиторов, членом которых он считается, и следующими этическими принципами:

1) независимость;

2) честность;

3) объективность;

4) профессионализм и добросовестность;

5) соблюдение конфиденциальности;

6) профессиональное поведение.

Аудитор в ходе подготовки и проведения аудита обязан проявлять профессиональный скептицизм, а также понимать, что могут быть обстоятельства, влекущие существенное искажение. Проявление скептицизма значит, что аудитор с критической точки зрения оценивает весомость полученных аудиторских подтверждений и внимательно исследует аудиторские доказательства, которые не соответствуют каким-либо документам либо вызывают сомнение в достоверность такой документации. Скептицизм аудитора следует проявлять в процессе аудита, чтобы, не оставить без внимания подозрительные обстоятельства, не выдвинуть неоправданных обобщений при создании выводов, не использовать неправильные допущения при определении временных рамок и масштаба аудиторских процедур, и при оценке их итогов.

Читайте также:  Все что нужно знать о договорах займа

При подготовке и осуществлении аудита аудитор не обязан руководствоваться тем, что управление аудируемого лица бесчестно, но не обязан предполагать на их стопроцентную честность. Любые заявления руководства не считаются для аудитора заменой надобности получить достаточные надлежащие доказательства аудита для подведения разумных заключений, на каких могло бы основываться аудиторское мнение.

В соответствии с поставленными целями, основные задачи проверяющего заключаются:

— в проведении оценке уровня бухучета, квалификации учетных кадров, качественного уровня обработки информации, правильность совершения бухгалтерских записей;

— в оказании помощи организациям путем рекомендаций по ликвидации недостатков, особенно тех, которые непосредственно влияют на результаты и достоверности показателей отчетности;

— в необходимости оценки как прошлых фактов, так и существующих положений, но и направление руководства проверяемого предприятия на будущие события, какие способны повлиять на деятельность предприятия.

В последние годы в деятельности аудиторов возникла еще одна очень серьёзная задача – это предоставление помощи предприятиям по защите интересов в судах и налоговых органах.

Аудит — это предпринимательство, основанное на независимом изучении бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Целью аудиторской проверки является выражение мнения о точности финансовых отчетных документов аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации. Проверяющий выражает свое мнение о правдивости финансовых отчетных документов.

Задачи аудитора заключаются:

— в оценке уровня бухучета, квалификации кадров, качественном уровне обработки информации, правильность совершения бухучета;

— в оказании содействия предприятиям путем рекомендаций для устранения недостатков и нарушений, которые непосредственно окажут влияние на финансовые результаты, скажутся на достоверности показателей отчетной документации;

— в необходимости оценивания не только прошлых показателей и существующих в настоящий момент положений, но также в ориентировании руководства проверяемого предприятия на те будущие обстоятельства, которые способны оказать влияние на хозяйственную деятельность и итоговый результат.

В последнее годы в деятельности аудиторов возникла еще одна очень существенная задача – это содействие предприятиям по защите интересов в налоговой инспекции и арбитражных судебных инстанциях.

Аудиторская деятельность всегда контролируется государством через принятие надлежащего законодательства. К правовым, а также законодательным документам по аудиту в РФ относятся:

1) ГК РФ.

2) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности«

3) ФЗ № 99-ФЗ;

4) Положение по лицензированию аудиторской деятельности, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.02. 2008 года № 80;.

5). Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 года № 696. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532, официально

В России система нормативного урегулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. Происходит определения прав, а также обязанностей организаций, регулирующих деятельность аудиторов, определение роли и задач государственных и общественных аудиторских компаний.

Объем прав, а также обязанностей, которыми может обладать юридическое лицо, иногда находится в зависимости от определенных ограничений, которые устанавливаются государством. Так, для выполнения некоторых видов деятельности нужно получить соответствующую лицензию. Процедура лицензирования отдельных видов устанавливается Законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ.

Обязательному лицензированию подлежат такие виды деятельности, осуществление каких может повлечь нанесение ущерба законным интересам граждан либо обороне и безопасности страны, культурному наследию народов РФ и регулирование каких не может осуществляться другими методами, кроме как обязательным лицензированием. Следовательно, лицензирования выступает инструментом регулирования некоторых видов деятельности. Регулирование производится по разрешительному принципу, т.е., если юрлицо осуществляет лицензируемую деятельность в отсутствии нарушений установленных требований, тогда государство разрешает ему заниматься данным видом деятельности, но если имеются нарушения, тогда государство ограничивает осуществление данной деятельности даже вплоть до запрета посредством отзыва лицензии.

Лицензирование аудита, в т.ч. порядок выдачи, временное приостановления либо аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о выдаче лицензии на отдельные виды деятельности.

В соответствии с законом, аудиторская деятельность состоит в перечне лицензируемых. Однако необходимо отметить, что проблема отмены обязательного лицензирования деятельности аудиторов решается давно, однако решён он положительно. В соответствии с п. 5.1. ст. 17 с 01.07. 2006 г. лицензирование деятельности аудиторов прекращается.

Вопросы лицензирования аудиторской деятельности определены ст.17 Федерального закона об аудиторской деятельности и следующими двумя документами:

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ);

Постановлением Правительства РФ N 190 от 29 марта 2002 г. «О лицензировании аудиторской деятельности».

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (далее — лицензирующий орган). Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (далее — лицензия) выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.

Лицензионные требования и условия осуществления аудиторской деятельности сформулированы следующим образом:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора (пп. «б» п.4 вступает в силу с 9 сентября 2003 г);

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Отметим, что требования к аудиторским организациям по проведению обязательного аудита банковских холдингов, предусмотренные пп. «ж», «з» и «и» п.4, применяются начиная с годовой отчетности за 2002 г. (п.3 данного документа).

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

Читайте также:  Как сделать запись в трудовую книжку при совместительстве? Образец отметки

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;

б) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

г) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

д) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;

ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов — при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации;

з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации — при наличии в штате организации иностранных граждан и / или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации.

Если копии указанных в настоящем пункте документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверку их деятельности. Основанием для проведения проверки является:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующег�� аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и / или адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:

наименование, организационно — правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов — для аудиторской организации;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов — для индивидуального аудитора;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о выдаче лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании аудиторской деятельности.

Негосударственный пенсионный фонд, размер уставного капитала которого составляет 1 мил. руб. имеет объем годовой выручки 45 млн. руб. и сумму активов баланса на конец отчетного года 15 млн. руб. Подлежит ли обязательному аудиту его финансовая (бухгалтерская отчетность)?

Ответ: Подлежит проверке, т.к согласно ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 08.08.2001 г. № 119-ФЗ Обязательный аудит осуществляется в случаях, если обязательный аудит в отношении организации предусмотрен иными федеральными законами. Федеральным законом О негосударственных пенсионных фондах от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ Ст.22. Аудиторская проверка Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Указанная проверка осуществляется независимым аудитором

Какое кол-во договоров поставки следует проверить для определения правильности начисления резерва на гарантийный ремонт, если уровень существенности, определённый для данных операций, составляет 77000 руб. Кроме того, за проверяемый период заключено 526 договоров с номера 33 по 559 на общую сумму 683000 руб. Предприятие характеризуется высоким уровнем внутрихозяйственного риска и риска средств контроля. Значение коэффициента доверия 1,5.

Сформировать выборочную совокупность случайным способом. Решение оформить в виде таблицы 2. При решении задачи использовать данные таблицы случайных чисел приложение Б, случайное число выбирается в соответствии с последней цифрой зачетной книжки плюс 1. В дальнейшем случайные числа определяются путём движения вниз по указанной графе таблицы случайных чисел.

Решение.

Номер элемента выборки при случайном отборе определяется:

Нэ = Н1 + N * Cч

Где Н1 — номер первого элемента генеральной совокупности;

N — количество элементов (объем) генеральной совокупности;

Сч — случайное число;

Нэ — номер i-го элемента выборки.

Произведение случайного числа и объема генеральной совокупности прибавляется к первому номеру элемента ген. совокупности.

Таблица 1

Номер элемента выборки

Случайное число

Порядковый номер договора

1

0,64010

370

2

0,46718

279

3

0,98745

552

4

0,86542

488

5

0,23655

157

6

0,98777

553

7

0,36855

227

8

0,56852

332

9

0,89754

505

10

0,33365

208

11

0,25541

167

12

0,89652

505

13

0,56212

329

14

0,23658

157

15

0,99754

558

16

0,24365

161

17

0,25291

166

18

0,89674

505

19

0,55112

323

20

0,23758

158

Определение 1

СРО – это саморегулируемая организация. СРО аудиторов — это некоммерческая организация, которая создается на условиях членства, организованном для обеспечения аудиторской деятельности.

1 июля 2010 года вышел обновленный вариант ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обновление заключается в том, что вместо лицензирования сейчас актуально саморегулирование. Поэтому на сегодняшний день нужно стать членом СРО в области аудита, для того чтобы заниматься аудитом. Для того чтобы некоммерческой организации получить статус аудиторского СРО, ей необходимо попасть в реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Обязательные условия СРО:

  • в состав СРО минимально должно входить 700 человек и 500 коммерческих организаций;
  • наличие четких и однозначных правил;
  • создание компенсационного фона, который будет обеспечивать финансовые издержки членов СРО, а в случае необходимости нести имущественную ответственность какого-либо члена СРО.

В компенсационный фонд вносятся денежные средства от членов СРО. Минимальный внос составляет 3000 рублей, а со страховкой ежегодный минимальный взнос должен составлять 30 000 рублей на каждого члена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *