- КОАП

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ. Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ. Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов в 2021 году с неработающего

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:

  • стандартный (на детей и самого налогоплательщика);

  • социальный (на лечение, обучение);

  • имущественный (на приобретение жилья);

  • инвестиционный;

  • вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

  • вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;

  • профессиональный вычет.

Основные налоги юридических лиц

Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:

  1. НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
  2. Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
  3. Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
  4. Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
  5. Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.

Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.

Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Характеристика

Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, который обращен непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Правовая основа

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер, распространяется на всех (принцип равенства налогоплательщиков). В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П указывается — в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ указанный принцип равенства требует обязательного учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Также в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности или организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, а также местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные, региональные и местные.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это федеральный налог, то есть он установлен НК РФ, и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные же носят характер имущественных налогов или пошлин, и не имеют такой регулярности в уплате. НДФЛ вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а также зачастую пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

В соответствии со ст.11 НК РФ, физическими лицами являются:

1. Граждане Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», граждане Российской Федерации — это:

а) лица, которые имеют гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона:

б) лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Законом.

2. Иностранные граждане. В соответствии со ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ими являются лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и имеют гражданство (подданство) иностранного государства;

3. Лица без гражданства, то есть лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и не имеют доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Исходя из ст.207 НК РФ, плательщики НДФЛ делятся на две категории:

1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если они выступают в данном случае плательщиками НДФЛ, подразумевается, что они получили доход относящийся к объекту налогообложения. Налоговыми резидентами являются физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации, если выезд осуществлялся для краткосрочного (то есть менее шести месяцев) лечения или обучения.

Следует иметь в виду, что российские военнослужащие, которые проходят службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от того, сколько времени они фактически находились в Российской Федерации.

2.Физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, и при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Соответственно, это относится к прочим лицам, которые, согласно ст.208 НК РФ, получили, в том числе:

— дивиденды и проценты от российской организации, а кроме того — проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации, в связи с деятельностью обособленного подразделения такой организации в Российской Федерации;

— страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, кроме того — выкупные суммы от российской организации и (или) от иностранной организации, полученные в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

— доходы от использования в Российской Федерации авторских или же иных смежных прав;

— доходы от сдачи в аренду либо иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

Субъект налогообложения

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Читайте также:  Дивиденды Сургутнефтегаз: история, доходность, даты отсечек.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения, согласно ст.209 НК РФ, признается доход, который был получен налогоплательщиками — физическими лицами, если они являются налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Ставка налога

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет один календарный год, а налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены четыре разные налоговые ставки:

1) общая налоговая ставка в размере 13 %;

2) налоговая ставка по дивидендам 9 %;

3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9 %;

4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %;

5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35 %:

    • стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4000 рублей;

    • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

    • суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышенияустановленных размеров

    • виде платы за использование денежных средств членов «кредитного потребительского кооператива» (пайщиков), а также процентов за использование «сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом» средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения определенных размеров

    Налоговый период

    Налоговый период — равен календарному году. (Ст. 216 НК РФ)

    Сроки уплаты

    Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

    Отражение в учете (начисление и перечисление)

    Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

    До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .

    Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. (в ред. ФЗ от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

    Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

    • за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

    • за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

    • за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

    Доходы, освобождаемые от обложения НДФЛ

    Не облагаются подоходным налогом следующие виды доходов:

    • доходы от продажи имущества, находящегося в собственности более 3 лет;
    • наследство;
    • подарки от членов семьи и/или близких родственников;
    • государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности);
    • пенсии и доплаты к ним;
    • выплаты волонтерам на приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты, проживание, питание и проезд, в целях осуществления добровольческой деятельности;
    • вознаграждение донорам;
    • алименты;
    • гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ);
    • премии за выдающиеся достижения в сфере науки, образования, культуры, искусства, туризма и т. п.;
    • единовременные выплаты (в т. ч. материальная помощь, благотворительная помощь);
    • оплата работодателем своим работникам и/или членам их семей стоимости путевок (кроме туристических) и медицинских услуг;
    • стипендии (студентов, аспирантов, ординаторов);
    • оплата труда в валюте, полученная работником от государственной организации направившей его на работу за границу;
    • доходы от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства и растениеводства (как в натуральном виде, так и в переработанном);
    • доходы членов фермерского хозяйства от производства и реализации с/х продукции (в течение 5 лет с момента регистрации);
    • призы полученные спортсменами в определенных соревнованиях;
    • вознаграждения за передачу государству кладов;
    • выигрыши и призы (если их стоимость не превышает 4000 руб.);
    • иное (полный перечень смотрите в ст. 217 НК РФ).

    Общее понятие налогов, взимаемых с физических лиц

    Налоги, которые взимаются правительством с населения, осуществляют функции, свойственные общим налогам. Ко всему прочему, они индивидуально связывают гражданина и государство или гражданина и органы местного управления, выражают его индивидуальную причастность к делам государства и территориального образования, создают ощущение активно действующего члена общества по отношению к данным делам, предоставляют основание для контроля за ними и ответственности правительства и органов местного управления перед плательщиками налогов. Конечно, в данном аспекте рассматриваются отношения и с организациями, но именно с гражданами они проявляются особенно четко за счет прямой связи с ними.

    В соответствии с законодательством России система налогов с физ. лиц включает следующие виды налогов:

    • подоходный налог или налог на доходы физических лиц;
    • налог на имущество;
    • налог на имущество, переходящее в порядке наследования/дарения.

    Кроме перечисленных налогов, физ. лица также уплачивают целевые и общие с юр. лицами налоги:

    • земельный налог;
    • налог с собственников ТС и иные платежи, которые зачисляются в дорожные фонды;
    • единый налог на вмененный доход для конкретных типов деятельности;
    • местные налоги, которые устанавливаются решением органов местного управления (налог на рекламу, иные налоги).

    Правила установления налоговых ставок:

    • налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
    • налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
      • стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
      • доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
      • суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
    • налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
    • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
    • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.
    Читайте также:  Как самостоятельно рассчитать налог на имущество физических лиц

    Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.

    Особенности исчисления и взимания

    В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.

    В зависимости от системы обложения различают глобальный и шедулярный подоходный налог. В первом случае облагается налогом доход в целом за вычетом установленных законом скидок и льгот.

    Шедулярный подоходный налог уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим различным источникам доходов, и состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный — прогрессивным.

    Глобальный подоходный налог имеет гораздо большее распространение.

    Согласно законодательству большинства стран не подлежат обложению рассматриваемым налогом: амортизационные отчисления; средства, направляемые в благотворительные учреждения; прибыль, направляемая на капитальные вложения и научно-исследовательские цели. В некоторых странах на определённый период уменьшается или вообще отменяется налог на прибыль новых компаний.

    Налоговые скидки в сфере промышленного производства распространяются на доходы от истощённых недр, от предприятий, поглощённых крупными корпорациями, мелких, малорентабельных или убыточных и т. д.

    Ставки подоходного налога строятся, как правило, по сложной прогрессии.

    Доходы, которые не подлежат налогообложению

    Несмотря на то, что НДФЛ облагаются любые средства, подходящие под определение «доход», НК России включает в себя конкретный список доходов, которые налогом не облагаются. Получает ли эти доходы резидент или нерезидент страны – в данном случае роли не играет. В перечень таких доходов относят:

    1. Денежные пособия по беременности и родам, алименты.
    2. Пенсионные начисления лицам, достигшим законодательно установленного возраста для выхода на пенсию или признанным нетрудоспособными экспертизой.
    3. Компенсация за ущерб здоровью работника.
    4. Подарки стоимостью менее 4 000 рублей, полученные сотрудником или бывшим сотрудником (пенсионером) от работодателя.
    5. Материальная помощь в размере менее, чем 4000 рублей, полученная сотрудником или бывшим сотрудником (пенсионером) от работодателя.
    6. Материальная помощь малообеспеченным семьям, статус которых подтверждён государством.
    7. Оплата из чистой прибыли работодателя медицинской помощи для своего сотрудника или членов его семьи.
    8. Вознаграждения донорам крови.
    9. Компенсация за ущерб здоровью работника.
    10. Компенсация стоимости путёвок в санатории и прочие учреждения, связанные с оздоровлением граждан (кроме туристических).
    11. Расходы на повышение профессиональной квалификации сотрудника.
    12. Оплата переподготовки, получения образования или профессиональной подготовки сотрудника.
    13. Стипендии, получаемые студентами высших образовательных учреждений.
    14. Гранты на образовательную или научную деятельность.
    15. Компенсация в связи с увольнением, сумма которой не больше, чем троекратный размер среднемесячной зарплаты (шестикратный размер для жителей Крайнего Севера).
    16. Материальная помощь семье умершего сотрудника.
    17. Материальная помощь, выплаченная гражданам, пострадавшим от стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации.
    18. Денежные средства, переданные пострадавшим от террористических нападений.
    19. Компенсация сотруднику расходов по уплате процентов по кредиту на строительство или покупку недвижимости.

    Общее понятие налогов, взимаемых с физических лиц

    Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с организациями, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

    В систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог (с принятием НК РФ называется налогом на доходы физических лиц — НДФЛ); налоги на имущество; налоге имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо них физические лица уплачивают целевые и общие с организациями налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, другие налоги). Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.

    НДФЛ для военнослужащих и героев

    У всех категорий граждан разные размеры выплат. К примеру, люди, побывавшие в Чернобыле, получают вычет равный трём тысячам рублей, тогда как граждане, пожертвовавшие костный мозг другим людям – по пятьсот рублей.

    Отметим, что налоговый вычет данного типа предоставляется лишь гражданам России, притом есть дополнительное условие – распространяется он лишь на те доходы, которые облагаются ставкой в тринадцать процентов.

    Предлагаем рассмотреть случаи, когда гражданину полагается получение социального вычета по налогам:

    • Если им было сделано пожертвование в соц. органы (дома престарелых и детдома). Вычет предоставят на всю сумму пожертвований;
    • Если им было оплачено обучение себе или своим детям (не достигшим совершеннолетия) в средне-специальных или высших учебных заведениях. В данном случае ситуация с вычетом аналогична – его предоставляют на всю сумму, но не больше, чем пятьдесят тысяч ежегодно (согласно второму пункту 219-ой статьи Налогового Кодекса) и лишь в том случае, если у учебного заведения имеется лицензия на выдачу дипломов;
    • Если им были оплачены мед. услуги, оказанные члену семьи (супруг, несовершеннолетние дети). К тому же полагается вычет расходов на лекарства, чтобы провести медицинское лечение. Следует учесть тот факт, что вычет будет предоставлен лишь в одном случае, если денежные средства потратили на приобретение лекарств, соответствующих перечню. Вычет равняется сумме фактических расходов;
    • Если им вносились денежные средства по договору негосударственного страхования пенсий на свою пенсию, или на дополнительные взносы на её накопительную часть.

    Как только налоговый период истечёт (по умолчанию равен одному году), у гражданина появится право на подачу налоговой декларации по предоставлению всевозможных вычетов. Декларацию необходимо предоставить вместе с документами, подтверждающими расходы физлица. Лишь при наличии всех необходимых документов Вам предоставят полный социальный вычет.

    Что касается имущественного налогового вычета, то он предоставляется из прибыли, полученной физлицом от продажи имущества из своей собственности (220-ая статья НК РФ). Для данной цели, имуществом признаётся не только недвижимость (и её доли), но и доли в уставном капитале юр. лица. Однако, вычет смогут предоставить при условии, что физлицо владело недвижимостью не меньше трёх лет, а общая сумма сделки была больше миллиона рублей.

    Вычет может быть предоставлен из сумм, потраченных на покупку или строительство жилья. Но общая сумма не должна превышать два миллиона рублей.

    Исходя из текста 221-ой статьи Налогового Кодекса РФ, профессиональные налоговые вычеты могут быть предоставлены:

    • гражданам страны, у которых имеется официально зарегистрированное индивидуальное предпринимательство (также относится к адвокатам и нотариусам). У всех расходов должно быть документальное подтверждение. В случае, если необходимые документы отсутствуют, то налоговый вычет приравняют к 20% от суммы дохода, получаемого ИП от своей деятельности;
    • гражданам, работающим по гражданско-правовому договору;
    • гражданам, получившим денежное вознаграждение за авторство или изобретения.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *