Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовая грамотность. Самоучитель для водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие водители после требования дорожно-патрульной службы остановиться выходят из машины. Этого делать не нужно – вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве, пока сотрудник ДПС подходит, представляется и объясняет причину остановки.
Права водителя при остановке ДПС
Важно! Водитель имеет полное право не останавливаться по требованию ДПС в темное время суток в неосвещенных малолюдных районах. Право также продолжает действовать, когда вас останавливает одиночный автомобиль без опознавательных знаков, который по вашему мнению не является дорожно-патрульным средством.
В данном случае необходимо сообщить о ситуации на ближайшем посту ГИБДД.
В случае остановки сотрудником ДПС, водитель имеет полное право записывать общение с инспектором на все доступные аудио- и видеоустройства, чтобы иметь возможность в случае необходимости доказать свою правоту.
При остановке вежливо поздоровайтесь с сотрудником ДПС и осведомитесь о причине остановки. В случае, если повод не был вам четко назван и сформулирован, вы имеете полное право продолжить движение, предварительно спросив разрешение.
Водитель имеет право потребовать от сотрудника ДПС предъявить его служебное удостоверение и сообщить о ситуации на пост ГИБДД в случае его отказа.
Права инспектора ГИБДД
Инспектор дорожно-патрульной службы имеет полное право остановить транспортное средство в таких случаях:
- Безопасность дорожного движения нарушена, и этот факт зафиксирован при помощи специальных технических средств или визуально;
- Имеются данные об участии данного средства в противоправных мероприятиях или об угоне;
- Переданные ориентировки на задержание от других сотрудников ДПС или участников дорожного движения, подкрепленные визуальным наблюдением признаки причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, преступления или любого другого правонарушения;
- Необходимость опроса присутствующих в автомобиле людей, которые являются свидетелями ДТП;
- В случае привлечения водителя или пассажиров в качестве понятых;
- Необходимость эксплуатации транспортного средства в служебных целях в соответствии с абз.5 п.4 Административного регламента;
- Потребность в остановке для оказания водителем помощи другим водителям, пассажирам, пешеходам или сотрудникам ДПС;
- Специальных процедур контроля транспортных средств, перемещающихся в них лиц или грузов;
- Проверки документации водителя, технического средства передвижения, присутствующих пассажиров или грузов.
Во всех этих случаях сотрудник ДПС обязан четко представиться и объяснить причину остановки водителю транспортного средства.
Европротокол при дорожно-транспортном происшествии
Европротокол – это возможность оформления ДТП его участниками самостоятельно без присутствия сотрудников дорожно-патрульной службы в ситуациях, если дорожное происшествие небольшое и пострадавших нет.
Документ позволяет избежать нежелательных пробок после аварии. Вам также не придется тратить время, дожидаясь сотрудников патрульной службы.
В каких случаях появляется право на оформление водителями Европротокола в России:
- Если в происшествии участвует не менее и не более двух средств передвижения;
- Пострадавшие и жертвы вследствие аварии отсутствуют;
- Любое другое имущество вокруг, кроме автомобилей, не имеет ущерба;
- Оба транспортных средства зарегистрированы в страховой компании «ОСАГО» или «Green Card»;
- Участники происшествия не имеют разногласий по поводу случившегося.
После обязательного самостоятельного заполнения документа и донесения его до своего страхового полиса водитель вправе получить компенсационную сумму в размере 50000 рублей. Существует возможность выплаты и в 400000 рублей, но при этом ваше транспортное средство должно быть оснащено спутниковыми системами, чтобы страховая компания могла установить примерное местонахождение автомобиля во время аварии.
При договоренности о составлении данного документа, оба водителя должны зафиксировать самостоятельно и при помощи технических средств следы аварии: следы тормозного пути шин, осыпи, трещины и вмятины. Нужно зафиксировать положение автомобилей на момент совершения аварии и переписать номера обоих транспортных средств.
Порядок составления Европротокола:
- Пользуйтесь только шариковой ручкой;
- Бланк заполняется обоими водителями – для каждого имеется своя колонка;
- Каждый из участников в самостоятельном порядке заполняет обратную сторону;
- Документ заполняется в двух экземплярах. Когда лицевая сторона обоих заполнена, их нужно разрезать;
- Оба водителя должны расписаться 2 раза: под приведенными данными и под «Согласием». На обратной стороне расписывается тот водитель, которому данный экземпляр принадлежит.
При разрезании возможно внесение различных исправлений и пояснений с обязательным проставлением подписи обоих участников.
После этого в течение 5 дней вы должны передать страховой компании извещение и приложить к нему требование о страховом возмещении ущерба, если виновником аварии выступает другой водитель. Помните, что приступать к ремонту автомобиля можно только через 15 дней после произошедшего либо с письменного разрешения вашей страховой компании.
Права водителя при остановке ГИБДД
Preluarea articolelor de pe www.autoblog.md se realizează în limita maximă de 500 de semne. În mod obligatoriu, trebuie citată sursa și autorul informației, iar în cazul portalurilor informaționale trebuie indicat și linkul direct (ACTIV) la sursă în lead. Preluarea integrală se poate realiza doar în condițiile unui acord încheiat cu redacţia AutoBlog.MD.
Materialele de pe www.autoblog.md sunt protejate de Legea 139 privind dreptul de autor și drepturile conexe, inclusiv de Codul Deontologic al Jurnalistului din Republica Moldova.
De către cititori, like-urile şi share-urile articolelor SUNT SALUTATE!
ПДД четко определяют список неисправностей автомобиля, с которыми нельзя ездить. Подпункт 10 пункт 4 раздела 2:
«Управлять транспортным средством с недействующей рабочей тормозной системой или рулевым управлением, неисправным сцепным устройством (в составе поезда), а в темное время суток на дорогах без искусственного освещения или в условиях недостаточной видимости — с не горящими (отсутствующими) фарами и (или) задними габаритными огнями, во время дождя или снегопада — с неисправными стеклоочистителями ветрового стекла;
Примечание. Недействующими считаются рабочая тормозная система или рулевое управление, которые не позволяют остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении с минимальной скоростью».
Остальные неисправности — дымящий двигатель, поврежденное ветровое стекло, «секущая» выхлопная — не являются поводом запрещать вам дальнейшее движение. Пункт 3 раздела 2:
«При возникновении в пути прочих неисправностей и условий, с которыми Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (далее — Основные положения) запрещена эксплуатация транспортных средств и которые водитель в состоянии обнаружить, он устраняет их, а если это невозможно, то следует к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».
Водители иногда превращаются в пешеходов.
Один из пунктов Правил, который нужно помнить абсолютно всем, — пункт 5 раздела 3:
«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы выходят на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода пешеходы не создают помех для движения транспортных средств и не выходят из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 1 раздела 14:
«Водитель транспортного средства уступает дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу».
Наверное, самый тяжелый для восприятия и запоминания пункт ПДД, который все-таки следует выучить каждому, но не для гаишников, а для себя — 2.7. Это перечень того, что запрещено водителю. Список внушительный:
«управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения;
передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, кроме обучаемых вождению, не имеющим при себе водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом (маршрутном) листе, либо лицам, не имеющим права управления или лишенным права управления транспортным средством;
пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
Если вам захотелось выполнить какой-нибудь трюк на трассе — делайте это так, чтобы не помешать другим водителям. Подумайте о том, что если трюк не удастся, вы можете создать аварийную ситуацию.
Когда обгоняют вас — не мешайте, лучше дайте водителю побольше места для обгона или немного снизьте скорость.
- Убрали норму об изъятия ВУ с запретом эксплуатации ТС для проведения производства по делу об административном нарушении.
- Обозначен порядок видеофиксации действий сотрудниками ГИБДД при ДТП без участия понятых и проверку ТС об установленном и рабочем тахографе.
- Внесен порядок оформления ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД и его применение. Старый регламенте не объяснял его применение.
- Уточнили действия при оформлении ДТП работниками ГИБДД, где имеются разногласия у участников ДТП. Скорректировали правила оформления дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
- Новый Приказ №664 ГИБДД разрешает использовать для доказательства нарушения ПДД видеозаписи и фотографии, сделанными третьими лицами, не участвующих в ДТП и которые не принадлежать сотрудникам полиции.
- Включает образцы документов, которые оформляют работники ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказ 185 от 2 марта 2009 года, изданный МВД РФ, ввел в рабочую практику инспекторов ГИБДД новый административный регламент, регулирующий их поведение при остановке автомобилей и устанавливающий причины остановки, правила осмотра машин и оформления протоколов. Регламент был призван дать руководство сотрудникам ДПС и другим полицейским по правильному обеспечению безопасности на дорогах.
185 Приказ ГИБДД в последней редакции относится к 22 декабря 2014 года. Она модернизировала ряд административных регламентов, включая правила регулирования дорожного движения, порядок задержания транспортных средств и проверки состояния водителя (медицинское освидетельствование на предмет алкогольного и наркотического опьянения).
В статье мы рассмотрим основные положения приказа 185 и дадим краткую характеристику основным разделам документа.
Административный регламент содержит более 20 страниц, полностью регулирующих действия сотрудников дорожной службы и круг их обязанностей. Документ содержит большое количество формальной информации, включая ссылки на законодательные акты, преамбулы и объяснительные записки. Если убрать лишнее, то можно выделить более 10 основных пунктов, включающих:
- Определение участников дорожного движения;
- Требования к внешнему виду сотрудников ДПС;
- Правила проведения медицинского освидетельствования на алкоголь;
- Правила общения инспекторов с водителями и пешеходами;
- Список лиц, которые вправе контролировать правильность дорожного движения;
- Условия досмотра, осмотра и обыска;
- Правила составления протоколов и постановлений на штраф;
- Полномочия гаишников (исчерпывающий список полномочий, вплоть до задержания и ареста);
- Требования к внешнему виду сотрудников;
- Способы контроля над ДД и правила пользования техническими средствами наблюдения;
- Причины для задержания пешеходов и водителей;
- Список оснований, по которым можно требовать от водителя выхода из автомобиля.
Регламент указывает, что контролировать дорожное движение могут не только органы ГИБДД различного уровня, но и сотрудники МВД (полиция), если они работают на спецобъектах или в зоне проведения специальных операций. Эти лица (в основном инспекторы Госавтоинспекции) должны быть в форменной одежде, с номерными знаками на груди и при служебных удостоверениях.
Гаишники должны всегда быть вежливыми с водителями или пешеходами, по требованиям 185 Приказа допускается только обращения на «Вы». Сразу после остановки участника ДД ему следует подробно объяснить причину задержания и предъявить удостоверение (по требованию). Общение можно записывать на диктофоны или иные средства видео- и фотофиксации – как инспекторам, так и участникам движения.
При проверке документов сотрудник ДПС обязан бережно к ним относиться. Если в документе присутствуют деньги или иные бумаги, то он обязан вернуть его водителю и попросить удалить все лишние предметы. Силовое воздействие допустимо только в случае прямой угрозы жизни и здоровью инспектора или окружающих.
Наблюдение за дорожным движением разрешается:
- На патрульной машине ГИБДД – в движении или на стоянке;
- Пешим способом;
- На стационарном посту ДПС.
ГИБДД Приказ 185 описывает все возможные основания в пунктах 63 – 83:
- Есть ориентировка на розыск автомобиля в связи с его угоном или совершенным на нем преступлении;
- В городе проводятся спецоперации;
- Несоответствие транспортного средства требованиям эксплуатации (неисправность некоторых частей, перегрузка и прочее);
- Опрос очевидцев дорожной аварии или помощь пострадавшим;
- Использование гражданского транспортного средства для пресечения преступных действий;
- Нарушение требований ПДД;
- Исполнение регулировочно – распорядительных требований.
Инспекторы вправе останавливать водителей с требованием обычной проверки документов только на постах ДПС.
185 Приказ ГИБДД разрешает подчиняться требованию сотрудников ДПС покинуть автомобиль можно только в указанных случаях:
- Водитель подает признаки сильного алкогольного или наркотического опьянения, болезненного состояния;
- Необходимо провести сверку VIN-номера, номера двигателя или кузова автомобиля;
- Есть необходимость провести осмотр или досмотр автомобиля на наличие запрещенных грузов, провести личный досмотр водителя;
- Нужно оказать первую помощь пострадавшим при аварии;
- Есть угроза безопасности инспектора или окружающих лиц;
- Следует устранить техническую неисправность транспортного средства.
При подозрении в алкогольном опьянении должностное лицо обязано предложить водителю пройти тест в присутствии двух свидетелей. Иногда у инспектора может не быть одноразовых тестов, тогда водителю придется проследовать в ближайшее полицейское отделение, которое располагает нужным оборудованием.
Сотрудник ДПС вправе потребовать переместить автомобиль на другое место, если его текущее положение создает помехи дорожному движению или он находится прямо на дороге (что представляет прямую угрозу жизни сотрудника). Также инспектор может попросить водителя проследовать в патрульную машину, если в этом есть необходимость.
Если водитель не исполняет законные требования, то 185 Приказ ГИБДД разрешает сотруднику передать информацию о нарушителе другим постам (или дежурному сотруднику), а также начать его преследование на патрульной машине. Для остановки машины может вызываться подкрепление (в том числе авиация и специальная техника). Допускается в крайних ситуациях использовать огнестрельное оружие.
Регламент ввел четкие инструкции для инспекторов, тем самым обеспечив водителям спокойную жизнь, лишенную встреч с недобросовестными сотрудниками.
Какие положительные воздействия Приказа выделяют?
- В точности зная свои права, нет необходимости тратить лишнее время на общение с инспектором;
- Для решения конфликтных ситу��ций автовладелец может затребовать телефон вышестоящего начальства;
- Установлены четкие причины остановки и правила досмотра и осмотра автомобиля;
- Разрешается ведение видео- и фотозаписи для фиксации общения с должностными лицами;
- Запрещена эвакуация автомобиля, если рядом с ним находится водитель;
- Снятие государственных номеров и лишение водительских прав возможно только на основании правильно составленного протокола.
Введение Административного регламента, как показывает статистика ГИБДД, снизило количество правонарушений сотрудников и уменьшило случаи необоснованных остановок водителей. Остановки стали использоваться в основном при нарушении ПДД.
Кроме оговоренных пунктов Приказа 185, в нем затронуто еще множество вопросов – от правил перевозки опасных грузов и составления постановлений до особых правил дорожного движения для иностранцев.
Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ
Многие даже опытные водители забывают о том, что за непропуск машин со спецсигналом согласно действующему законодательству грозит довольно-таки серьезная ответственность. Особенно если не пропустить «скорую помощь», которая, возможно, спешит к тяжелому больному или уже везет его в больницу.
Да, мы понимаем, что есть в России автомобили «скорой помощи», которые на самом деле не перевозят больных, а «транспортируют» за большие деньги ВИП-клиентов, которые платят за то, чтобы добраться куда-то без пробок. Но это не значит, что вы не должны уступать «скорой помощи» или любой другой службе.
Каждый новоиспеченный владелец водительского удостоверения старается сразу же сесть в автомобиль и отправиться в первое самостоятельное путешествие. Но в силу отсутствия опыта, новичок, оказавшись на дороге, сталкивается с проблемами.
Даже если окончили водительские курсы с отличием, рекомендую изучить советы начинающим водителям. С их помощью защитите себя и пассажиров от неприятностей.
Начинающий шофер недооценивает важность теоретических занятий, считая, что водительское удостоверение избавляет от соблюдения теории. Это заблуждение, опасное для здоровья водителя и других участников движения
Если получили водительское удостоверение, не спешите сразу отправляться в путешествие по оживленным городским улицам. Потренируйтесь на проселочной дороге, поближе познакомьтесь с автомобилем, оцените водительские навыки. Поездка должна приносить радость, а не становиться наказанием.
Никто не застрахован от непредвиденной ситуации. Обязательно купите страховку. Попав в аварию, не решайте проблему без участия инспекторов ГИБДД.
За рулем нет времени читать учебники или конспекты. Зная в совершенстве ПДД, будете уверенно себя чувствовать даже во время общения с инспекторами.
Изучите основные узлы машины. Знания помогут восстановить работу в случае незначительной поломки или защитят от мошеннических действий недобросовестных работников автосервиса.
Настроение шофера передается автомобилю. За рулем сохраняйте уверенность, спокойствие, сосредоточенность, совершая осмысленные и выверенные движения. На первых порах могут возникнуть трудности, но с опытом это пройдет. Получив контроль над машиной, не поддавайтесь соблазну погонять. Помните о боковых зеркалах, которые нужны не только при маневрировании.
На городской дороге, переполненной транспортом, иногда нужно сменить полосу или развернуться. Эти маневры кажутся простыми, но в реальности их выполнение в потоке требует терпения. Поверьте, лучше подождать и пропустить другую машину, чем неделями лежать в больнице после необдуманного маневра.
Другими автомобилям управляют тоже люди, нет ничего постыдного в том, чтобы выпустить авто со второстепенной дороги или пропустить пешеходов на переходе. Если сделаете ошибку, выскажите раскаяние. Уважая других, заставите уважать себя.
На любом повороте поджидают лишенные терпения пешеходы. Не каждый железнодорожный переезд оснащен светофором. Поэтому старайтесь поворачивать и преодолевать рельсы, не меняя передачи.
Двигаясь по дороге, не отвлекайтесь по сторонам. Оставите трассу без внимания на мгновение, и сразу же на пути появится пешеход или выбоина. Что говорить о резко остановившихся автомобилях.
Если предстоит преодолеть небольшое расстояние, садитесь за руль в удобной обуви. Управлять машиной, когда ботинок или каблук цепляется за соседнюю педаль, сложно.
В задней части любого авто есть стоп-сигналы, предназначенные для вас. Если впереди идущий транспорт еще далеко, а сигналы засветились, слегка притормозите.
Оказавшись в сложной ситуации, попросите помощь у других участников движения. К насмешкам относитесь спокойно. Опытные шоферы так испытывают новичков. Не имеет значения, что их вызвало, просьба помочь в замене колеса или в парковке.
Движение на трассе напоминает игру в шахматы. Все маневры обдумывайте заранее, сигнализируя о них поворотниками. Не советую резко менять намерения при маневрировании, так как даже опытный водитель может не сразу разгадать причину внезапной смены движения или дерганий.
Паркуйте автомобиль так, чтобы без проблем выехать. Некоторые оставляют авто как можно ближе к рабочему месту и попадают в ситуацию, когда машина, оставленная на свободной площадке, оказывается заблокированной иным транспортом.
Если автомобиль зажат на парковке, не паникуйте. Хозяина, преградившего путь авто, позовите, активировав сигнализацию. Для этого слегка постучите по шинам.
В размещении предупредительного знака «!» на лобовом стекле нет ничего постыдного. С его помощью вы предупредите других водителей, чтобы они внимательнее отслеживали ваши маневры.
Последний совет
Не забывайте о концентрации — дорога ошибок не прощает, неважно, кто ведет машину, опытный водитель, новичок или самоуверенный лихач.
Надеюсь, советы начинающему водителю защитят от неприятных ситуаций. Эти правила не панацея, но придерживаться их не помешает.
В современном городском ритме поочередных разгонов и торможений стремительный набор скорости ни на минуту не приблизит вас к точке назначения, а вот экстренного торможения на ближайшем светофоре или пешеходном переходе, возможно, избежать не удастся. Уподобляться «спортсменам», с визгом стартующих со светофора, по меньшей мере глупо, а нередко и опасно.
Обгон — самый опасный маневр, при котором малейшая ошибка может стоить жизни и здоровья водителю и пассажирам. С��мое большое количество аварий со смертельными исходами происходят именно при нарушении правил обгона и, вследствие этого, лобовых столкновений. Прежде всего, не имея опыта, обгонять следует только в самых крайних случаях. Перед обгоном следует убедиться в отсутствии транспортных средств и других препятствий на встречной полосе, оценить свою скорость и скорость впереди идущего транспорта. Только убедившись, что обгон будет безопасным, следует покидать свою полосу. Совершив маневр и убедившись, что между вашим и обгоняемым транспортным средством достаточное расстояние, следует энергично вернуться в свою полосу.
В свою очередь, будучи обгоняемым, ни в коем случае не прибавляйте скорость — предоставьте обогнавшему вас автомобилю возможность как можно скорее вернуться в свою полосу.
Обязанности водителей автотранспортных средств
В обязанности водителя входят нижеперечисленные действия:
- Остановка автотранспорта по требованию уполномоченного сотрудника в указанном им месте. Права водителя перед ДПС не допускают отказ от выполнения этого действия.
- При себе нужно иметь и давать для проверки по требованию уполномоченного сотрудника водительское удостоверение (права) или временное разрешение на вождение, а также иные регистрационные документы и страховой полис.
- Необходимо быть пристегнутым ремнем безопасности, в том числе это касается пассажиров. Хотя это правило редко выполняется. Непристегнутых пассажиров перевозить запрещается. При управлении мотоциклом водитель и его спутник обязаны быть в застегнутом мотошлеме. Без выполнения этого требования перевозить кого-либо запрещено.
- Проверить автотранспортное средство перед выездом и в процессе пути обеспечить его исправное технического состояние. В случае неисправности рулевого управления, не горящих или отсутствующих фар и задних габаритных огней в темное время суток, тормозной системы, у автопоезда сцепного устройства со стороны водителя, использовать его нельзя. Также в случае недействующего стеклоочистителя во время снега или дождя эксплуатация авто запрещается. Если в пути возникли иные неисправности, при которых запрещено использование транспорта, водитель должен своими силами устранить их. В случае, когда это сделать невозможно, лицо может проследовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением требуемых мер предосторожности.
- Водитель обязан предоставить свой транспорт сотрудникам полиции, представителям органов федеральной службы безопасности или охраны в предусмотренных законом случаях. А также это касается фармацевтических и медицинских работников. Этот закон предусмотрен для обеспечения перевозки в ближайшее лечебное учреждение граждан в угрожающих случаях для их жизни.
Лишенных прав водителей могут «помиловать». Под амнистией понимается полное освобождение от административного или уголовного наказания. Оно исполняется путем публикации специального постановления уполномоченным органом государственной власти. Следовательно, данное решение издается не по любому поводу, а в предусмотренных законом случаях возможности издания амнистии.
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы имеют свои указания на рассматриваемое действие. Регламентируется его понятие, порядок и последствия издания в статьях и иных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о предоставлении амнистии рассматривается Государственной Думой РФ. После этого вносится постановление об объявлении указа.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность амнистии. Но не оговаривает порядок ее издания. То есть нет указания на орган, принимающий решение об амнистии, правовые основания ее объявления. Поэтому водители, лишенные прав и ожидающие снисхождения, не могут надеяться на это. Но они имеют законное право обжаловать решение суда.
ПДД четко определяют список неисправностей автомобиля, с которыми нельзя ездить. Пункт 2.3.1:
«Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада».
Остальные неисправности — дымящий двигатель, поврежденное ветровое стекло, «секущая» выхлопная — не являются поводом запрещать вам дальнейшее движение.
«При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».
Тонировка не по ГОСТу, разные и «лысые» колеса, цветные фонарики и прочее — явное нарушение того же пункта 2.3.1:
«Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
Понятно, что тонировка к вашему автомобилю сама по себе прилипнуть не могла. Вы с ней выехали на дорогу в нарушение Правил.
«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 14.1:
«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
* Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил».
«Управлять транспортным средством с недействующей рабочей тормозной системой или рулевым управлением, неисправным сцепным устройством (в составе поезда), а в темное время суток на дорогах без искусственного освещения или в условиях недостаточной видимости — с не горящими (отсутствующими) фарами и (или) задними габаритными огнями, во время дождя или снегопада — с неисправными стеклоочистителями ветрового стекла;
Примечание. Недействующими считаются рабочая тормозная система или рулевое управление, которые не позволяют остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении с минимальной скоростью».
Остальные неисправности — дымящий двигатель, поврежденное ветровое стекло, «секущая» выхлопная — не являются поводом запрещать вам дальнейшее движение. Пункт 3 раздела 2:
«При возникновении в пути прочих неисправностей и условий, с которыми Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (далее — Основные положения) запрещена эксплуатация транспортных средств и которые водитель в состоянии обнаружить, он устраняет их, а если это невозможно, то следует к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».
Перед посадкой в автомобиль
У шофёров, которые уже много лет находятся за рулём, порой формируется мнение о себе как об идеальном водителе. Это не так. Потому представленные советы начинающим водителям будут актуальны для всех, кто имеет разрешение управлять транспортным средством. Одни не знают о некоторых правилах, другие их банально забывают. В связи с этим повторение пройденного никогда не навредит.
- Убедитесь, что вы взяли всё необходимое с собой в автомобиль. Ключи с брелком от сигнализации и деньги на бензин — это одно. Но с позиции ПДД нужно не забывать про водительское удостоверение, регистрационные документы, бумаги на прицеп при его наличии, и страховку. Не все документы нужно возить с собой. Некоторые бумаги наоборот нужно спрятать в надёжное место и никому не показывать.
- Осмотрите транспортное средство, прежде чем начать движение. Нет ли следов капающего масла или вытекающей охлаждающей жидкости, не захотелось ли какому-то животному погреться на колесе или залезть под автомобиль.
- Багаж и вещи. Для них существует багажник. Но водители часто бросают вещи на сиденье. Нельзя допускать, чтобы какие-то предметы свободно перемещались по салону. Они могут вас отвлечь от дороги, результатом чего станет авария.
- Оцените своё физическое состояние. Логично, что начинающему и опытному водителю категорически запрещается садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Также запрещено управлять ТС при наличии некоторых хронических заболеваний. Из-за них человек банально не пройдёт медицинскую комиссию. Если вам временно запретили садиться за руль после операции или из-за приёма лекарств, не нарушайте это требование.
Если ничего не мешает вам сесть за руль, тогда смело присаживайтесь на водительское кресло. Но это вовсе не означает, что можно стартовать. Есть ещё ряд советов, к которым стоит прислушаться перед движением.
Водители иногда превращаются в пешеходов.
Один из пунктов Правил, который нужно помнить абсолютно всем, — пункт 5 раздела 3:
«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы выходят на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода пешеходы не создают помех для движения транспортных средств и не выходят из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 1 раздела 14:
«Водитель транспортного средства уступает дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу».
Процессуальные ошибки
Самый распространенный должностной проступок – невручение копии какого-либо документа. Это может быть протокол об административном правонарушении, о направлении на врачебное освидетельствование, об отстранении от управления автомобилем. Иногда сотрудники ГИБДД «забывают» отдать водителю копию постановления о назначении штрафа или вынесении предупреждения. В последнем случае многие полицейские просто не считают нужным этого делать: ведь реквизиты для оплаты человеку не требуются. Такое бездействие – прямое основание для подачи жалобы.
Перед тем, как начать оформление любого документа, сотрудник ДПС обязан разъяснить автовладельцу его права. Также он должен ознакомить водителя со статьями, на основании которых он собирается совершить то или иное процессуальное действие. Только после этого полицейский может предложить гражданину расписаться в графе о том, что вся необходимая информация до него доведена.
Инспекторы ГИБДД, следующие этим правилам – большая редкость. Многие лишь молча проставляют «галочки» в протоколе, а затем передают водителю бланк и ручку. Бездумно ставить подписи не следует. Необходимо требовать, чтобы представитель власти разъяснил назначение каждой графы.
Некоторые сотрудники ДПС заполняют документы частично, собираясь внести оставшуюся информацию потом. Расписываться в таком протоколе категорически нельзя, даже если совсем нет времени на ожидание. Со стороны инспектора ГИБДД подобные действия – грубейшее нарушение закона, за которое ему может грозить строгое дисциплинарное взыскание. Стоит напомнить об этом полицейскому, если он упрямо настаивает на своем.
Сотрудникам органов внутренних дел законом предписано быть культурными и вежливыми при общении с гражданами. Если стражи порядка грубы и бестактны, позволяют себе нецензурные высказывания, стоит включить диктофон или видеокамеру в мобильном устройстве. Отдельные полицейские пытаются прикрыть руками нагрудный знак, чтобы его номер не попал в кадр. Делать это инспекторам также запрещено.
Жалоба на неправомерные действия блюстителей порядка подается в суд или прокуратуру. Грамотный полицейский знает, как вести себя с людьми, чтобы в отношении него этого не сделали. А тот, кто заслужил дисциплинарное наказание, почти наверняка его получит.