- Уголовное право

Повышение зарплаты бюджетникам в 2023 году в России: последние новости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение зарплаты бюджетникам в 2023 году в России: последние новости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Хотя чаще всего в контексте ежегодной индексации упоминается именно зарплата бюджетников, подвысить выплаты сотрудникам в 2023 году должны все работодатели. Такая норма прописана в статье №134 ТК РФ. Для россиян это очень хорошие новости, тогда как владельцам различных фирм и компаний стоит задуматься, ведь нарушение новой нормы влечет за собой санкции в виде штрафов.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году

У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:

  • В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
  • В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
  • В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.

Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.

Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.

Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).

Зарплаты по регионам России

Наибольшие зарплаты у социальных работников в Западной Сибири и на Крайнем севере. Там к окладам назначаются высокие северные и районные коэффициенты. Самое низкое вознаграждение за свой труд получают в Северной Осетии, Ставропольском крае, Республике Калмыкия и в Республике Дагестан.

Сложная ситуация с оплатой труда в сельских местностях. Вознаграждение может составлять всего 10000 рублей в месяц за восьмичасовой рабочий день. Один специалист, в среднем, курирует 10 своих подопечных. Ежедневно приходится обслуживать 6-7 человек. Там, где нет социальных работников, их функции возложены на местных медицинских специалистов.

Наименование Среднемесячная зарплата соцработника
Алтайский край 15203 руб
Амурская область 12629 руб
Архангельская область 18643 руб
Астраханская область 12763 руб
Белгородская область 22893 руб
Брянская область 11420 руб
Владимирская область 14792 руб
Волгоградская область 16421 руб
Вологодская область 18358 руб
Воронежская область 12955 руб
г. Москва 37874 руб
Еврейская автономная область 36843 руб
Забайкальский край 16653 руб
Ивановская область 12870 руб
Иркутская область 15996 руб
Кабардино-Балкарская Республика 14985 руб
Калининградская область 15948 руб
Калужская область 15327 руб
Камчатский край 43481 руб
Кемеровская область 16469 руб
Кировская область 17346 руб
Костромская область 15967 руб
Краснодарский край 17359 руб
Красноярский край 23758 руб
Курганская область 16860 руб
Курская область 19344 руб
Ленинградская область 19359 руб
Липецкая область 14230 руб
Магаданская область 11982 руб
Московская область 35221 руб
Мурманская область 12434 руб
Нижегородская область 16838 руб
Новгородская область 14621 руб
Новосибирская область 18956 руб
Омская область 15330 руб
Оренбургская область 12376 руб
Орловская область 13146 руб
Пензенская область 21148 руб
Пермский край 13787 руб
Приморский край 20865 руб
Псковская область 16427 руб
Республика Адыгея (Адыгея) 20848 руб
Республика Башкортостан 12455 руб
Республика Дагестан 12767 руб
Республика Ингушетия 8421 руб
Республика Калмыкия 11244 руб
Республика Карелия 19024 руб
Республика Коми 21264 руб
Республика Крым 16349 руб
Республика Марий Эл 2103 руб
Республика Северная Осетия — Алания 16766 руб
Республика Татарстан 16754 руб
Республика Хакасия 18965 руб
Ростовская область 13254 руб
Рязанская область 19434 руб
Самарская область 14674 руб
Санкт-Петербург 27650 руб
Саратовская область 22355 руб
Сахалинская область 29463 руб
Свердловская область 17453 руб
Севастополь 17654 руб
Смоленская область 12152 руб
Ставропольский край 1565 руб
Тамбовская область 11115 руб
Тверская область 13698 руб
Томская область 18364 руб
Тульская область 18345 руб
Тюменская область 13945 руб
Удмуртская Республика 16554 руб
Ульяновская область 16322 руб
Хабаровский край 24976 руб
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 24634 руб
Челябинская область 14899 руб
Чеченская Республика 20890 руб
Чувашская Республика — Чувашия 18543 руб
Ямало-Ненецкий автономный округ 30996 руб
Ярославская область 19211 руб

О планах на ближайшее будущее

Правительство планирует ввести такую систему вознаграждений, в которой конкретные суммы для человека будут зависеть от того, насколько эффективно он трудится. Значит, больше можно получить только при соответствующем увеличении нагрузки.

Предложено использовать систему “эффективных контрактов”. Суть в том, что оклад повышают только для тех, кто продвигается по карьерной лестнице. Должность может сохраниться, хотя объём функций увеличивается.

Правительство не отказывается от индексирования выплат, которое связано с инфляцией. Такая процедура проводится каждый год.

Дополнительные изменения на ближайшее время касаются разницы между вознаграждением за труд у руководителей и обычных сотрудников. Оптимальным считается соотношение в 1:8. Сейчас на многих территориях устанавливается коэффициент максимум 1:4.

Минимальная периодичность начисления заработной платы – два раза в месяц. Если руководитель отказывается выполнять это правило – к нему применяют определённые наказания, но пока Правительство не определилась с точным размером штрафов.

Планируется изменить положение людей, которые оказывают социальную помощь сиротам и детям, которые остались без родительского попечения. Известно, что заработная плата должна достичь 100% от средних показателей. Это подтверждают все последние новости о повышении окладов соцработникам в России.

О повышении МРОТ и региональных решениях

Некоторым бюджетникам планируют повышать должностные оклады вне зависимости от индексации. Пример – опора на минимальный размер вознаграждения за труд, его повышение. Благодаря такому подходу младший и средний персонал со средним образованием будет получать больше. Программа затронет до 1,6 миллиона человек из бюджетной сферы.

Дополнительно каждый регион обязали прописать индексацию отдельно на каждый год. На реализацию подобных мер тоже выделяется бюджет, в том числе – чтобы учесть районные надбавки и применение северных коэффициентов.

Правительство говорит и о некотором сокращении, за счёт которого повысят вознаграждение тем, кто останется. Рабочую нагрузку перераспределяет соответствующим образом. Но уволенным сотрудникам в обязательном порядке предложат новые должности с условиями как минимум не ниже тех, что были раньше. При этом всех затронет прибавка к зарплате соцработникам в 2022 в России.

Зарплата казахстанских соцработников увеличена в 1,5 раза

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Читайте также:  Как пенсионеру купить билет на поезд со скидкой

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

В течение трёх лет, начиная с 1 января 2021 года, управленческому и основному персоналу медико-социальных учреждений в два раза повысят зарплату, сказано в Постановлении правительства №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счёт средств государственного бюджета, работников казённых предприятий» от 12.01.2021.

Повышение будет поэтапным и зависеть от поправочного коэффициента к должностному окладу:

  • в 2021 году он составит 1,5;
  • в 2022-м – 1,75;
  • в 2023-м – 2.

Повышение коснётся управленческого и основного персонала медико-социальных учреждений стационарного и полустационарного типов, организаций надомного обслуживания, временного пребывания и центров занятости, а именно:

  • первого руководителя организации;
  • заместителя руководителя;
  • инструкторов по плаванию, трудотерапии;
  • консультанта по социальной работе;
  • социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах;
  • социального работника по уходу за престарелыми и инвалидами;
  • социального работника по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями;
  • учителей всех специальностей;
  • медицинских работников.

У административного и вспомогательного персонала, работающего в медико-социальных учреждениях, будет изменён размер действующей доплаты от базового должностного оклада с 30 на 40%.

Чтобы было понятно, насколько изменится зарплата соцработников в цифрах, рассмотрим несколько примеров (примечание: базовый должностной оклад = 17 697 тенге).

Зарплата директора с высшим образованием со стажем работы 9-12 лет:

  • В 2020 году составляла 159,7 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 110,3 тысячи тенге;
    • 10-процентная надбавка от должностного оклада – 11 тысяч тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 33,1 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 30% от базового должностного оклада – 5,3 тысячи тенге.
  • В 2021 году – 231,5 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 165,4 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 16,5 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 49,6 тысячи тенге.
  • В 2022 году – 270,1 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 193 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 19,3 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 57,8 тысячи тенге.
  • В 2023 году – 308,7 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 220,5 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 22 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 66,2 тысячи тенге.

Зарплата соцработника с высшим образованием со стажем работы 5-7 лет, имеющего II категорию:

  • В 2020 году составляла 128,5 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 80,9 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 8,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 32,4 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2021 году – 189,2 тысяи тенге:
    • должностной оклад – 121,4 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 12,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 48,6 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2022 году – 219,5 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 141,6 тысячи тенге;
    • надбавка 10% от должностного оклада – 14,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 56,7 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2023 году – 249,7 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 161,8 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 16,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 64,7 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.

Зарплата руководителя административно-хозяйственной части со стажем работы 5-7 лет:

  • В 2020 году составляла 95,6 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 82,1 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 8,2 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 30% от базового должностного оклада – 5,3 тысячи тенге.

    Зарплата медработников тоже повысится за счёт роста поправочного коэффициента:

    • к должностному окладу врачей – в размере 2,02;
    • к должностному окладу среднего медицинского работника – 1,63.

    С учётом всех доплат и надбавок зарплата врачей увеличится на 30%, среднего медперсонала – на 20%. Размер зарплаты зависит от занимаемой должности, наличия квалификационной категорий и стажа работы по специальности.

    Приведём несколько примеров (примечание: базовый должностной оклад = 17 697 тенге).

    Зарплата врача общей практики со стажем работы 16-20 лет, без квалификационной категории, в городе (пример Министерства здравоохранения РК):

    • В 2020 году составляла 160 476 тенге:
      • должностной оклад – 81,5 тысячи тенге (базовый должностной оклад – 17 697 тенге х 4,61);
      • доплата за особые условия труда – 10% от должностного оклада – 8,1 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки – 150% от базового должностного оклада – 26,5 тысячи тенге;
      • повышающий коэффициент 1,38 к заработной плате (по отраслевому соглашению) – 44,1 тысячи тенге.
    • В 2021 – 207 823 тенге:
      • должностной оклад – 164,7 тысячи тенге (базовый должностной оклад 17 697 тенге х 4,61 х 2,02 поправочный коэффициент);
      • доплата за особые условия труда – 10% от должностного оклада – 16,4 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки 150% от базового должностного оклада – 26,5 тысячи тенге.

    Зарплата врача с высшим образованием со стажем работы 5-7 лет, имеющего II категорию: (пример Министерства труда и социальной защиты населения РК):

    • В 2020 году составляла 134,3 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 87,8 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 8,7 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 30,7 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
    • В 2021 году – 197,9 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 131,6 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 13,1 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 46,1 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
    • В 2022 году – 229,7 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 153,6 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 15,3 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 53,7 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
    • В 2023 году – 261,5 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 175,5 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 17,5 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 61,4 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.

    Повышение зарплаты соцработникам в 2021 году в России

    Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

    На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

    «То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

    Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

    «Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

    В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

    «Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

    По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

    «Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

    Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

    «Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

    Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

    «Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

    Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

    «Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

    Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

    «Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

    Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

    Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

    «Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

    Напомним, как сообщала газета «Аргументы и факты», глава правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому с 1 октября 2020 года зарплаты работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений будут проиндексированы на три процента. В документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, уточняется, что индексация коснется также персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

    В Трудовом кодексе могут появиться поправки, призванные «исключить необоснованный разброс в зарплатах бюджетных работников на сопоставимых должностях». Об этом еще в июне 2020 года заявил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на совещании с кабинетом министров. Поправки помогут сформировать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, уточнил премьер-министр. «Это поможет сделать систему оплаты труда более прозрачной. Люди должны четко понимать, сколько и за что им платят, и быть уверенными, что их доходы будут расти», – добавил Мишустин. В наши дни мы нередко ругаем наших чиновников за равнодушие к людям, казнокрадство, коррупцию, некомпетентность, при этом понимая, что вообще без этой категории вообще государство обойтись не сможет. Значит, нас не устраивает в первую очередь качество госслужащих, их профессиональный и моральный уровень. Действительно, такая проблема есть, и несмотря на множество систем переподготовки, отбора кадров, громкие судебные процессы положение дел меняется с трудом. Какой же выход?

    Повышение зарплат в 2022 году: кому повысят и на сколько, когда повысят

    Соцработники являются сотрудниками государственных бюджетных учреждений социального обслуживания.

    Главной их обязанностью является оказание помощи следующим категориям граждан:

    малообеспеченным;

    нетрудоспособным;

    пострадавшим от стихийных бедствий;

    престарелым.

    Сотрудники этой службы оказывают как материальную, так и психологическую помощь. Многие утверждают, что им часто приходится выполнять обязанности рабочей силы.

    Главным критерием при приеме на работу считается высокая квалификация. Желательно, чтобы опыт работы соискателя был не менее 5 лет.

    На территории Российской Федерации социальным работником может стать любой человек, закончивший пединститут или имеющий диплом психолога. В развитых странах к соискателю предъявляются более жесткие требования. Он обязан иметь степень доктора наук или магистра. Но и уровень заработных плат в США и Германии заметно выше.

    Российские власти неоднократно отмечали необходимость достойного вознаграждения сотрудников социальной сферы за их работу. Поэтому в одном можно быть уверенным: снижения оплаты труда в ближайшем будущем не предвидится.

    Ознакомиться с уровнем зарплат представителей других сфер деятельности можно на нашем сайте. О зарплате учителя – здесь, программиста – здесь, работников почты – здесь, кассира – здесь.

    В октябре 2021 года на 3,7% проиндексировали заработок военнослужащих, сотрудников правоохранительных, силовых, таможенных организаций, органов соцзащиты, спасателей, гидрометеорологов, работников Роспотребнадзора, центров реабилитации инвалидов.

    Врачам, учителям, работникам бюджетной сферы, подпадающих под действие майского указа президента, зарплату повысят с 1 января 2022 года. Размер коэффициента индексации устанавливает субъект РФ, но не ниже среднего показателя. По России он составляет 4%. Изменение можно проводить только в сторону повышения. Например, Магаданская область устанавливает коэффициент в 10% (увеличение пройдет поэтапно), а в Омской области зарплаты вырастут на 5%.

    Для улучшения состояния российского здравоохранения 01.11.2021 года в медицинских учреждениях Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской области, Севастополя, Якутии запустили пилотный проект оплаты труда медиков. Продлится он до 31.03.2022 года.

    Реформой предполагается учет следующих факторов:

    • на оклад будет влиять сложность выполняемой работы, квалификационная категория, коэффициент, действующий в регионе, но не определенное медучреждение;
    • компенсационные и стимулирующие выплаты будут представлены списком, единым на всей территории РФ.

    Принятие этих мер позволит увеличить доходы медработников, повысить престиж профессии.

    Когда и как поднимут зарплаты бюджетникам

    Уже несколько лет подряд зарплаты бюджетников разных рангов индексируются с 1 октября на величину не ниже инфляции. Так прописано в законе, это же ожидается и в 2022 году – с 1 октября 2022 года оклады бюджетников вырастут на 4%. Но в теории условие индексации выше инфляции почти не выполняется:

    • в 2019 году их подняли на 4,3% при инфляции в 2018-м на уровне 4,27%;
    • в 2020 году зарплаты подняли на 3%, при инфляции в 2019 году в 3,05%;
    • в 2021 году зарплаты подняли на 4% (кроме чиновников), при инфляции за 2020 год на уровне 4,91%;
    • в 2022 году обещают поднять зарплаты на 4%, хотя инфляция за 2021 год составила 8,39%.

    То есть, индексация окладов не только не дотягивает до инфляции прошлого года, но еще и отстает от роста цен минимум на 9 месяцев (так как поднимаются зарплаты только с 1 октября).

    Все это касается тех категорий бюджетников, которые не попали в «Майские указы»: госслужащих (им в 2022-м обещают вернуть повышение зарплат), гражданским сотрудникам МЧС, Роспотребнадзора, Росстандарта, других учреждений социальной сферы (кроме соцработников), и т.д.

    Кроме того, с 1 октября ежегодно индексируется денежное довольствие военнослужащих и других силовиков, коэффициент индексации тот же (запланировано повышение на 4%). Вместе с довольствием увеличиваются и военные пенсии.

    На данный момент правительство может устанавливать единые требования к системе оплаты труда региональных, государственных и муниципальных учреждений. А именно определять размер окладов и дополнительных надбавок.

    Кроме этого, Правительство наделено правом выбирать сферу деятельности, в которую нужно внести изменения, и срок, в течении которого учреждению необходимо привести в соответствие требования исполнительного органа государства с оплатой труда.

    Первая сфера, в которую будет введена унифицированная система зарплат – здравоохранение. Введение новых условий произойдет с 1 января 2023 года. За это время учреждениям необходимо согласовать план проведения предстоящих мероприятий с соответствующими органами.

    Данный законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2020 года. За некоторое время похожее поручение давал президент Российской Федерации –Владимир Путин. Как говорилось ранее, в России отсутствует отраслевое регулирование системы оплаты труда работников, чья зарплата начисляется из бюджета.

    Таким образом, каждый регион был наделен возможностью составления собственных правил в установлении зарплат. Подобное привело к существенной дифференциации дохода медицинских работников.

    В системе, которую Правительство РФ планирует ввести в 2023 году, установление окладов будет зависеть от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп специалистов.

    Поднимется ли зарплата соцработникам в 2022 году

    • размер средней зарплаты педагогических работников (дошкольное образование) на 2022 год составляет 15 000 рублей;
    • соотношение данной среднемесячной заработной платы к выплатам работникам сферы общего образования составляет 94,3%;
    • проведение антитабачной программы помогло снизить степень потребления табака: в 2008 году курящее взрослое население составляло 33,7%, а в 2013 году этот показатель снизился до 28,3%;
    • понизился показатель среднедушевого потребления алкоголя: в 2008 году на душу населения приходилось 16,2 литра, в 2013 году данный показатель упал до 11,6 литра;
    • уменьшился уровень смертности от случайных отравлений алкогольной продукцией: в 2013 году он составлял 9,7 на 100 000 человек, в 2014 году – 8,9.

    Новые правила индексации зарплат

    По общему правилу работодатели должны регулярно повышать зарплату своим сотрудникам. Это прописано в Трудовом кодексе. Однако законодательная формулировка достаточно расплывчата, поэтому сейчас в Госдуме обсуждаются изменения.

    В частности, текст планируют дополнить уточнением частоты повышения зарплаты, например, не реже одного раза в год. Конкретный размер индексации должен определяться специальным документом, а при его отсутствии — уровнем инфляции.

    В то же время есть интересное дополнение. Коммерческие организации должны повышать зарплату своим сотрудникам только при наличии прибыли за предыдущий отчетный период. Таким образом, законодательная норма не гарантирует, что вы сможете рассчитывать на увеличение своего дохода. Но, если компания не индексирует зарплаты намеренно, от нее потребуют выплаты штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

    Сколько получат лучшие соцработники в 2021 году?

    Относительно роста заработных плат можно сказать, что повышение будет. Однако, здесь как всегда есть «но».

    Рост окладов обеспечит индексация заработных плат соцработникам в России, но повышение будет не очень большим – в пределах 6 %. К примеру, если заработная плата составляет 15 000 рублей – оклад имеется ввиду, то размер прибавки будет равен примерно 900 рублей. Не стоит забывать о том, что индексации подвергаются исключительно чистые оклады бюджетников, без премий, надбавок за дополнительную работу и других стимулирующих выплат. Полностью зарплата может быть и 20 000, но оклад меньше, именно он умножается на коэффициент индексации.

    Дополнительно средства из государственного бюджета на рост заработных плат для этой категории государственных служащих выделять не планируется.

    Информация о том, будет ли сокращение соцработников в 2021 году, в прессе не обсуждается. Не так давно вся бюджетная сфера претерпела волну сокращений на фоне реорганизации многих служб, но на 2021 год масштабное сокращение сотрудников в социальной сфере точно не планируется.

    Естественно, возможна обычная текучка кадров, и есть вероятность того, что будут меняться некоторые должности, в результате чего людей могут переводить на другую работу, но сокращать соцработников не планируют.

    Откровенно говоря, профессия социального работника появилась относительно недавно – в девяностые годы. Однако она играет очень большую роль в развитии общества, и отрицать это уже просто бессмысленно.

    Пусть ставка соцработника на 2021 год в РФ кардинальным образом не изменится, но власти прекрасно осознают важность подобного труда, поэтому правительство Российской Федерации ещё в 1995-м году приняло законопроект по поводу того, что можно получить почётное звание социального работника. Оно входит в государственную наградную систему России, то есть дает некие привилегии и повышает престиж профессии в целом.

    Правительство РФ утвердило Постановление от 24.11.2020 № 1912 «О размерах единовременного денежного поощрения лучших работников системы социального обслуживания в 2021 году»


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *