- Правовые ответы

Статья 10. Структура системы образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 10. Структура системы образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как известно, рассчитывать на получение бесплатного высшего образования можно только один раз. Когда возникает потребность во втором дипломе, учиться приходится платно. Однако есть исключения, на которых следует остановиться более подробно.

Преимущества магистратуры в качестве второго высшего образования

Основным достоинством магистратуры в качестве второго высшего выступает возможность получения знаний по новой специальности и повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Среди выпускников ИБДА РАНХиГС много тех, кто занимает хорошие позиции в зарубежных и российских компаниях и весьма успешен в профессиональной деятельности.

Для многих выпускников бакалавриата бывает весьма актуальным получение магистерской степени по второму направлению, отличному от их основной специализации. Это дает возможность расширения сферы деятельности и полномочий.

ИБДА РАНХиГС предлагает абитуриентам поступить в магистратуру по различным программам. Вы можете продолжить получать знания по выбранной специальности или освоить новую профессию. Диплом, подтверждающий степень магистра, открывает широкие возможности тем, кто стремится достичь высот в карьере как в отечественных, так и в зарубежных компаниях. Соискатели, окончившие магистратуру, имеют конкурентное преимущество среди других претендентов на должности в крупных холдингах и корпорациях. Уже сейчас в Москве и прочих крупных городах мира в госструктурах и бизнес-сфере существуют должности, на которые рассматриваются только соискатели с дипломом магистратуры.

Сколько учиться на втором высшем образовании, будет зависеть от формы обучения, выбранной абитуриентом, а также того, каким был первый полученный им диплом.

На продолжительность обучения большое влияние оказывает перезачет дисциплин. Это означает, что при оформлении абитуриента ему засчитываются совпадающие дисциплины на основании его первого диплома. Они считаются уже сданными.

Программы для заочного и очно-заочного образования увеличиваются в среднем на один год. Все дело в том, что при заочной и очно-заочной формах приходится разрабатывать персональные учебные планы, что значительно увеличивает конечный срок.

Что такое магистратура и бакалавриат?

На этот важный момент следует обратить внимание. Прежде чем ответить на вопрос о том, является ли магистратура вторым высшим образованием, необходимо понимать смысл этих слов.

Магистратура – это одна из степеней высшего образования, появившаяся в российском образовательном пространстве в необратимом процессе всеобщей глобализации.

Всего степеней три: бакалавриат, специалитет и магистратура, причем от специалитета ввиду ряда причин было принято решение постепенно отказаться.

Магистратура имеет свою специфику. Магистр – это выше, чем бакалавр и специалист. Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области.

В степенях высшего образования частично реализован ступенчатый принцип. Таким образом, поступить на программу магистратуры может только человек, уже имеющий за плечами степень бакалавра или специалиста, и никак иначе.

В каких случаях магистратура будет считаться вторым высшим образованием

Пункт 2 пункта 8 статьи 69 Закона устанавливает следующие нюансы:

  • Степень магистра считается вторым высшим образованием только для тех, кто уже поступил со степенью специалиста или магистра. При этом в конце 2014 года в закон были внесены изменения, ограничивающие некоторых специалистов в получении второго образования после окончания магистратуры.
  • Так считается ли вторая степень магистра вторым высшим образованием? Ответ положительный. Если гражданин поступил, уже имея степень магистра, после завершения учебы он получит еще одно высшее образование.
  • Могут ли выпускники получить второе высшее образование после магистратуры? Ответ положительный. Бакалавр, окончивший магистерскую программу, будет считаться преподавателем и, следовательно, получит дополнительное высшее образование, поступив на интересующую его программу высшего образования.

Второе высшее образование в магистратуре

Когда студент получил степень бакалавра, он может поступить в магистратуру на два года. Результатом обучения станет магистерская диссертация, написанная под руководством кандидата или доктора наук.

Поступать в магистратуру не обязательно по своей специальности, поэтому этот способ образования также называют вторым высшим. По окончании у студента будет два диплома – по бакалавра по первому образованию и полученный после магистратуры.

Правила поступления в магистратуру не отличаются для тех, кто недавно получил специальность и тех, кто несколько лет назад окончил вуз. Нужно будет сдать некоторые профильные и междисциплинарные экзамены. Но на практике это труднореализуемый вариант – придется сдавать экзамены по неизвестным новым предметам.

Чем отличается второе высшее от профессиональной переподготовки

Существует, как минимум, пять отличий второго ВО от профессиональной переподготовки:

  • Второе ВО направлено на фундаментальную подготовку высококвалифицированных кадров (часть 1 статьи 69 Закона №273-ФЗ). А профпереподготовка направлена на приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Закона №273-ФЗ).
  • Второе ВО можно получить только в ВУЗе (пункт 4 части 2 статьи 23 Закона №273-ФЗ), в то время как профпереподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (часть 6 статьи 76 Закона №273-ФЗ).
  • Второе ВО можно получить только, если имеется диплом о первом ВО (бакалавра, специалиста, магистра) (часть 8 статьи 69 Закона №273-ФЗ). Профпереподготовку можно пройти, если имеется диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, или если человек только получает среднее или ВО (часть 3 статьи 76 Закона №273-ФЗ).
  • При получении второго ВО выдается диплом бакалавра, специалиста или магистра (пункты 2, 3, 4 части 7 статьи 60 Закона №273-ФЗ). По окончании профпереподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (пункт 1 части 10 статьи 60, часть 15 статьи 76 Закона №273-ФЗ). Диплом о профпереподготовке не является документом о ВО (пункт 1 части 10 статьи 60 Закона №273-ФЗ).
  • Срок получения второго ВО составляет несколько лет, а профпереподготовка — год или даже несколько месяцев.

Нужно ли получать второе высшее образование?

Получать второе высшее образование необязательно, если у вас нет желания. Этот вариант подходит для тех, кто уже разочаровался в своей специальности. Вторая «вышка» нужна, чтобы получить новую квалификацию, но совершенно отдаленную от предыдущей.

Однако необходимо знать, что второе высшее образование только платное. Государство не будет платить за вашу ошибку при выборе специальности. Даже если вы отучились только 3 года и не закончили первый университет, то будет считаться первый неполным высшим образованием.

Таким образом, вы можете потерять 4 года и возможность поступить на бюджет. Высшее образование – это ответственный выбор человека.

Что такое послевузовское образование?

Главная задача последипломного образования – подготовка научных кадров и преподавателей для работы в высших учебных заведениях. Претенденты на ученую степень в дальнейшем, как правило, посвящают себя научно-педагогической карьере, успешно совмещая преподавательскую деятельность с научными исследованиями.

Отметим, что для поступления в аспирантуру, на очную или заочную форму обучения, необходимо иметь диплом специалиста или магистра. В докторантуру можно поступить только при условии наличия ученой степени кандидата наук. Чтобы получить первую ученую степень кандидата наук, нужно написать диссертацию – научную работу, обобщающую итоги исследований, которые проводились на протяжении 3-4 лет после окончания ВУЗа. Успешная защита кандидатской диссертации позволяет не только претендовать на звание доцента (или старшего научного сотрудника), но и вести преподавательскую деятельность в высшем учебном заведении.

Что важно знать соискателю?

Выбирая высшее учебное заведение, будущий научный сотрудник должен принимать во внимание, что докторантура и аспирантура существуют только на базе аккредитованных ВУЗов. НИИ и другие научные организации для научной работы также должны иметь государственную лицензию. Кроме того, для всех высших учебных и научных заведений обязательно наличие и функционирование профильных диссертационных советов.

Важной составляющей частью любой научной деятельности является достаточное финансирование. Причем эта часть подготовки является обязанностью научного руководителя, так как он одновременно выступает и в роли работодателя. Если к преподавательской работе привлекаются студенты, то они имеют право на получение стипендии или финансовой поддержки института. Иногда можно рассчитывать на поддержку Национального научного Фонда, особенно – при специализации в области естественных наук.

Виды и уровни образования в РФ. Общая информация

Образование в РФ подразделяется на следующие виды:

  • общее образование;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование;
  • профессиональное обучение (непрерывное образование).

Первые из названных видов образования (общее и профессиональное) делятся на уровни, которые представляют собой завершенные циклы образования с определенной для каждого цикла совокупностью требований.

Дополнительное образование подразделяется на подвиды:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

Рассмотрим более подробно уровни общего и профессионального образования.

Законом об образовании в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Этот же закон устанавливает следующие уровни профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование — бакалавриат;
  • высшее образование — специалитет, магистратура;
  • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

В следующих разделах мы рассмотрим уровни общего и уровни профессионального образования.

Самый классический вариант продолжения высшего образования для амбициозных ребят, готовых сделать свой вклад в науку. Для поступления в аспирантуру необходимо сдать три экзамена: иностранный язык, философию и историю науки, профильный предмет по специальности. Обучение в очной аспирантуре длится 3 года, в заочной — 4 года. В дневной бюджетной аспирантуре аспирант получает стипендию (итого за год 13 = 12 обычных + одна дотация «на книги»). В течение обучения аспирант делает несколько основных вещей:

  • готовит своё самостоятельное научное исследование (диссертацию) для соискания учёной степени кандидата наук;
  • отрабатывает обязательную преподавательскую практику (оплачиваемую);
  • работает с научным руководителем, источниками, ведущей организацией и т.д., пишет отчёты по специальным формам;
  • выступает на конференциях и симпозиумах;
  • собирает ВАК-овские публикации в специальных аккредитованных журналах;
  • сдаёт три кандидатских экзамена (те же, что и при поступлении, только с более высоким уровнем теоретической подготовки и научного знания + перевод научной литературы).
Читайте также:  Автоперевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

По окончании аспирантуры (в том числе досрочном или продлённом при определённых обстоятельствах) аспирант защищает (или не защищает) кандидатскую диссертацию и спустя какое-то время получает заветное удостоверение кандидата наук, а при достижении нужных успехов в преподавании и разработке методических пособий ещё и звание доцента.

Правда, скучно? И даже немного пахнет старыми книгами, библиотечным сукном и клеем заказных конвертов. Но всё меняется, когда приходит она — армия! Из приюта тех, кто ботает, аспирантура становится предметом лютой конкуренции со стороны парней, не желающих служить. При этом им обязательно нужна именно очная аспирантура, а в ней предательски мало мест на любой кафедре. Если добавить немного блата, коррупционной составляющей, симпатий со стороны комиссии, то шансы тают…

На самом деле, есть несколько советов для поступающих в аспирантуру с любой целью.

  • Готовьтесь заранее, чем раньше — тем лучше. Пишите статьи в студенческие научные сборники, участвуйте в конкурсах НИРС, выступайте на конференциях и т.д. Вас должно быть видно в научном сообществе вуза.
  • Выберите себе кафедру, специальность и узкую тему, чтобы развивать её в курсовых, НИРС-ах, дипломе, а затем и в диссертации. Дело в том, что вузу, кафедре и вашему научному руководителю важно, чтобы были результативные защиты, а студент с настолько серьёзным подходом — практически гарант ещё одной успешной защиты, и при прочих равных выберут вас. Это прямо главный, очень весомый фактор — верите или нет, но он весомее денег и связей.
  • Не тяните с подготовкой к вступительным экзаменам — они настигнут вас почти сразу после диплома, и это очень некстати. Хотя сдавать их достаточно просто: комиссия знакомая, ещё свежи в голове госы, иностранный язык можно сдавать тот, которым вы лучше всего владеете (например, у меня был французский — и рядом с «троечной» толпой «англичан» это был джекпот. Более того, по опыту работы с аспирантами знаю, что многие специально за 2 года до поступления начинают учить другой язык, чтобы набрать лишний балл).

▍Второе высшее образование

Один из моих работодателей говорил, что не иметь два высших образования в наше время просто неприлично. И правда, рано или поздно оно к нам приходит вместе с потребностью в смене специальности, в карьерном росте, в заработной плате или просто от скуки.

Давайте определимся с терминологией: второе высшее образование — это образование, в результате которого формируется новый специалист с определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками, а свидетельством о нём является диплом о высшем образовании государственного образца. То есть это классический путь: от 3 до 6 курсов, сессии, экзамены, госы и защита диплома.

Сегодня второе высшее образование можно получить несколькими способами (в зависимости от специальности и вуза).

  • После первого высшего поступить и полностью отучиться на новую специальность на дневном, заочном, вечернем или очно-заочном отделении. Чаще всего такой выбор происходит при кардинальной смене специальности: был экономистом, решил стать прорабом; была врачом, получила образование юриста; был геологом, стал биологом.
  • Учиться на вечернем или заочном параллельно с первым высшим образованием. Многие вузы сейчас предоставляют такую возможность после первого курса и даже обеспечивают льготное поступление при среднем балле выше установленного вузом норматива. Вы учитесь на основной специальности и параллельно получаете диплом юриста, экономиста и проч., чаще всего — переводчика. Честно говоря, это не очень напряжно — как правило, сессии не пересекаются, но времени на отдых остаётся меньше.
  • После второго высшего обучиться по сокращённой программе (3 года) на смежной специальности либо на другой специальности с досдачей части экзаменов (по договорённости с вузом).

Легче всего получать второе образование в своём же вузе: знакомые преподаватели, лёгкий перезачёт предметов, часто удобные механизмы рассрочки оплаты за обучение, едина инфраструктура, привычная атмосфера, свои же однокурсники в составе группы (как правило, таких студентов несколько на поток). Но именно обучение в своём вузе оказывается самым малоэффективным в плане роста знаний и навыков, потому что происходит по инерции и больше ради «все побежали, и я побежал».

Читайте также:  Как перейти на УСН с 2023 года

Однако мотивы бываю разные, и стоит рассмотреть, что движет поступающими на второе высшее и как с этим связано качество их обучения, насколько окупаются затраченные силы и нервы.

  • Освоить смежную с основной специальность. В этом случае вы расширяете свой профессиональный горизонт, становитесь универсальнее и у вас становится больше карьерных перспектив (например, экономист + юрист, программист + менеджер, переводчик + пиарщик). Учиться довольно просто, в голове откладываются пересечения дисциплин. Такое образование достаточно быстро окупается за счёт востребованности дополнительных навыков.
  • Освоить новую специальность «для себя». Возможно, с первым образованием что-то не получилось и вы, заработав денег, решили воплотить мечту в жизнь — закончить тот вуз, который хочется именно вам. Это даже немножко маниакальное состояние: готовиться к экзаменам, поступать и вот уже взрослым человеком снова ходить на лекции, относясь к учёбе на 100% серьёзно. Такая учёба не имеет цели, кроме реализации желания, и зачастую может выйти боком: например, вам придётся конкурировать на рынке труда с молодыми выпускниками, снова карьерно расти, получать стартовую зарплату и т.д. А ещё, скорее всего, вы не выдержите нагрузку и либо бросите, либо потеряете важную часть жизни (чаще всего личную). Обучение без цели — очень плохо. Лучше купить отличных книг по теме и изучайте в удовольствие.
  • Освоить новую специальность для работы. Тут всё очевидно: вы знаете, ради чего учитесь и практически гарантированно окупите затраты (а иногда работодатель изначально оплачивает обучение). Кстати, подмечено: когда это работа, а не учёба-обязаловка, знания даются не в пример быстрее и эффективнее. Хорошая, правильная материальная мотивация заставляет мозг работать 🙂
  • Выучить иностранный язык. А вот это не по адресу. Либо вы идёте в иняз и учитесь на дневном от звонка до звонка, либо лучше найти другие способы изучения языка, — хотя бы потому что на втором высшем у вас будут такие предметы как языкознание, общая теория лингвистики, стилистика и проч. На вечернем и вечерне-заочном это полностью бесполезная нагрузка.

Что значит неполное высшее образование

Однако это далеко не так. На самом деле только те студенты, которые проучились в ВУЗе 2-3 года, имеют право получить свидетельство, где написано, что они получили незаконченное высшее образование, с указанием объёма полученных знаний и пройденных дисциплин.

Следующий уровень высшего образования – это магистратура и бакалавриат. На первый взгляд это тоже незаконченное высшее, только уже более высокая ступень. Но это не совсем так. Степень бакалавра может быть присвоена выпускникам по истечении 4-х лет учёбы. Фактически это полное высшее общее образование без какой-либо узкой специализации. Если для устройства на какую-либо должность требуется «вышка9raquo;, бакалавр вполне может претендовать на эту вакансию. Если после получения диплома бакалавра студент продолжит обучение в ВУЗе, то через два года он сможет получить диплом магистра. Магистратура предполагает более глубокое изучение предмета с углублением в научную деятельность. Если раньше бакалавров воспринимали как недоучившихся специалистов, то в наши дни ситуация меняется на глазах. Бакалавры и магистры могут продолжить обучение в зарубежных ВУЗах, в то время как человеку с дипломом специалиста (законченное высшее) придётся переквалифицироваться.

Что такое незаконченное и неполное высшее образование

После успешного завершения обучения в ВУЗе по программе бакалавриата, специалитета или магистратуры вчерашний студент получает диплом о высшем образовании в соответствии с программой обучения и ему присуждается соответствующий статус. До 2007 года в России действовало законодательство, в соответствии с которым студенты, отчисленные из ВУЗов до 24 октября 2007 года, обеспечивались следующими документами: Эти документы выдавались студенту при его отчислении или по запросу студента в ВУЗ, в котором он проходил обучение, но не закончил высшее образование.

С 27 октября 2007 года определения «незаконченное высшее образование» и «неполное высшее образование» остались в прошлом.

Это правило действовало вплоть до 1 сентября 2013 г. (ч. 12 ст. 60), вузы с 01.09.2013 года выдают справку об обучении или о периоде обучения тем студентам, которые:

  • Не прошли итоговую аттестацию или получили на ней неудовлетворительную оценку;
  • Освоили образовательную программу не полностью;
  • Были отчислены из ВУЗа.

Образец справки об обучении или о периоде обучения устанавливается руководством ВУЗа, в соответствии с требованиями Закона № 273-ФЗ (ч.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *