- Правовые ответы

Каков срок исковой давности по административным делам?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков срок исковой давности по административным делам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это понятие определяется, как то, которое продолжается без перерыва на протяжении длительного времени. К подобным делам относится монтаж рекламных вывесок и светящихся боксов, которые не были согласованы с администрацией. Это могут быть и информационные табло, установленные с нарушением требований законодательства. Также учитывается занятие участка без разрешения собственника.

Длящееся правонарушение

В этом случае правонарушение не только совершенно в конкретное время, после определения которого исчисляется срок давности. Здесь же можно говорить и о том, что действие нарушения продолжается. Давность не истекает, поэтому обращение в суд возможно при продолжающемся нарушении прав.

Важный момент! При этом просрочка платежа по штрафу не может относиться к категории длящихся правонарушений. Подобные действия являются не только совершенными, но и законченными.

Понятие исковой давности

Компании, права которых нарушены, могут обратиться за их защитой в суд. Согласно п. 1 Постановления № 43 под правом, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Субъективное право – это признаваемое законом притязание лица на какое-либо благо или форму поведения, использование которого зависит от воли субъекта.

Но ответчик не должен бесконечно находиться в состоянии неопределенности, под угрозой судебного решения против него. Поэтому возможность защиты ограничена сроком исковой давности (ст. 195 ­Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ).

Пункт 1 ст. 10.1, п. 1 ст. 10.9 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 (далее – Принципы УНИДРУА) говорят, что истечение исковой давности не прекращает права, но только препятствует его принудительному осуществлению. При этом само нарушенное право сохраняется. Поэтому лицо, право которого нарушено, может ­обратиться в суд и по истечении этого срока.

Истечение исковой давности

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п. 15 Постановления № 43). Для этого ответчик должен заявить, что этот срок истек. Тогда суд выяснит, действительно ли это так, и не происходило ли событий, влекущих приостановление, перерыв или восстановление срока давности

Пленум ВС РФ дополнительно отметил различие признания долга в период течения срока давности и после его истечения. В обоих случаях срок исковой давности начинает течь заново, но во втором случае – только если признание совершено письменно (п. 2 ст. 206 ГК РФ, п. 21 ­Постановления № 43).

Как подать заявление на применение срока?

Законом не предусмотрен подобный образец прошения. Предполагается, что его можно составить в произвольной форме, указав в шапке документа реквизиты суда, в который он будет подан, личные данные заявителя и номер дела.

Основной текст должен содержать разъяснение по каким причинам заявитель просит применение давностных сроков. Обоснование обязательно, со ссылкой на нормы закона. Данное требование носит название ходатайство и может быть подано как до судебного разбирательства, так и непосредственно во время него.

Ответ на прошение истца рассматривается сразу же и судья выносит мотивированное решение о применении сроков исковой защиты либо отказывает в этом. В последнем случае повторная подача ходатайства исключается.

Если требование было выдвинуто истцом до начала судебных разбирательств, то ответчик получает копию прошения и одновременно исковое заявление. Поэтому при подаче иска и ходатайства одновременно следует составить 3 копии (в суд, ответчику и одну для истца).

Заявление о применении давности можно подать как лично (в судебную канцелярию), так и через представителя (по доверенности) или по почте (заказным письмом с уведомлением о получении и описью прилагаемых документов).

Что такое административное правонарушение?

Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.

Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.

Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.

Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.

Кадастр: что это такое?

Для начала необходимо определиться с таким термином как кадастр, который является незаменимым в российском законодательстве и юриспруденции.

Кадастр представляет собой список определённых объектов, который был составлен государственными органами по наличию того или иного признака, являющегося основополагающим критерием для сортировки.

В российском законодательстве чаще всего применяется данный термин в отношении недвижимого имущества, из которого составляется подробный список. Например, земельный кадастр.

При этом термин может употребляться и в отдельных отраслях права, например, на территории России существует кадастр животного мира, лесной кадастр, кадастр оружия.

В налоговой отрасли кадастр представляет собой составленный список лиц, которые обязаны платить налоги государству за совершение каких-либо действий.

Так, чаще всего создание кадастра используется для того, чтобы определить размер стоимости того или иного объекта недвижимости либо определить список лиц, которые подвержены налогообложению.

Ярким примером кадастра в бытовой сфере можно назвать список квартирантов, которые проживают в многоэтажном доме. Если в данном списке указывать площадь и стоимость жилья, то он станет являться кадастром. Иными словами, кадастр представляет собой целостную систему, которая четко упорядочена и рассортирована в связи с наличием определяющего признака.

На территории России кадастр, касающийся недвижимости, чётко рассортирован благодаря наличию у каждого объекта специального цифрового обозначения. Она идентифицирует отдельно каждый объект недвижимости и позволяет составить упорядоченный список объектов кадастрового учёта. Данный идентификационный номер является кадастровым, он присваивается при постановке объекта на кадастровый учёт. Так, абсолютно каждый объект недвижимости на территории Российской Федерации обладает собственным числовым обозначением, по которому его можно опознать в кадастровой карте Росреестра.

Читайте также:  КАК УДЕРЖИВАЮТСЯ АЛИМЕНТЫ С ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ С 2021 ГОДА

Таким образом, кадастр представляет собой определённый свод сведений об некоторых объектах, который был составлен по наличию никого признака для строгой сортировки.

Сведения об объекте в публичной кадастровой карте?

Каждый гражданин, который сделал запрос на поиск объекта недвижимости в Публичной карте Росреестра, получает все сведения о следующих моментах, касающихся того или иного участка:

  1. Кадастровый номер объекта недвижимости. Данная характеристика представляет собой специальное уникальное обозначение определенного объекта недвижимости, которое было присвоено участку при проведении кадастрового или технического учетов. Единый номер формируется из четырёх элементов, которые записываются через деление (NN:NN:NNNNNN:NN). Первая ячейка говорит о номере кадастрового округа, вторая ячейка предоставляет человеку информацию о зарегистрированном кадастровом районе. Длинная третья ячейка содержит в себе сведения о кадастровом квартале, и, наконец, пятая — о номере конкретного объекта недвижимости, который запрашивается в публичной карте. Запись хранит в себе большое количество информации, которая может стать решающей при осуществлении сделки с тем или иным объектом. Конкретный кадастровый номер недвижимости предоставляется по возрастанию в порядке регистрации новых объектов недвижимости. Кадастровый номер прописывается также в документах на недвижимость, которые есть у каждых владельцев. Например, данное числовое обозначение можно найти в свидетельстве о праве собственности либо в кадастровом паспорте, если сделка с недвижимостью производилось ранее 2017 года, поскольку после этого времени данный документ больше не выдаётся. Кадастровый номер проще всего отыскать в Росреестре при помощи публичной кадастровой карты.
  2. Месторасположение, конкретный адрес и основные сведения об объекте недвижимости. В первую очередь, публичная кадастровая карта предоставляет человеку сведения о том, где именно находятся места расположения запрашиваемого объекта. Личность получает конкретный адрес, по которому можно найти объект на заданной территории. Более того, после адреса может узнать основные сведения о запрашиваемом объекте. Например, если делается запрос на информацию о земельном участке, то личность получит следующие обширные сведения: вид использования, категория земельного участка, кадастровая стоимость и т.д. Обязательно будут прописаны даты, когда тот или иной объект недвижимости был поставлен на кадастровый учёт, а также дата последнего обновления информации об участке. Объект капитального строительства будет содержать информацию о документальной площади, этажности и подземной этажности, материале стен, исполнителе, времени завершения строительных работ и начала эксплуатации и др. Соответственно публичная кадастровая карта предоставляет огромное количество информации, которая действительно сможет сыграть решающую роль в желании человека осуществлять определённую сделку с тем или иным объектом недвижимости. Важно, что здесь находятся только актуальная и проверенная информация. В связи с этим при осуществлении сделки всегда рекомендуется заранее узнавать сведения об объекте при помощи Росреестра, который не может обмануть клиентов. Покупая недвижимость, необходимо обладать только настоящими честными сведениями.
  3. Геодезические координаты границ объекта недвижимости. Все знают, что в процессе ремонта, перестройки участка и расположенных на них жилых объектов зачастую реальные границы земельного участка чаще всего сужаются. В связи с тем, что публичная кадастровая карта собирает информацию из первоисточников, человек может узнать реальные геодезические координаты границ объекта недвижимости и получить соответствующий документ, который позволит ему расширить имеющуюся территорию до предусмотренных ранее пределов собственного участка. Данная информация станет максимально нужной и актуальной в тот момент, когда планируется новый ремонт или перестройка участка. Внимание на данную характеристику необходимо обращать людям, которые желают купить участок. Размер участка на карте определяется при первом его появление, а далее может корректироваться в определённых правовых ситуациях, поэтому подобную информацию всегда следует уточнять в электронных ресурсах Росреестра. Данные о земельных участках можно узнать быстро, бесплатно и абсолютно любому гражданину, желающему стать обладателем информации.
  4. Дата постановки объекта на кадастровый учёт. С помощью публичной кадастровой карты Росреестра человек получает возможность также узнать дату, когда тот или иной объект недвижимости был поставлен на специальный кадастровый учёт. Более того, человеку предоставляется также информация о времени последующих обновлений, которые происходили в отношении объекта недвижимости.
  5. Формы собственности на недвижимость. Данная информация станет особенно интересной и важной для людей, которые желают приобрести ту или иную недвижимость. Зачастую продавцы обманывают своих клиентов, называя абсолютно другую форму недвижимости, поскольку она наиболее часто пользуется спросом. Используя публичную кадастровую карту Росреестра, человек может обезопасить себя и собственные деньги от обмана и мошенничества со стороны риэлторов или частных продавцов, желающих быстрее избавиться от товара.

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика / Правоведус

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Срок давности по штрафам ГИБДД

В отношении подобных нарушений срок исковой давности КоАП строг – они вынесены в отдельный раздел, и за их нарушение можно попасть под штрафные санкции, а также лишиться прав или получить другие ограничения. С ст. 31 КоАП указано, постановление о наказании не исполняется, если его не привели в действие спустя 2 года после того, как оно приобрело законную силу.

Постановление о финансовой ответственности за нарушение ПДД в виде штрафных санкций наступает спустя 10 суток после его вынесения. Данный срок позволяет обжаловать решение, также он учитывается при расчете срока давности – два года плюс десять лет. Если же водитель успел обжаловать решение, то давность приостанавливается вплоть до того момента, как дело будет пересмотрено и судья издаст новое постановление.

Руководствуясь нормами законодательства, нарушители действительно могут избежать ответственности, однако всегда нужно помнить, что неуплата штрафа может привести к удвоению его размера (при этом величина санкции никогда не будет меньше 1000 рублей), а также повлечь арест или исправительные работы.

Как подать заявление о восстановлении срока по административным делам

Наиболее оптимальным способом подать заявление о восстановлении срока по административным делам является предоставление его на отдельном документе одновременно с административным иском. Заявление подается в тот же суд, который рассматривает административное дело, и определен по правилам .

Заявление о восстановлении срока по административным делам должно быть подано и при пропуске срока (любой его стадии).

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Читайте также:  Единое пособие для детей введут в Подмосковье с 2023 года

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 219 КАС РФ Главы 22 «Срок обращения с административным исковым заявлением в суд». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 219 КАС РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Не всегда за нарушение чужих прав или иные проступки следует наказание: срок исковой давности КАС составляет три месяца, срок исковой давности административного правонарушения по КоАП – от двух месяцев. Иногда из-за непредвиденных проволочек нарушителю удается избежать наказания. А если гражданин не обратился в суд вовремя — он не сможет защитить свои права.

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Читайте также:  02.12.2022 Выплаты на детей к Новому 2023 году — последние новости

Сроки исковой давности кас. Срок подачи административного иска по кас рф

Подготовить самостоятельно заявление о восстановлении срока по административным делам не составит труда, требуются только уважительные причины пропуска этого срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.95, 219 КАС РФ,

  1. Восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
  2. Принять административное исковое заявление Бесединой Дарьи Викторовны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о признании незаконным приказа вышеуказанного муниципального органа от 12.10.2021 г. № 1434 о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Приложение:

  1. Копия заявления о восстановлении срока
  2. Копия справки УФМС г. Москва о регистрации по месту пребывания
  3. Копия заявления от 11.01.2022 г. о выдаче копии приказа от 12.10.2021 г. № 1434
  4. Копия информации Комитета ЖКХ с уведомлением о вручении от 16.02.2022 г.
  5. Копия жалобы Главе Администрации г. Брянска от 20.02.2022 г.
  6. Копия ответа на жалобу и уведомление о вручении от 31.03.2022 г.

05.04.2022 г. Беседина Д.В.

Комментарий к статье 219 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлены общие и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Комментируемой статьей установлен сокращенный десятидневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:

Об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения;

О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;

Об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ч. ч. 5 — 8 комментируемой статьи установлены правовые последствия пропуска срока обращения в суд по данной категории административных дел, порядок восстановления этого срока.

Отметим, что ранее действовавшей ст. 256 ГПК РФ устанавливался только общий срок обращения в суд с аналогичными заявлениями, который также составлял три месяца.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2015 N 14-П ч. 1 ст. 256 ГПК РФ признана не соответствующей ст. ст. 45, 46 (ч. ч. 1 и 2), 52 и 53 Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу .

СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3736.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При этом необходимо учитывать, что, помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О беженцах», п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «О вынужденных переселенцах»).

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства .

Сроки обжалования действий должностных лиц

Верховным Судом РФ неоднократно давались разъяснения, в соответствии с которыми, обжалование решений органов государственной власти, связанные с жилищным обеспечение граждан, должны рассматриваться по правилам, в зависимости от предъявляемых требований, или в порядке искового производства, или в порядке Главы 25 ГПК РФ.

В случае непредставления публичным органом или лицом необходимых доказательств суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе. Если указанные орган, организация, лицо не представят истребуемые судом доказательства и не сообщат суду о невозможности их представления, на них может быть наложен судебный штраф (ст. 122 — 123 КАС РФ).

В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Что касается объема и характера проверки, то здесь следует отметить, что суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, являющегося административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *