- Гражданское право

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование действий судебного пристава-исполнителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?

Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?

Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.

Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.

Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.

Комментарий к ст. 329 АПК РФ

1. ФЗ об исполнительном производстве устанавливает два порядка оспаривания действий судебного пристава-исполнителя: 1) административный в порядке подчиненности и 2) судебный. Согласно ст. 121 ФЗ об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, включая главного судебного пристава РФ, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Административный порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов урегулирован в гл. 18 ФЗ об исполнительном производстве.

При этом установленный ФЗ об исполнительном производстве порядок предварительного внесудебного обжалования действий судебного пристава-исполнителя путем подачи жалобы не препятствует обращению с этой же жалобой в суд.

2. Стадия исполнительного производства входит в систему как гражданского, так и арбитражного процесса. Поэтому сфера исполнительного производства относится одновременно к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в связи с чем возникает вопрос о разграничении подсудности между указанными судами. Здесь действуют как общие правила разграничения предметов ведения, определенные в гл. 2 КАС и ст. 29 АПК, так и специальные нормы ст. 128 ФЗ об исполнительном производстве.

В частности, согласно ст. 128 ФЗ об исполнительном производстве постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

3. В отношении одного и того же должника может быть возбуждено сразу несколько исполнительных производств по нескольким исполнительным документам, выданным арбитражным судом, судами общей юрисдикции, а также иными органами. В этом случае возникает вопрос, какому суду подсудны заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, совершаемых им в рамках такого сводного исполнительного производства, например арест имущества должника, совершенный в интересах всех взыскателей по всем исполнительным документам.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» «если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции».

Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в ч. 2 ст. 128 ФЗ об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбужденном по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, — ст. 48 АПК; об отсрочке (рассрочке) исполнения — ст. 324 АПК и т.п.).

Обобщение судебной практики рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Одобрено постановлением Президиума
Третьего арбитражного апелляционного суда
от 20.04.2009 № 10

Обобщение судебной практики рассмотрения дел

об оспаривании постановлений должностных лиц

службы судебных приставов, их действий (бездействия)

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

С 01.02.2008 вступил в силу Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данный закон отличается от своего предшественника рядом новелл.

Обновление законодательства об исполнительном производстве внесло существенные изменения в практику арбитражных судов по вопросам его применения, в том числе, в практику рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

Написание настоящего обобщения обусловлено необходимостью определения единых подходов к решению вопросов, возникающих в судебно-арбитражной практике при рассмотрении дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

Порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Статьей 121 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрена возможность обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в связи с исполнением исполнительного документа в административном порядке — путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу и в судебном порядке — путем подачи заявления в суд, арбитражный суд.

В связи с этим необходимо отметить, что в силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации лицо, избравшее административный порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), не лишается возможности обратиться в суд.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обжаловать в административном и судебном порядке постановления, действия (бездействия) не только самого судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов.

Читайте также:  Категория прав для управления газелью

Подведомственность и подсудность дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Рассмотрением дел по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) занимаются как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции (ст. 329 АПК РФ, ст. 441 ГПК РФ).

Подведомственность указанных дел определяется частью 3 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» путем исключения из компетенции суда общей юрисдикции, а именно, все заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов.

Такие случаи перечислены в части 2 указанной статьи Закона, согласно которой заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации (имеется ввиду ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

Подведомственность заявлений, подаваемых в рамках сводного исполнительного производства, в котором исполняются решения как арбитражных, так и судов общей юрисдикции, на наш взгляд, должна определяться с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», согласно которым, если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции. Указанные разъяснения, данные применительно к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» 1997 года, в полной мере соответствуют положениям Федерального закона «Об исполните��ьном производстве» 2007 года (ч. 3 ст. 128).

Согласно части 1 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дела об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) подсудны арбитражному суду или суду общей юрисдикции, в районе деятельности которого они исполняют свои обязанности. Представляется, что под районом деятельности следует понимать место нахождения соответствующего подразделения судебных приставов.

Правовая природа дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) и порядок их рассмотрения судом

Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.

Служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах», п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов).

Из взаимосвязанных положений статьи 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О судебных приставах» следует, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе в Федеральной службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов.

Соответственно, дела по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) относятся к категории возникающих из публичных правоотношений дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Следовательно, рассмотрение арбитражным судом данных дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч.1 ст. 329 и ч.1 ст. 197 АПК РФ).

Комментарии к статье 128 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В пп. 3 – 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

Компетенция судов по делам, связанным с исполнением исполнительных документов и об оспаривании действий приставов-исполнителей

Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.

Оспаривание постановлений, действий пристава-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства осуществляется в суде общей юрисдикции

Если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.

Случаи, в которых заявление об оспаривании постановления, действий пристава-исполнителя подается в арбитражный суд

Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбужденном по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, — статья 48 АПК РФ; об отсрочке (рассрочке) исполнения — статья 324 АПК РФ и т.п.).

Арбитражным судом также подлежит рассмотрению заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Читайте также:  Судебная практика: компенсация морального вреда

Утверждение мирового соглашения в сводном исполнительном производстве

При ведении сводного исполнительного производства, в котором наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, вопрос об утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении по любому исполнительному производству, входящему в сводное, разрешается судом общей юрисдикции.

Госпошлина по искам об освобождении имущества от ареста

Дела по искам об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) являются спорами по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, и рассматриваются районным судом либо арбитражным судом субъекта Российской Федерации.

При предъявлении соответствующих исковых заявлений государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ.

Вопросы, разрешаемые судом, выдавшим исполнительный документ, в случае изменения в дальнейшем его юрисдикции

Вопросы, отнесенные к компетенции суда, выдавшего исполнительный документ (например, выдача дубликата исполнительного листа, разъяснение исполнительного документа, правопреемство и т.д.), подлежат разрешению этим же судом также в случае изменения в дальнейшем его юрисдикции.

В иных случаях, в том числе при разделении юрисдикции суда, принявшего исполняемый судебный акт, между несколькими судами подсудность при рассмотрении вопросов исполнительного производства определяется исходя из подсудности требований, по которым был принят такой судебный ��кт и выдан исполнительный лист.


В «Обзоре судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021) определена следующая правовая позиция:

Подсудность дел об оспаривании в суде действий банка зависит от того, каким из судов выдан исполнительный документ

Подсудность дел (судам общей юрисдикции или арбитражным судам) об оспаривании в суде действий (бездействия) банка определяется в зависимости от того, каким из названных судов выдан исполнительный документ. Если оспариваются действия (бездействие) банка по исполнению исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, то подобный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (см. подробнее п. 20 Обзора судебной практики).

На обжалование бездействия (действий) исполнителя отводится 10 дней. Начало срока со дня, когда Вам стало известно о нарушении прав.

Например, получен отказ на заявлении об ознакомлении с материалами исполнительного дела. На следующей день начинается отсчет срока обжалования. Если же такой отказ направлен по почте, то днем начала срока считается день получения заявителем незаконного ответа. Данный срок может быть восстановлен, в случае пропуска его по уважительной причине.

К уважительным причинам относятся:

  • нахождение к командировке;
  • болезнь;
  • не получение соответствующего письма.

Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

11. Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов подается судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, по которому вынесено такое постановление. В случае обжалования постановления Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства жалоба подается старшему судебному приставу указанного в таком постановлении подразделения судебных приставов.

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

21. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Когда целесообразно подавать жалобу?

Обжаловать действия, совершаемые приставами, разумно при определенных условиях:

  • по разным причинам исполнитель не выполняет свои обязанности, связанные с взысканием долгов;
  • в процессе наложения ареста или конфискации имущества нарушаются права или интересы граждан;
  • истекает срок, в течение которого имеется возможность взыскать задолженность с неплательщика;
  • без веских оснований исполнитель отказывается от изучения материалов, относящихся к открытому производству;
  • осуществляется принудительное взыскание денег без предварительного оповещения должника о возможности добровольно погасить долг.

В жалобе можно указывать не только противозаконные действия со стороны специалистов, но и их бездействие в той или иной ситуации. Например, кредитор может подавать старшему приставу заявление, в котором указывается, что назначенный исполнитель не справляется со своими обязанностями, так как им не предпринимаются какие-либо меры для принудительного возврата средств.

Нюансы обращения в суд

Допускается обжалование действий судебного пристава-исполнителя юридическими лицами или гражданами. Компании предпочитают сразу обращаться в суд. Именно с помощью суда можно не только отменить незаконные действия пристава или заставить его исполнять свои должностные обязанности, но и можно возместить убытки, возникшие в результате деятельности исполнителя.

Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя через суд заключается в выполнении следующих этапов:

  • составляется исковое заявление;
  • оно с другими документами, имеющими отношение к рассматриваемому делу, передается в судебную канцелярию;
  • назначается дата проведения заседания;
  • с обоих участников процесса требуются разные документы;
  • выслушивает судья мнение каждой стороны;
  • принимается решение, причем не всегда суд становится на сторону истца, поэтому нередко его требования не удовлетворяются.

Чтобы суд смог принять правильное решение, ему на рассмотрение передается множество разных бумаг. Сюда относятся документы судебных приставов-исполнителей, выданные истцу, а также другая документация, имеющая отношение к этому делу. Все бумаги прикладываются к грамотно составленному иску.

Читайте также:  Страховые взносы ИП в 2022 году

Что закреплено в законодательстве

Главой 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливается порядок и причины, по которым действия (бездействие) представителей службы судебных приставов могут обжаловаться.

Законодательство устанавливает возможность обжалования постановлений, принятых судебными исполнителями, их действий (бездействия), в двух возможных направлениях:

  • Административном,
  • Гражданском.

Это вытекает из положений статей 123-127 Закона.

На какое имущество не может быть наложен арест судебными приставами?

Есть отдельные статьи, которые в совокупности составляют правовую базу судебного порядка обжалования:

  • статьи 121 и 128 Закона,
  • статья 441 ГПК РФ (в гражданском порядке),
  • статья 329 АПК РФ (в административном порядке).

Какие именно объекты подлежат оспариванию?

Указанный ранее Закон в отдельной статье 121, предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам оспорить:

  • принятые исполнителями постановления,
  • выполненные исполнительные действия,
  • бездействие (в течение длительного времени).

Оспариванию подлежат решения и прочих должностных лиц, работающих в службе приставов.

Следует заметить! Должные обязанности исполнителя определяют для него четкий порядок – любые действия, выполняемые в рамках исполнительного производства, документируются.

Фиксация действий выполняется посредством оформления:

  • постановлений, которые в свою очередь должны утверждаться старшим судебным приставом,
  • актов,
  • заключений,
  • в виде проставления резолюций на заявлениях граждан и прочее.

Смысл норм законодательства в том, что обжаловаться могут любые действия (бездействие) исполнителя, зафиксированные в любой документальной форме, однако при условии, что такие действия являются распорядительными.

Разграничивая судебную подведомственность дел, касающихся оспаривания деятельности судебных исполнителей, может применяться метод «исключения».

Смысл такой: так как арбитражный суд относится к суду специальной компетенции, то он уполномочен рассматривать только дела, обозначенные частью 2 статьи 128 Закона. Прочие дела, оспаривающие законность отдельных результатов деятельности судебных исполнителей, рассматривает суд общей юрисдикции.

В каких случаях не получится обжаловать постановление

Некоторые ситуации обязывают ответственное должностное лицо, на рассмотрении которого находится жалоба, отказать в ее удовлетворении.

Это происходит, если лицо, обратившееся с жалобой:

  • желает опротестовать решение исполнителя, обязывающее взыскать сбор, налагаемый на должника при отказе от добровольного невыполнения им действий, определенных исполнительным листом, в обозначенный срок,
  • подал документы для обжалования результатов проведенной оценки объекта недвижимости или прочих имущественных ценностей,
  • пропустил определенный законом срок на обжалование постановления, не заявляя касательного этого ходатайств, и если ранее подобное ходатайство уже отклонялось,
  • оформил жалобу, но при этом она составлена с отклонением от установленных требований, выдвигаемых к оформлению подобных документов,
  • было получено решение суда, которым заявленные в жалобе требования уже рассмотрены по сути,
  • подал документы на обжалование решения лица, не относящегося к штату судебных исполнителей.

Оформляется отказ на протяжении трех дней от даты, когда получена жалоба. Полученный отказ также можно обжаловать, однако обращаться уже нужно к руководству выше по рангу или в судебные органы.

Как получить бесплатную юридическую помощь по ипотечным кредитам?

Какие действия подлежат обжалованию

Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:

  • если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
  • провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
  • истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
  • временно ограничил право выезда за пределы страны;
  • необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.

И самая обширная группа исковых заявлений на бездействие пристава, то есть должностные лица затягивают возбуждение исполнительного производства либо не принимают никаких мер по поиску должника.

Работа судебных приставов-исполнителей строго основана на нормативных актах. Регламентируется она тоже действующим законом «Об исполнительном производстве». Если должностные лица нарушили сроки, осуществили неправомерные действия или вовсе не занимаются своими непосредственными обязанностями, то это служит поводом для подачи претензии.

Как правило, оспариванию подлежат следующие несоответствия:

  • Нарушение прав граждан, которые им присуждены по закону.
  • Постановление вынесено без особых на то причин, не было оснований для его издания.
  • Пристав действовал не в соответствии с нормами законодательства.

Оспорить решение должностного лица можно с помощью подачи претензии в судебные органы или вышестоящему руководству.

Если человек обращается в органы защиты, то ему необходимо уплатить государственную пошлину. Помимо этого, нужно подготовить заявление согласно требованиям, прописанных в Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации. А также подготовить полный список справок и бумаг.

Мнение эксперта

Юрченко Екатерина Васильевна

Заместитель председателя Комитета по разрешению долговых споров и антикризисному управлению

Если претензия будет подана в отделение ФСПП вышестоящему руководству, то здесь требования более мягкие. Гражданину не нужно собирать доказательства, которые смогут подтвердить его правоту. Расследование ситуации проходит без личного участия пострадавшего лица.

Жалобу можно сначала передать приставу-исполнителю, чтобы тот впоследствии передал её своему руководству для рассмотрения.

Пожаловаться можно и в прокуратуру. Данный орган имеет непосредственный контроль над деятельностью ФСПП.

Человек вправе самостоятельно выбирать, в какой орган обращаться. Однако если человек первоначально направил претензию руководству нарушителя, а потом в судебный орган, то рассмотрение первого заявления приостанавливается.

Нюансы обращения в суд

Допускается обжалование действий судебного пристава-исполнителя юридическими лицами или гражданами. Компании предпочитают сразу обращаться в суд. Именно с помощью суда можно не только отменить незаконные действия пристава или заставить его исполнять свои должностные обязанности, но и можно возместить убытки, возникшие в результате деятельности исполнителя.

Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя через суд заключается в выполнении следующих этапов:

  • составляется исковое заявление;
  • оно с другими документами, имеющими отношение к рассматриваемому делу, передается в судебную канцелярию;
  • назначается дата проведения заседания;
  • с обоих участников процесса требуются разные документы;
  • выслушивает судья мнение каждой стороны;
  • принимается решение, причем не всегда суд становится на сторону истца, поэтому нередко его требования не удовлетворяются.

Чтобы суд смог принять правильное решение, ему на рассмотрение передается множество разных бумаг. Сюда относятся документы судебных приставов-исполнителей, выданные истцу, а также другая документация, имеющая отношение к этому делу. Все бумаги прикладываются к грамотно составленному иску.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *