- КОАП

Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Использование идентификатора было установлено Приказом Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. Это был первый документ, который утвердил использование УИН в качестве реквизитов. Однако когда действовал только этот документ, код использовался в рекомендательном порядке. Необходимость его применения появилась после выхода Приказа Минфина №107 от 12 ноября 2013 года. Соответствующее обязательство связано с формированием системы ГИС ГМП.

Оформление платежки на уплату старых долгов

Если налогоплательщик желает после 1 января 2023 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).

Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.

Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.

В каком случае указывается

Использование кода УИН предполагает, что этот идентификатор уже установлен. Поэтому УИН указывается в платежках, формируемых на основании полученных от органов документов.

Ими могут быть требования, квитанции и т. д.:

  • Когда организация или ИП формируют платежки на текущие налоговые платежи, то УИН для них не определен. Эти субъекты перечисляют налоги по сроку на определенные реквизиты указывая свои ИНН.
  • Действующие правила предусматривают, что в поле 22 в этом случае необходимо вместо 20-ти значного кода отражать «0». При этом в самом поручении кавычки не надо указывать.
  • При осуществлении платежа за медицинские услуги код УИН, если это не предусмотрено договором, указывать не надо. В этом случае также поставляется «0».

Законодательные акты по теме

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П О необходимости внесения в платежное поручение УИН, когда он присваивается получателем средств
Письмо ФНС РФ от 13.03.2017 № ЗН-4-1/4434@ Об обязательном указании ИНН налогоплательщика в платежном документе
Приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н Правила заполнения кода поля 22 платежного поручения

Что такое УИН в платежном поручении?

УИН — это Уникальный Идентификатор Начисления. Код содержит от 20 до 25 цифр в уникальной комбинации. Его присуждают всем платежам, которые направляет одна фирма для другой. Код помогает платежу быстро перейти по назначению.

Когда нужно указывать УИН? При оплате:

  • пеней;
  • штрафных санкций;
  • сборов;
  • налогов.

Его указывают в особом поле “код”.

Лица не обязаны вписывать УИН, если перечисляются налоги и сборы от ООО или ИП. Сумма, необходимая к уплате, будет определена в момент формирования декларации. УИН не является кодом, который должен генерироваться плательщиками, поэтому при его отсутствии следует поставить “0” в соответствующую ячейку.

С 2014 года не следует после “0” ставить три наклонных черты “///” и вписывать назначение платежа. Сотрудники налоговой самостоятельно смогут уточнить эту информацию на основании других данных, представленных в платежном документе.

Граждане же получают заполненные квитанции от налоговой службы, где уже есть вся требуемая информация. От плательщика потребуется только совершить платеж на основании этого документа. Аналогична ситуация и для индивидуальных предпринимателей.

Как узнать и где проставить УИН в платежном поручении?

Платежные поручения готовят юридические лица и ИП для перевода средств с расчетных счетов. В Приказе Минфина №107н между этими двумя формами собственности бизнеса не делают различий, поэтому с указанием УИН в платежке нужно действовать следующим образом:

  1. При уплате текущих налогов и других сборов УИН не формируется — об этом указано в разъяснении от ФНС. Так как банк не примет платежное поручение, то в поле идентификатора нужно проставить «0». В таком случае важно в поле 104 вписать код КБК, выбранный из классификатора.

  2. УИН указывают бюджетные организации, когда необходимо внести пени, недоимки или штрафы. В этом случае они формируют извещение с заполненным полем «Индекс документа» или вписывают идентификатор в его верхней части рядом со штрихкодом. В таком случае пропускать УИН нельзя — его нужно обязательно указать в платежке.

Читайте также:  Как стать ветераном труда в Красноярске и что это дает

В платежном поручении под внесение УИН предусматривается поле №22. Оно располагается в нижней части документа, где находится код, означающий вид оплаты, а также указывается назначение, срок платежа и его очередь.

Если УИН неизвестен, то нельзя оставлять поле в платежном поручении пустым. Сначала нужно попытаться выяснить идентификатор у бюджетной организации, в пользу которой будет совершен платеж. Так как УИН формируется для каждого взноса в бюджет, то его нужно брать из личного кабинета сайта или приложения, а также из документов, которые оповещают о требующихся платежах.

Если бюджетная организация не сформировала код для оплаты, то в платежном поручении в 22 поле проставляется «0». Пустым его можно оставлять только в том случае, если платежное поручение отправляется через Интернет. При обработке платежей это поле пропускается или система вносит в него отметки, что идентификатора нет.

Расшифровка кода в данных УИН

УИН содержит в себе четыре части:

Цифры кода Расшифровка
От 1 до 3 Указывает на получателя платежа: администратора поступлений в бюджет, орган исполнительной власти.
Например, для налоговой – 182
4 Этой цифрой кода пока не пользуются. По этой причине на месте четвертой цифры ставится ноль
От 5 до 19 Под пятнадцатью цифрами прячется определенный номер платежа. Они исполняют роль индекса документа
20 Это – контрольное число, высчитываемое с использованием специального алгоритма

Что будет, если указаны неверные данные УИН?

Не сложно догадаться, что при указании неправильного кода есть вероятность не прохождения платежа.

Последствия подобной ошибки могут быть весьма серьезными:

  • В налоговой могут решить, что лицо уклоняется от уплаты налогов.
  • При подобной ошибке могут начислять пени за недоимку. При этом она может быть довольно высокой.

Если допущенная ошибка не привела к неуплате налогов в бюджет, то можно провести обычное уточнение платежа, и пени не будут начисляться.

Были приняты различные коды ошибок, которые могут применяться при неуплате налогов. Расшифровка проводится следующим образом:

  1. Код 05 указывает на то, что ИНН был указан с ошибкой.
  2. При указании 06 применяемое число принадлежит другой компании.
  3. 08 говорит о том, что информация о получателе отсутствует или была указана с ошибкой.

Примечание! Есть и другие коды ошибок, которые могут указываться в соответствующей графе. При их расшифровке можно определить причины и возможные последствия не прохождения платежа. После расшифровки можно написать письмо об уточнении платежа. Составляется оно в произвольной форме.

Уникальный идентификатор начисления в платежном поручении в 2023 году

Изменения в правила заполнения платежных поручений внесены приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Обязанность налогоплательщиков указывать в платежном поручении идентификатор начисления стала актуальной с 31.03.2014.

Однако данное положение затрагивает далеко не все платежи. Например, добровольное перечисление налога на основании расчетных данных деклараций указания УИН не требует. Определяется такой платеж на основании КБК, а реквизиты плательщика, будь то физическое или юридическое лицо, идентифицируются при помощи ИНН и КПП. То же самое касается и прочих переводов средств. Идентификатор в таких случаях также не используется.

Чтобы быть уверенным в полном погашении обязательств перед государством, следует периодически сверяться с органами ФНС.

Использование идентификатора было установлено Приказом Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. Это был первый документ, который утвердил использование УИН в качестве реквизитов. Однако когда действовал только этот документ, код использовался в рекомендательном порядке. Необходимость его применения появилась после выхода Приказа Минфина №107 от 12 ноября 2013 года. Соответствующее обязательство связано с формированием системы ГИС ГМП.

До 31 марта 2014 года идентификатор указывался в поле «Назначение средств». После этой даты код стал вноситься в поле «22».

Читайте также:  Электронный больничный при коронавирусе и карантине

Еще один регулирующий документ – ФЗ №210 «О предоставлении госуслуг» от 27 июля 2010 года. Он утвердил идентификатор платежей, который нужен для быстрой доставки средств по назначению.

Что такое УИН в квитанции и как его узнать в 2021 году

Постановление Министерства финансов о том, что этот показатель требуется указывать в платежных документах, было принято в начале 2021 года. После вступления в силу этого постановления в форму 0504510 «Квитанция» уникальный идентификатор был внесен как обязательный реквизит.

Узнать УИН можно в организации, в которую совершается перечисление средств. Бюджетные организации прописывают код начислений в квитанции в двадцать второй графе. При этом банковскому работнику необходимо продублировать УИН в платежном документе. При осуществлении безналичных платежей предприниматели ставят 0 в графе кода. Сегодня УИН применяется не в каждой организации, а только в тех, которые имеют большой поток платежей (налоговая, ГИБДД). Однако он может быть указан и в квитанции за детский сад или за школу. При этом информацию об идентификаторе реально получить в бухгалтерии детского сада.

Новое поле в платежном поручении

Код 22 в виде нового поля платежки утвердил Минфин России приказом от 12.11.2013 № 107Н. В силу нововведение вступило 5 лет назад, и практически сразу бухгалтеры стали испытывать трудности с заполнением данного реквизита. Главная сложность заключается в определении УИН (уникального идентификатора начисления). Именно он должен быть указан как код 22 в платежном поручении.

Назначение нового реквизита в поле 22 (УИН) в том, что он призван облегчить работу государственных служб по идентификации поступающих средств. С помощью технических нововведений предполагалось, что работа бюджетников будет оптимизирована и значительно улучшена, т. к. УИН позволит облегчить трудозатраты по идентификации платежей и уменьшить количество ошибок по распределению перечисляемых в бюджет средств.

Заполнять поле 22 нужно при взаиморасчетах с ФНС, ФСС и ПФ Российской Федерации по штрафам, пеням и неустойкам.

Для правильного указания идентификатора нужно найти его. Для этого необходимо проверить все реквизиты, указанные в требовании по уплате штрафа или неустойки. Именно в таком уведомлении должен проставляться требуемый код. Сложность заключается в том, что в налоговом документе реквизит имеет наименование «Индекс документа», в связи с чем его поиск вызывает трудности. Для чего сделана такая «уловка», сказать трудно. Но именно это факт является главной причиной большого количества ошибок при заполнении поля 22.

Данный код представляет собой комбинацию из 20 знаков. Каждая из них очень важна.

Вам будет интересно:

Проводки по реализации товаров и услуг: примеры, какие счета применяются

Код разбивается на четыре блока:

  1. Первые три означают государственную структуру, которая выступает администратором по платежу — то есть он указывает кто, является получателем денег. Например, для обозначения налоговой используется код 183, соцстрах — 393 и т.д.
  2. Четвертый символ чаще всего обозначается 0. Так как в настоящее время четвертая цифра для определенной идентификации, не используется.
  3. Пятая по девятнадцатую цифры используются для обозначения уникального индекса документа, который присваивается ему во время начисления.
  4. Двадцатая цифра формируется соответствующими органами по специальному алгоритму. Это контрольное значение, с помощью которого проверяется правильность указания УИН.

Как заполнить поле 22 при самостоятельном расчёте платежа в бюджет?

В процессе подготовки п/п для оплаты текущих налогов, сборов и взносов, которые рассчитаны в декларации или другом расчётном документе юридического лица, указывать код не нужно. Речь идёт о квартальном НДС, годовом налоге на прибыль, ежемесячном НДФЛ и так далее. Такое правило действует и в случае с расчётом пеней и штрафом за предыдущие периоды своими силами.

Примечание: банк примет и проведёт платёжку без указания идентификатора, если организация сама рассчитывает и переводит средства по текущим налогам и взносам, либо недоимкам. Для этого достаточно внести свой ИНН в соответствующей строке платёжного поручения.

Есть ещё один фактор, почему компания не указывает УИН в п/п. Когда в полученном письме с требованием от государственных органов отсутствует значение идентификатора, то бухгалтер оставляет строку 22 нулевой.

Что такое УИН в платежке

До 2014 года организации-налогоплательщики не заполняли поле «Код» (22) в платежных документах.
В 2014 году, в соответствии с п. 1.21.1 Положения ЦБ РФ № 383 от 19.06.2012, плательщики при оплате бюджетных трансфертов (налоги и страховые взносы) обязаны ставить код УИН в платежке (что это такое, расскажем далее).

Читайте также:  МРОТ в России в 2022 году: как изменится с 1 января 2023 года

Расшифровывается название данного кода как уникальный идентификатор начисления. Его необходимо проставлять для каждого перевода в бюджет в текущем году. Также прописывался УИН в платежках 2021: что это за идентификатор и где его необходимо указывать?

Уникальный код цифровых значений вводится в платежные поручения для дальнейшей идентификации произведенной учреждением оплаты. Минфин РФ ввел его с целью снижения объемов невыясненных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные государственные органы. Также с помощью данного шифра упрощается система финансовых начислений и производится контроль над корректностью поступлений платежей в органы и фонды.

Всё началось 27 июня 2011 года. Наши законодатели решили облегчить взаимоотношения граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами и организациями, оказывающими соответствующие услуги. В упомянутую нами дату, были внесены две поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Первым изменением было запрещено с 1 января 2013 года требовать от физических лиц и организаций квитанций и платежных поручений, подтверждающих внесение соответствующей оплаты. Например, вы купили или продали квартиру, дом, другую недвижимость, и несёте документы для регистрации перехода прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В составе подаваемых туда документов теперь отсутствует бумажка, подтверждающая оплату вами пошлины. То есть, платить её по-прежнему нужно, конечно. А вот предоставлять квитанцию об уплате, или платежку, вовсе не обязательно. То же самое касается и штрафов за нарушение ПДД, и многих других обязательных платежей. Однако если бы всё было так просто.

В реестре государственных услуг, к примеру, числится и предоставляемая Федеральной налоговой службой услуга по регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответственно Административному регламенту предоставлению данной услуги, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 22 июня (памятное число) 2012 г. № 87н, документ об уплате государственной пошлины за регистрацию не представляется в ИФНС. Оно и понятно, упомянутый нами выше закон это запрещает. Но ведь требуют же налоговики предоставлять им подтверждение уплаты госпошлины! В чём же дело?

Да просто забыли законотворческие работники вместе с депутатами убрать из Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» эту норму. Вот и получается, что один закон и нормативные правовые акты, изданные на его основании запрещают требовать от заявителей квитанции и платежки на уплату госпошлины, а другой закон обязывает их представлять. Но это и не удивительно. Государственная дума плодит законы в таком избыточном количестве, что сами депутаты не в силах уже отслеживать соответствие одних нормативных правовых актов другим. И автоматизированной системы, которая позволяла бы это делать, вводить не хотят (тоже понятно, почему). А налоговики вынуждены действовать по известному принципу – лучше перебдеть, чем недобдеть! Однако вернёмся к нашей теме.

Вторым изменением в закон стало дополнение его Главы 5 Статьёй 21.3. «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах». Вот именно эта система ГИС ГМП и должна теперь поставлять сведения об уплате физическими и юридическими лицами платежей в бюджеты, если обязанность приносить квитанции и платежки отменена.

То есть, как только вы произвели оплату в банке или на почте соответствующей госпошлины, иной платы в бюджет, банковский работник тут же направляет в упомянутую систему сообщение, что такой-то плательщик оплатил конкретную сумму за определенную услугу или иной платеж в бюджетную систему. Но прежде туда же сообщает информацию орган, который начислил данный платеж (если он был начислен). Например, вам начислили штраф в ГИБДД. Тогда, одновременно с выдачей постановления о штрафе, сотрудник ГАИ отправит в ГИС ГМП все данные, необходимые для уплаты штрафа. Но как же система поймет, что это один и тот же платеж? Вот здесь и нужен идентификатор, который позволит обеспечить соответствие начисления и факта его оплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *