- Возврат товаров

ЕГЭ. Экономика. Тема 22. Налоги

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕГЭ. Экономика. Тема 22. Налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

  • Фискальная — формируют государственный бюджет
  • Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
  • Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
  • Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).

Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.

Был принят:

1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу

1 января 1999 г.

2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.

Так, с 1 января 2003 года введены поправки:

  • введён транспортный налог
  • упрощённая система налогообложения

На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.

Тесты к дисциплине: «Налоги и налогообложение»

Возникновение и развитие налогообложения

1. Что являлось первоначальной формой налога:

а) поземельный налог;

б) поголовная подать;

в) жертвоприношение

2.В каком из древних государств уже существовала налоговая система:

а) Древняя Греция;

б) Древний Египет;

в) Древний Рим

3.В каком из древних государств уплата налогов носила добро­вольный характер:

а) Византия;

б) Древняя Русь;

в) Древняя Греция

4.Кто занимался сбором налогов в древних государствах:

а) налоговые служащие;

б) откупщики;

в) комиссия при министерстве финансов?

5.В каком из древних государств налоги не взимались в мирное время:

а) Древняя Русь;

б) Древний Египет;

в) Древний Рим

6. Какой налог являлся наиболее обременительным в Древней Руси во времена нашествия татаро-монгольского ига:

а) гербовый сбор;

б)«выход», взимаемый с каждой души мужского пола и голо­вы скота;

в) «соха»?

7. При каком российском императоре/императрице была введе­на подушевая подать:

а) Екатерине II;

б) Александре I;

в) Петре I

8.При каком российском императоре/императрице началась поэтапная отмена подушевой подати:

а) Петре I;

б) Александре III;

в) Екатерине II?

9. Какие налоги занимали наибольший удельный вес в казне Российского государства при Петре I:

а) прямые;

б) косвенные;

в) равнозначно и прямые, и косвенные?

10. Каким образом отразилась на доходной части российской казны замена винных откупов на питейные акцизы:

а) доходы не изменились;

б) доходы увеличились;

в) доходы снизились?

11. Какие налоговые преобразования были осуществлены в пе­риод правления Александра II:

а) введены питейные акцизы;

б) увеличена подушевая подать;

в) повышены ставки поземельного налога

12. Когда была отменена подушевая подать в России:

а) в XV в.;

б) в XIX в.;

в) в XVII в.

13. Каков вклад министра финансов СЮ. Витте в реформиро­вание системы налогообложения в России:

а) предпринята попытка практической реализации принци­па соразмерности налогообложения;

б) заменены винные откупа на питейные акцизы;

в) учреждены специальные органы, обеспечивающие конт­роль за сбором налогов?

14. Какая функция была присуща налогам в древних государ­ствах:

а) стимулирующая;

б) регулирующая;

в) фискальная

Элементы налога

1. Налог — это:

а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физи­ческих лиц;

б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юри­дических и физических лиц;

в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж,

взимаемый с юридических и физических лиц в целях фор­мирования государственных финансов.

2. Какой из перечисленных элементов налогообложения не яв­ляется обязательным при установлении налога:

а) налоговая база;

б) налоговая ставка;

в) налоговые льготы

3. Налоговая ставка — это:

а) процентная величина от объекта налогообложения;

б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;

в) фиксированная величина от объекта налогообложения.

4. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение на­лога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:

а) у источника выплаты;

б) по декларации;

в) когда налог исчисляется налоговым органом

5. Прогрессивное налогообложение — это:

а) уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

б) увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

в) когда налоговая ставка не изменяется.

6. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:

а) при косвенном налогообложении;

б) при прямом налогообложении;

в) никогда не являются?

7. Налоговая база — это:

а) предмет, подлежащий налогообложению;

б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта налогообложения;

в) период времени, по истечении которого возникает обязан­ность исчислить и уплатить налог.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

8. Обязанность уплатить налог возникает, если:

а) установлена налоговая ставка и налоговый период;

б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;

в) установлены налогоплательщики и все элементы налого­обложения.

Классификация налогов

1. К какому налогу следует отнести транспортный налог по уровню установления:

а) к местному;

б) федеральному;

в) региональному

2. К какому налогу следует отнести налог на прибыль в зависи­мости от принадлежности к уровню бюджета:

а) к закрепленному;

б) регулирующему;

в) налогу с процентной (пропорциональной) ставкой налога?

3. Как классифицируются налоги в зависимости от их исполь­зования:

б) на федеральные, региональные и местные;

в) общие и специальные;

а) прямые и косвенные

4. Налог на имущество физических лиц в за��исимости от ставок налогообложения относится:

а) к налогу с твердой ставкой;

б) налогу с процентной прогрессивной ставкой;

в) налогу с процентной пропорциональной ставкой.

5. Земельный налог:

а) полностью зачисляется в местный бюджет;

б) распределяется между местным и федеральным бюджетом;

в) распределяется между федеральным и региональным бюд­жетом.

6. Налог на добавленную стоимость взимается:

а) с юридических лиц;

б) с физических лиц;

в) с юридических и физических лиц.

7. Как классифицируются налоги в зависимости от уровня вла­сти, устанавливающего их: а) налоги с твердой и процентной ставкой;

б) прямые и косвенные;

в) федеральные, региональные и местные

8. К какому налогу относится единый социальный налог в за­висимости от принадлежности к уровню бюджета:

а) закрепленному;

б) регулирующему;

в) налогу с твердой (регрессивной) налоговой ставкой

9. К специальным налогам относятся: правильный ответ (ЕСХН, УСН, ЕНВД)

а) налог на прибыль и налог на имущество организаций;

б) налог на доходы и имущество физических лиц;

в) транспортный налог, единый социальный налог.

10. Как классифицируются налоги в зависимости от принад­лежности к уровню бюджета:

а) прямые и косвенные;

б) общие и специальные;

в) закрепленные и регулирующие

Функции налогов

1. Регулирующая функция налогов позволяет государству:

а) обеспечивать пополняемость бюджета;

б) стимулировать предпринимательскую активность;

в) регулировать экономические процессы внутри страны.

Виды налоговой ставки

Налоговая ставка – это величина налога, которая приходится на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли и так далее).

Понятие и классификация видов бюджета

Слово бюджет английского происхождения, оно переводится как «сумка с деньгами», «финансовая смета», «кошель». Бюджет представляет собой специальную систему планирования доходов и расходов, рассчитанную на определенный временной интервал (неделю,месяц, полгода, год, несколько лет).

Два показателя, на основе которых составляется роспись бюджета – это доходы и расходы (отдельного человека, семьи, предприятия, государства). Доходная часть бюджета включает в себя общее количество денежных средств и экономических благ, поступающих за определенный промежуток времени, расходная часть – представляет собой совокупность всех трат, совершаемых за этот же временной интервал.

От правильного расчета доходной и расходной части бюджета зависит эффективное использование имеющихся материальных ресурсов, улучшение или ухудшение финансового положения, какотдельного частного лица,так и целого государства.

Экономисты выделяют следующие виды бюджетов:

  • общегосударственный(национальный)– формируется на уровне государства;
  • региональный бюджет – формируется на уровне субъектов Федерации;
  • местный – образуется на уровнегосударственных административно-территориальных образований (сел, поселков, муниципальных районов);
  • производственный бюджет – включает в себя смету доходов и расходов предприятия (фирмы), его финансовый план на некоторый промежуток времени.

1. Ниже приведен список примеров различных благ. Все они, за исключением двух, относятся к общественным благам. Найдите два примера, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) услуги охраны
2) фундаментальная наука
3) служба МЧС
4) уличное освещение
5) муниципальная дорога
6) сотовая связь

2. Функциями государства в рыночной экономике являются:

1) стабилизация экономики
2) компенсация негативных внешних эффектов
3) регулирование ценообразования
4) повышение производительности труда работников предприятия
5) регулирование денежного обращения
6) централизованное распределение ресурсов

3. Государство Z проводит активную политику в сфере занятости, трудоустройства и бизнеса. Найдите в приведенном списке примеры прямых (административных) методов, используемых для достижения этой цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расширение системы госзаказов
2) установление минимального размера оплаты труда работников
3) введение льготного налогообложения для самозанятых граждан
4) установление квот (минимального количества рабочих мест) для приема на работу выпускников вузов, инвалидов и т. д.
5) увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых индивидуальным предпринимателям

4. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Прямые налоги взимаются только с предприятий-монополистов.
2) Налоги — это добровольные платежи физических и юридических лиц в пользу государства.
3) Принципы построения налоговой системы в РФ — справедливость и экономическая обоснованность.
4) Государство использует механизм налогообложения для повышения благосостояния граждан с низкими доходами.
5) Уменьшение налогового бремени приводит к снижению темпов инфляции.

5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

НАЛОГ/СБОР

A) акциз
Б) таможенная пошлина
B) налог на наследство
Г) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
Д) налог на прибыль организации

ВИД

1) прямой
2) косвенный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть А

A1. Обязательный платеж, взимаемый государством с фи­зических и юридических лиц:

1) налог
2) штраф
3) выкуп
4) процент

А2. Сводный план сбора доходов и расходов государства:

1) акциз
2) бюджет
3) дефицит
4) внутренний долг

А3. Верны ли суждения о государственном долге:

а) госу­дарственный долг бывает внешним и внутренним;
б) пога­шение государственного долга является расходной частью бюджета?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о роли государства в экономике:

Читайте также:  Трудовой договор и договор ГПХ: различия и риски

а) роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка;
б) роль государства в экономи­ке — это компенсация потерь разорившимся предприни­мателям?

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:

1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);

2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);

3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций привело к поступлению в государственный бюджет значительных средств);

4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности, день поступили в бюджет страны).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие источники доходов государственного бюджета

Поступление налогов в Федеральный бюджет Российской Федерации за 2013 — 2015 год

Налог

2013 год

(млрд. рублей)

2014 год

(млрд. рублей)

Изменения в %по отношению к 2010 году.(%)

2015 год

(млрд. рублей)

Изменения в %по отношению к 2015

году(%)

1

2

3

4

5

6

Налог на прибыль

255,0

223,9

0,8

375,8

1,7

Налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ

1384,0

1985,0

1,4

1988,8

1

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

1328,7

1237

0,09

1886,1

1,5

Акцизы

113,9

231,8

2,0

341,9

1,5

Налог на добычу полезных ископаемых

1408,3

2007

1,4

2442,8

1,2

Динамику поступления доходов федеральный бюджет РФ за 2014-2015 гг. можно проследить на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 Гистограмма-Динамика поступления налогов в федеральный бюджет РФ в млрд. руб.

Важный обобщающий показатель системы налогообложения — распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно в бюджетных системах главную роль играет федеральный (в унитарных государствах — центральный) бюджет.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Налоговая система России с самых первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику. За счет налоговых поступлений финансируются социально-экономические программы, содержатся государственные структуры, обеспечивающие существование и функционирование государства.

Возникновения государства как политического института, нуждающегося в финансировании, и развитие рыночных отношений потребовали, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему. Наличие соответствующей налоговой системы представляет собой ключевую макроэкономическую задачу.

Актуальность данной темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России. Предмет исследования — совокупность экономических отношений, связанных с развитием системы налогообложения в Российской Федерации.

Цель — исследование недостатков налоговой системы, нахождение направлений ее совершенствования, а также рассмотрение налоговой системы в целом.

В соответствии с целью исследования, я определила следующие задачи:

  • определить сущность, виды, функции налогов
  • определить структуру налогообложения
  • определить элементы налогообложения
  • выявить проблемы налоговой системы
  • найти способы совершенствования налоговой системы

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие налогов, их сущность и виды. А также рассказывается о структуре и элементах налогообложения. Во второй главе исследуются проблемы налоговой системы Российской Федерации, а также способы ее совершенствования.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Итак, подведем итоги данной курсовой работы:

1. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

2. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну.

Читайте также:  Совокупность преступлений. Комментарий юриста

3. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекать инвесторов в предприятия России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.

4. Остаются также актуальными вопросы налогового администрирования, и несовершенство главных налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций и НДС).

5. Проблема совершенствования налоговой системы очень значима на сегодняшний момент, об этом свидетельствуют предложения российских экономистов по оптимизации налогообложения. Так, предприниматели Торгово-промышленной палаты России выделяют помимо прочих, следующие пути реформирования: создание условий для развития малого и среднего бизнеса (в т.ч. инновационных предприятий), ослабление налоговой нагрузки крупнейших налогоплательщиков, совершенствование НДС, внедрение новой амортизационной политики и пр. Предлагается и более кардинальный путь, с моей тоски зрения, — это создание новой системы налогов взамен старой. Новая унифицированная система, по мнению автора, является более эффективной и оптимальной для современных условий развития экономики.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *