- Уголовное право

Когда и на какие виды транспорта нужны права категории м

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда и на какие виды транспорта нужны права категории м». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Затем проводится практический экзамен в ГИБДД на получение категории М. Во время него оценивается умение трогаться с места, маневрировать, использовать зеркала заднего вида. Проверяются и иные знания, которыми человек должен обладать для использования транспортного средства. Весь комплекс упражнений состоит из 3 частей. Если человек выполнил их все, считается, что он сдал экзамен. На пересдачу направляются лица, которые не выполнили упражнения.

Таблица возраста для получения прав

Категория Обучение в автошколе Сдача экзамена Получение удостоверения
М — мопеды
А1 — мотоциклы до 125 см3
16 16 16
А — мотоциклы 18 18 18
B — легковые автомобили
C — грузовые автомобили
16 17 18
D — автобусы 20
(18 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
Tm — трамваи
Tb — троллейбусы
20 21 21
BE, CE, DE — составы транспортных средств после 1 года стажа после 1 года стажа после 1 года стажа

Проходить медкомиссию необходимо до того, как человек отправится на обучение в автошколу на категорию М. Врач имеет право ограничить лицо в некоторых действиях или отказать в оформлении прав из-за медицинских показаний. В результате появляется риск потратить деньги впустую. Средняя стоимость обследования составляет порядка 2.000-2.500 руб.

Выезжая на дорогу, человек обязан соблюдать правила езды на мопеде. Они отражены в ПДД РФ. Категорически запрещено садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Водители мопедов обязаны передвигаться по правому краю проезжей части или велосипедной дорожке. Необходимо объезжать троллейбусы и трамваи.

Категорически запрещено держаться за руль одной рукой, пересекать дорогу по пешеходным переходам, перевозить детей без специальных устройств, а также принимать участие в буксировке. Перевозка крупногабаритных выступающих предметов также недопустима.

Как правильно выбрать автошколу

К выбору учебного заведения нужно отнестись с ответственностью. Иначе водитель рискует зря потратить свое время и деньги. Идеальным вариантом будет уже проверенная автошкола, обладающая лицензией на выдачу удостоверения категории М.

При выборе нужно обращать внимание на следующие факторы:

  • Цена обучения. Она не должна быть очень высокой, но также не стоит обращать внимание и на очень низкие стоимости. Содержать автошколу недешево, поэтому если они предлагают обучение по заниженной цене, то качество обучения явно будет таким же низким.
  • В каком состоянии находится автопарк школы и транспортная площадка. В наличии должны быть все необходимые виды транспортных средств, которые находятся в надлежащем состоянии. Учебная площадка должна быть оснащена необходимыми реквизитами для обучения.
  • Документация. Автошкола должна обладать лицензией на обучение водителей категории М, срок которой еще не истекает. Учебная программа должна полностью соответствовать требованиям ГИБДД.

Разница между категорией прав М и А

Разница между правами категории М и А регламентируется статьями 25 и 26 № 196-ФЗ. Главное отличие заключено в объёме двигателя транспортного средства.

Так права категории М дают возможность управлять транспортным средством (мопедом, скутером, квадрициклом) объёмом двигателя не более 50 кубов. На момент получения прав водителю должно исполниться 16 лет.

Категория прав А1 даёт возможность управлять лёгкими мотоциклами с объёмом двигателя до 125 кубов. Возрастной ценз также 16 лет.

А вот категория прав А распространяется на все классические мотоциклы, которые ещё могут иметь в комплектации дополнительно боковую коляску. К управлению данным транспортом допускаются люди, достигшие 18 лет.

Категория М успешно заняла ранее пустующую нишу, которая никогда не регламентировалась до этого. И теперь все, у кого имеется во владении мопед или скутер обязаны соблюдать правила дорожного движения на ровне с другими участниками. Также за нарушение правил они будут привлечены к ответственности, как и водители автомобилей. Им может быть выписан штраф или административное наказание. За более грубое нарушение могут изъять права.

Сколько стоит сдать на категорию М

Если вы желаете стать полноправным участником дорожного движения и получить категорию М, то придется заплатить:

  • 2 тыс. руб. или 3 тыс. руб. (нового поколения) — государственная пошлина за водительское удостоверение. Сумма ниже (1 400 руб. или 2 100 руб.), если вы оплатите пошлину через сайт Госуслуги.
  • От 7 тыс. руб. до 35 тыс. руб. — стоимость обучения на категорию М в автошколе. Цена зависит от региона, в котором вы собираетесь пройти обучение на управление мопедом, а также от предоставляемых услуг (получение медицинской справки, топлива, предоставление школьного ТС на экзамене).
  • От 1 500 руб. до 2 тыс. руб. — оплата медицинской справки для допуска к управлению ТС категории М.

Закон регламентирует действия государственных служб, высокопоставленных должностных лиц и простых граждан. Кто допускается управлять мопедами и скутерами по специальным правам с категорией М, утверждено в основных положениях статьи 25 федерального закона №196, законодательный акт прошел редакцию в 2018 г.

В КоАП РФ и статье 12.29 ч.2 обосновано повествуется, какую ответственность несут граждане, управляющие средствами передвижения с установленным двигателем, не превышающем объём 50 куб.см. и мощностью в пределах 400 кВт.

ТС данного статуса принадлежат механизмы с двумя или тремя колесами, имеющие определенные параметры и называемые:

  • скутерами;
  • квадроциклами;
  • мопедами;
  • велосипедами, если они оборудованы навесными двигателями.

Ездить на подобных агрегатах разрешено со скоростью, не превышающей 50 км. в час.

В ПДД п.1.2 даётся четкая характеристика, что относится к мопедам. Только с 2014 года техника этого статуса стала считаться ТС. Причина — увеличение количества аварийных ситуаций, фигурантами в которых присутствуют подростки, управляющие различным механическим транспортом.

В отношении малолетних нарушителей правомочным органам было трудно разобраться, если проступки совершались на проезжей части дорожного полотна, не было закреплено законодательной базы из-за следующих нюансов:

  • они полноценные участники движения на дороге;
  • водители не знают элементарных правил;
  • их средства передвижения нигде не зарегистрированы.

Виды категорий водительских прав

Категория водительских прав — это обозначение групп транспортных средств, за рулем которых могут ездить водители при получении удостоверения. В 2020 году выделяют пять основных видов категорий прав:

  • А. Согласно российскому законодательству, права категории A дают возможность ездить россиянам на мотоциклах, мотоколясках. Также в эту группу можно отнести трехколесный транспорт с габаритами не более 400 кг.
  • В. В эту группу входят автомобили, масса которых не превышает 3.500 кг с количеством сидячих мест не более 8 штук. Также в группу относят средства передвижения с прицепом, масса которого не выходит за пределы 750 кг. Получая права категории В, водитель имеет возможность водить легковой автотранспорт, небольшие газели, минивены, внедорожники.
  • С. В эту группу входит автотранспорт, габариты которого держатся на уровне от 3500 кг до 7500 кг. Права позволяют управлять грузовым транспортом, тяжеловозами с прицепом. Категория С не дает возможности ездить на легковых автомобилях небольших габаритов.
  • D. Права категории D позволяют управлять межгородским транспортом с более чем с 8 местами для пассажиров. В эту группу относят автобусы, маршрутное такси.
  • М. К этой категории можно отнести небольшие мотоциклы, мопеды, квадрициклы. Водить транспорт, относящийся к этой категории, могут автомобилисты, имеющие ВУ любой другой категории.

Также существуют подкатегории водительских удостоверений. Например, А1 (легкие мотоциклы), С1 (средние грузовые автомобили), D1 (мини-автобусы).

Каким транспортом можно управлять с «М» правами?

ВУ типа М позволяет водить легкие мотоциклы, квадрициклы, мопеды, скорость которых не превышает 50 км/ч:

  • Мопеды. Этот вид транспорта с 2 или 3 колесами с объемом не более 50 куб см. В эту категорию можно отнести электротехнику с мощностью в районе 250-4000 Вт. Согласно правовой базе, для получения ВУ категории М скорость мопеда не должна быть выше 50 км/м.
  • Квадроциклы. Четырехколесный транспорт. Для получения вида прав М квадроциклы не должны разгоняться более чем до 45-50 км/ч. Максимальная мощность двигателя — 4 кВт. Масса машины должна находиться в районе 350 кг. Если показатели квадроцикла превышают допустимые нормы, то водители получают права B. Этот вид средства передвижения отличается от квадроциклов. Для вождениях квадроцикла граждане должны иметь навыки машиниста-тракториста. Поэтому буква М в этом случае для передвижения не подойдет.

Квадроциклы считаются отдельным видом средств для передвижения. Их используют для поездок по определенной местности. Квадроциклы же подходят для передвижения по городу.

Можно ли ездить без прав?

Мотоциклист – это водитель, который управляет транспортом повышенной опасности. Поэтому на любой вид мототранспорта нужны права. Ведь права – это подтверждение водительской компетенции.

Но если все-таки вы решились прокатиться на мотоцикле, не имея прав, знайте, что вы рискуете быть оштрафованным. Первое попадание обойдется в 15 000 рублей, а в последующие – уже в 30 000 рублей. Также безответственного водителя могут арестовать на 15 суток, а мотоцикл (мопед/ скутер) могут отправить на штрафстоянку. Предъявляемое водительское удостоверение должно иметь категорию того транспорта, которым управляет водитель. То есть если это мотоцикл более 125 кубов, то удостоверение должно быть категории «А», а не «А1» или «М».

Водитель, выезжающий на дорогу общего пользования, должен помнить о том, что он не один на дороге, есть еще и другие участники движения, и пешеходы. И желательно, чтобы при выезде на общественные дороги, водитель имел хорошо отточенные навыки вождения.

Читайте также:  Ветеран труда республики коми как получить в 2021 году

Порядок получения прав на управление мотоциклом

Чтобы вас допустили к экзамену на права, нужно подтвердить, что у вас нет медицинских противопоказаний. С какими заболеваниями нельзя садиться за руль, определяет закон. Поэтому в первую очередь нужно пройти медкомиссию, чтобы получить медицинскую справку (форма 003). Для её оформления понадобится паспорт и две фотографии 3х4 см. Далее нужно подать документы на обучение в автошколе. Чтобы не ошибиться с выбором и получить качественные знания, следует обратить внимание на:

  • наличие лицензии и аккредитации от МВД РФ;
  • отзывы на разных интернет-площадках;
  • опыт работы — желательно от 5 лет.

В хорошей автошколе будет современный парк машин, чтобы студенты могли выбрать модель, наиболее близкую к той, на которой они потом будут ездить. Обратите внимание и на возможность сменить инструктора. Важно заниматься с тем человеком, с которым вам комфортно. Перед тем как сдать на права, необходимо пройти обучение. Затем следует экзамен. Испытание состоит из двух частей — теории и практики. Сначала тестируется уровень знаний правил дорожного движения. Затем кандидат показывает свои умения управлять транспортом. В практическую часть входит демонстрация таких навыков:

  • скоростное маневрирование;
  • безопасная остановка и высадка;
  • движение в габаритном коридоре;
  • выполнение элемента «восьмёрка»;
  • упражнение «змейка»;
  • парковка и выезд.

Не всегда экзамен удаётся сдать в первого раза. Повторная пересдача возможна в течение полугода. Если по каким-либо причинам ученик не успевает пересдать практику по мотоциклу, то теоретическую базу на категорию придётся сдавать заново. Итоговая стоимость обучения в школах может колебаться от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от региона. Полный учебный курс длится около двух с половиной месяцев. В процессе теоретической подготовки студентам обязательно преподают:

  • общие правила движения;
  • дорожную разметку и знаки;
  • особенности работы светофоров;
  • основы первой медицинской помощи;
  • устройство мотоцикла и его принцип действия;
  • безопасность и выбор экипировки.

Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.

Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:

  • А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
  • А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
  • А – для мотоцикла свыше 125 кубов

Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.

Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.

Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.

Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.

Читайте также:  Разовые выплаты пенсионерам c 1 января 2023 года: последние новости из Госдумы

Чтобы определить, нужно ли сдавать на права для управления мопедом, предварительно следует разобраться, какие транспортные средства относятся к ним. Определение мопеда указано в ПДД. Это 2-х и 3-х колесные транспортные средства с определенными техническими параметрами:

  • развиваемая скорость — не более 50 км/ч;
  • объем двигателя — меньше 50 куб. см (для электродвигателя — мощность 0,25 кВт – 4 кВт).

К мопедам относятся и квадрициклы, если их технические характеристики подходят под вышеуказанные параметры.

Когда начинают обучение в автошколе

Ходить в автошколу можно с 16 лет. Подростков обучают управлению мопедами или скутерами – двухколесным мототранспортом с объемом двигателя до 50 куб. см. Семнадцатилетние могут учиться управлять легковым авто или грузовиком массой до 3,5 тонн (категории В и С). С 17 лет, согласно Постановлению Правительства № 1090 от 23.10.93, разрешена учебная езда на автодроме, закрытых площадках и на дорогах в учебном автомобиле в сопровождении инструктора. А вот обучаться вождению мотоцикла можно только с 18 лет.

Если с детства влечет мир моторов – можно до шестнадцатилетия штудировать правила и разбирать ситуационные задачи на автосайтах. Хотя ПДД постоянно меняются, основные их постулаты сохраняются десятилетиями. Уверенное знание теории поможет в будущем успешно проэкзаменоваться.

Положения законодательства создают оптимальные условия для потенциального водителя, решившего сесть за руль сразу после совершеннолетия:

  • В 16 лет подросток может записаться в автошколу, пройти курс теории и получить ВУ категорий «М» и «А1», чтобы самостоятельно управлять легким двухколесным транспортом.
  • В 17 лет, согласно п.3 ст. 26 ФЗ № 196 от 10.12.95, молодые люди допускаются в сдаче экзаменов на категории B и C, и, при удачной экзаменовке им вручают свидетельство об окончании автошколы. Права пока выдавать нельзя.
  • 18 лет можно получить ВУ категорий «B» и «C», а при желании еще и обучиться вождению тяжелого мотоцикла.

Учиться водить пассажирский автотранспорт, согласно п. 12.4 Постановления №1090 от 23.10.93, разрешается с 20 лет. Исключение – будущие военные водители, направленные в автошколу от военкомата. Для них законодательно разрешено обучение на категории D и D1 с 18 лет.

Управление легковым авто

Легковой транспорт в РФ подразделяется на категории по количеству пассажиров и массе транспортного средства. Если общая масса машины не превышает 3,5 тонны, а общее число перевозимых людей не превышает 8 человек, то начать обучение на управление таким транспортом можно с 16 лет. Практические занятия производятся с установкой зеркал и педалей для инструктора. К экзаменам учащийся допускается только с 17 лет. При этом срок окончания обучения в автошколе не играет никакой роли.

ВНИМАНИЕ !!! Управлять легковым авто получивший права водитель сможет только после достижения 18-летия. Водить можно и раньше, но рядом с несовершеннолетним водителем должен обязательно находиться инструктор. Если ранее управление легким транспортом требовало открытия категории «В» или «С», то теперь появилась масса других подкатегорий, к которым можно отнести «В1», «В1Е», «С1», «С!Е» и «Е». Все эти категории и подкатегории будут доступны будущему водителю только после наступления совершеннолетия.

Последний вид категории открывается для вождения автомобиля с тяжелым прицепом или полуприцепом. К тому же открытие категории «ВЕ», позволяющей управлять тягачом с прицепом, «С1Е» или «СЕ» станет доступной к открытию только с 19-летнего возраста.

Чтобы будущий водитель получил допуск к тестированию, необходимо некоторое время потратить на обучение в автошколе. Для каждой категории установлен свой определенный период. Если ранее можно было обойтись без документа, свидетельствующего об окончании автошколы, то теперь без документа о потраченных часах на обучение, желающий получить права не сможет быть допущен к экзамену.

При желании получить категории «А», «М» или «А1», необходимо потратить на обучающий процесс не менее 122 часов. Обычно это составляет полтора месяца. Категория «В» является более сложной, поэтому учащийся должен провести в автошколе не менее 190 часов. Зачастую курс обучения рассчитан на 3 месяца.

Обучатся вождению на категорию «С» или «Д» нужно будет 2 месяца, а открыть дополнительную категорию «Е» можно за 1,5 месяца. Новое законодательство позволяет водителям категории «С» потратить намного меньше времени на обучение категории «В». Можно также пройти переподготовку, имея на руках действующие права. Учитывая, что знание теории уже проверены предварительно сотрудниками ГАИ, изучаться просто основы управления транспортом. Поэтому на получение определенной категории может потребоваться некоторое количество времени.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *