- Уголовное право

Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Амортизация основных средств в бухгалтерском учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В интернете можно найти множество специализированных сервисов, позволяющих рассчитать степень износа транспортного средства. Для того чтобы получить необходимые сведения, нужно просто найти подобный ресурс и заполнить специальную форму. Важно учитывать, что полученный результат является приблизительным значением, и может не отражать полную картину.

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

Потеря стоимости — второй тип амортизации при владении автомобилем

Конечно, для частного автомобилиста более важным показателем являются текущие расходы на автомобиль, а также их учет. Но посчитать потерю стоимость автомобиля действительно стоит. Если в случае с компаниями амортизация выполняет по пробегу, году выпуска, а также наличию повреждений и прочих моментов в истории машины, то частный автомобиль обладает несколько иными особенностями амортизации стоимости. Вам не нужно составлять бухгалтерские и отчетные документы для получения информации о том, сколько ваш автомобиль потерял в стоимости. Достаточно учесть следующие аспекты для определения реальной нынешней цены машины:

  • год выпуска машины — этот фактор всегда влияет на реальную цену автомобиля;
  • визуальное состояние кузова, а также отсутствие или наличие видимых повреждений лакокрасочного покрытия;
  • наличие в истории автомобиля ДТП, которые повлияли на конструкцию авто и стали причиной перекраски деталей;
  • состояние интерьера, потертость основных элементов этого узла вашего автомобиля;
  • средняя стоимость машин в той самой комплектации и того самого года выпуска на рынке;
  • необходимость проведения определенных работ в ближайшее время;
  • состояние двигателя и КПП — важный момент, на который обращают внимание при покупке автомобиля.
Читайте также:  Отчёт о движении денежных средств: что это такое и как его составить

Какие еще критерии влияют на стоимость машины при продаже?

Практически всегда при проведении амортизационной оценки стоимости автомобиля частный владелец предполагает продажу авто. Иначе этот показатель не имеет никакого смысла. На сегодняшний день цена автомобиля определяется далеко не только параметрами износа основных деталей и прочими факторами в виде года выпуска. Это лишь базовые критерии, которые будет оценивать покупатель при выборе автомобиля. Нужно сказать, что в большинстве случаев при определении цены дополнительные факторы не учитываются. Среди основных критериев, которые стоит учесть при формировании стоимости на подержанное авто, можно выделить следующие моменты:

  • наличие скрытых повреждений или изъянов, которые могут быть определены на СТО при проверке авто;
  • пробег, определяющий потенциальное состояние автомобиля и его оставшийся ресурс в соответствии с заводскими данными;
  • модель и комплектация, что часто становится определяющим фактором при покупке машины на рынке подержанного транспорта;
  • первое впечатление от визуального состояния автомобиля, звуковые эффекты при запуске и работе двигателя;
  • самые разные индивидуальные факторы, которые важны для покупателя при торгах за машину.

Как рассчитывается амортизация автомобиля по пробегу

Важно
Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

Для расчетов применяется следующая формула:начальная стоимость ТС * норма амортизации. Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто.

Инфо
Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах.

Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Амортизация авто. Как и зачем?

Амортизационные списания:

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Читайте также:  Стоимость патента для иностранных граждан 2023 году

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

Какие автомобили проходят амортизационный расчет

Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
— авто в возрасте от 0 до 5 лет;
— авто от 5 до 7 лет;
— авто от 7 до 10 лет.
Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное в машине. А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.

Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.

Как определить срок эксплуатации самортизированного объекта

Необходимо помнить, что применение СПИ за вычетом срока эксплуатации основного средства предыдущим собственником является правом, но не обязанностью налогоплательщика (п. 7 ст. 258 НК РФ). По такому основному средству покупатель вправе установить СПИ как на новый объект, если компании от этого больше выгоды. Но в этом случае амортизационные отчисления могут привести к формированию налогового убытка и, как следствие, вопросам проверяющих.

Новый закон о бухучете обязал компании все используемые формы первичных документов утвердить у руководителя и приложить к учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)). В связи с этим маловероятно, что первичный документ, который покупатель может использовать как доказательство срока использования объекта у предыдущего владельца, может быть утвержден двумя налогоплательщиками одновременно. Скорее всего, форма будет продавца, а покупателю в таких случаях стоит в учетной политике предусмотреть возможность применения чужой формы (это, кстати, касается и других операций, например в случае с аналогами формы ТОРГ-12, которые составлены поставщиками фирмы по их собственным формам). При этом использование данных предыдущего собственника о фактическом сроке эксплуатации через первичный документ, подтверждающий передачу основного средства (аналог формы № ОС-1), является наиболее проверенным, но не единственным способом. Так, данные о фактическом сроке эксплуатации можно взять из технической сопроводительной документации, такие данные можно указать в договоре. Наконец, данные о сроке эксплуатации может содержать сам объект основных средств в электронной форме.

Главное, чтобы в документе оставались обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ), и неважно, будут ли они в форме, утвержденной покупателем или продавцом.

Калькулятор износа легкового автомобиля

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату. Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя).

Количество жителей в регионе – 700 тыс. Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072, 8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0, 89 И1=0, 4, Пф=75, 4, И2=0, 89, Дф=5, А2=1, 12 , А3=1, 07 , А4=1, 050 Высчитаем значение самостоятельно: (И1хПф+И2xДф ) хА2xА3xА4=(0, 4х75, 4+0, 89х5 ) х1, 12х1, 07х1, 050=43, 55 % Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах: 600 000х43, 6/100=261 600 Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик. Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0, 2)=270 720 руб.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Предприятие приобрело автомобиль, который ранее находился в эксплуатации. По мнению нового собственника с учетом состояния объекта срок его полезного использования не может быть больше 12 месяцев. Как правильно начислить износ в таком случае?

Ответ. В случае, когда срок службы основного средства не превышает 12 месяцев, можно списать его стоимость сразу в полном объеме, не начисляя амортизацию. Но время фактической эксплуатации автомобиля на предприятии не должно быть больше года.

Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2022 году

Вопрос № 2.В каких случаях законодательство позволяет юридическому лицу прекратить начисление амортизации?

Ответ. Законом разрешается приостановить начисление амортизации по автомобильному случаю в таких случаях:

Для бухучета Для налогообложения
Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца
Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год
Безвозмездная передача

Вопрос № 3. Является ли регистрация автомобиля в ГИБДД обязательным условием для возможности начисления амортизации? Можно ли начислять износ по машине, которая введена в эксплуатацию, но не поставлена на учет в ГИБДД?

Ответ. Основанием для начала начисления амортизации по автотранспорту, как и по иным основным фондам, является введение его в эксплуатацию. При этом постановка на учет в ГИБДД определяет лишь право автомобиля участвовать в дорожном движении, но не момент начала начисления износа.

Вопрос № 4. Имеются ли какие-либо особенности при начислении износа автотранспорта, определяющиеся его видом?

Срок полезной службы транспорта

Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:

Группа Полезный срок Относящийся к категории транспорт
3 3–5 лет Мототехника

Легковые авто

Грузовой транспорт до 0,5 т

4 5–7 лет Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями

Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы

Автобусы малого класса (до 7,5 м)

Автоцистерны

Лесозаготовительный транспорт

Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн

5 7–10 лет Легковые авто с двигателем более 3,5 л

Грузовики 5–15 тонн

Пассажирский транспорт длиной до 12 м

Спецавтомобили

Троллейбусы

6 10–15 лет Техника с грузоподъемностью до 15 т

Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

    Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.

Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Как рассчитать амортизационные отчисления для авто?

В отношении транспортных средств чаще всего выбирается либо линейный метод, либо пропорционально пройденным километрам.

Формулы расчета линейным способом:

Норма А. за год = 1 / СПИ в годах * 100%

Годовая А. = Первонач. стоимость * Норма А. за год

Норма А. за месяц = 1 / СПИ в месяцах * 100%

Ежемесячная А. = Первонач. стоимость * Норма А. за месяц (или Годовая А. / 12).

Можно ввести ускоряющий коэффициент для более быстрого списания стоимости авто в первые годы использования. При этом устанавливается коэффициент ускорения (в пределах 3-х).

Если выбран способ вычисления пропорционально пройденному пробегу в километрах, то формулы будут другие.

Формулы расчета по километражу:

Норма А. = Первонач. стоимость / Нормативный пробег в километрах

Годовая А. = Фактический пробег в километрах за год * Норма А.

Месячная А. = Фактический пробег в километрах за месяц * Норма А.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *