- Возврат товаров

Возможно ли строительство жилых домов в санитарно-защитной зоне?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возможно ли строительство жилых домов в санитарно-защитной зоне?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.

Что такое ориентировочная санзона?

В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.

Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.

Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.

Что входит в проект СЗЗ?

Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.

Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.

По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.

Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.

Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.

Проведение натурных измерений атмосферного воздуха, уровней шума, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ для объективного доказательства достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ.

  • Консультации при проведении санитарно-технических мероприятий по снижению техногенного воздействия предприятия на среду обитания (оборудование газоочистных установок, шумозащитных экранов, реконструкция вентиляционных систем и т.д.), если необходимость таковых определена на 1-м этапе;
  • Составление технического отчета по результатам проведенных исследований и санитарно-технических мероприятий;
  • Получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению границ СЗЗ в территориальном отделе Управления Роспотребназдора.

После утверждения расчетных границ СЗЗ проектные материалы представляются в муниципальные и территориальные управления архитектуры для утверждения границ санитарно-защитной зоны в качестве линий градостроительного регулирования (генплан, схемы районной планировки и др.).

Для промышленных объектов и производств I и II класса опасности установление размеров СЗЗ осуществляется постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации на основании:

  • Предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
  • Оценки риска здоровью населения, проживающего в зоне влияния предприятия.

При выполнении проектов санитарно-защитных зон следует также руководствоваться следующими терминами и установленными требованиями разработки.

Производственная зона (промузел) – специально выделенная в градостроительной документации или исторически сложившаяся территория размещения промышленных предприятий и иных объектов.

Группа предприятий — несколько близко расположенных промышленных предприятий, не имеющих объектов общего пользования, ориентировочные санитарно-защитные зоны которых накладываются друг на друга.

Единая санитарно защитная зона — санитарно защитная зона производственной зоны или группы промышленных предприятий, обоснованная с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Оценка риска для здоровья – это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.

Санитарно защитная зона устанавливается для объектов, являющихся источниками физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания.

Санитарно защитная зона не разрабатывается для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) , для данных объектов устанавливаются санитарные разрывы.

Читайте также:  Возврат налога при покупке квартиры в 2023 году

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, наземных гаражей-стоянок и паркингов закрытого типа санитарный разрыв устанавливается расчетным путем. Не требуется разработка проектов санитарно защитных зон для открытых автостоянок и паркингов, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект расчетного (предварительного) размера СЗЗ.

Проекты санитарно защитных зон разрабатываются для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию. Санитарно защитная зона устанавливается как для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении и закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию, так и для арендных предприятий, оформленных в соответствии с установленными требованиями.

Граница санитарного разрыва подтверждается данными натурных исследований и измерений в том случае, если размеры санитарных разрывов от объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, не включены в санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Новая редакция») и обосновываются расчетным путем.

Границы ориентировочных и расчетных санитарно защитных зон каждого объекта и единая граница санитарно защитных зон группы предприятий (единые санитарно защитные зоны), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).

В случае отсутствия применяемой технологии (производства) в действующей классификации, размер санитарно защитной зоны устанавливается на основе результатов сводного расчета прогнозируемого уровня загрязнения атмосферного воздуха, расчета уровней физических воздействий расчетов риска для здоровья населения (для объектов, для которых в ходе расчетов загрязнения атмосферного воздуха и расчета уровней физических воздействий обоснована возможность отнесения объекта к I-II классу и данных натурных наблюдений.

Для действующих промышленных и иных объектов и производств (которые необходимо обустраивать санитарно защитными зонами) в ходе согласования и утверждения границ санитарно защитных зон в учреждения Роспотребнадзора представляются: проектные материалы обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта с пояснительной запиской, расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, акустическими расчетами, расчетами риска для здоровья населения (для объектов I-II класса опасности), программой мониторинга, планом предлагаемых мероприятий (при необходимости), а также отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта.

Отчет для установления окончательных размеров санитарно защитной зоны должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных в проекте, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе и др. материалы.

В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера санитарно защитной зоны возможно только после корректировки расчетных границ и ее размеров.

Разработку проектов санитарно защитных зон для действующих и проектируемых объектов, являющихся источником вредного воздействия на среду обитания, а также для вновь строящихся, реконструируемых объектов осуществляют в следующей последовательности:

  • разработка предпроектных предложений (включая этап инвестиционных предложений) и проектной документации на реконструкцию и новое строительство с обоснованием расчетной санитарно защитной зоны;
  • подтверждение проектных (расчетных) размеров данными натурных наблюдений;
  • утверждение расчетных границ для отдельного проекта или группы предприятий.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

СЗЗ очистных сооружений

В разделе 13 СанПиН определены размеры СЗЗ для разных типов очистных сооружений (ОС), в том числе полей и прудов. Величина СЗЗ зависит от производительности сооружений:

Тип сооружения Производительность тыс. куб.м./сут Класс Размер СЗЗ, м
1. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила >280 I 1000
2. Поля орошения или фильтрации >50 I 1000
3. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила 50-280 II 500
4. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка 50-280 II 500
5. Поля орошения или фильтрации 5-50 II 500
6. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила 5-50 III 300
7. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка 5-50 III 300
8. Поля орошения или фильтрации 0,2-5 III 300
9. Пруды для биологической очистки, сливные станции III 300
10. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила IV 100
11. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка IV 100
12. Поля орошения или фильтрации IV 100
13. Открытого типа ОС поверхностного стока, пункты для сплава снега, снеготаялки IV 100
14. КНС и резервуары, служащие для аварийной регулировки, ЛОС от 1 тыс. куб.м/сут V 50
15. Закрытого типа ОС поверхностного стока V 50
16. Поля подземной фильтрации V 50
Читайте также:  Сильные стороны человека в профессиональной деятельности

Категории СЗЗ кладбищ

Законодательство вводит пять категорий некрополей, классифицируемых по признакам площади и наличия крематория, для каждой из которых предусмотрен свой класс санитарно-защитной зоны. Именно он определяет, сколько метров займет санитарная зона кладбища.

Класс I — это объекты, представляющие наибольшую опасность. К ним закон относит некрополи, на территории которых расположены большие крематории, а также кладбища площадью в 40 гектар и больше. Рекомендуемая ширина СЗЗ для таких мест равняется 1 километру.

Класс II — в него попадают кладбища с площадью в 20–40 гектар, а также любые некрополи с небольшими крематориями (не более одной печи с одной камерой). Для них ширина СЗЗ должна быть не меньше 500 метров.

Класс III — это кладбища с площадью 10-20 Га. Такие некрополи чаще всего можно встретить в небольших городах. Для них закон устанавливает зону шириной в 300 метров.

Класс IV — включает небольшие погосты с территорией до 10 гектар, чаще всего расположенные в поселках городского типа. Ширина СЗЗ у этого типа составляет 100 м.

Класс V — чаще всего это совсем небольшие деревенские места захоронений, а также мемориальные объекты и колумбарии. Охранная зона кладбища в сельской местности равняется всего 50 метров.

Как будут приниматься решения о сносе «самовола»

Надеюсь, что рано или поздно практика каким-то образом наладится, но сейчас, читая этот закон, я прихожу к выводу, что выполнить новые требования для сноса во внесудебном порядке почти нереально. Да и само решение вопроса о судьбе самовольной постройки оставляет много открытых вопросов.

Дело в том, что нет даже примерных критериев в каком случае сносить, а в каком приводить в соответствие с обязательными требованиями. Это всегда вводит в ступор конкретных правоприменителей, так как они не любят открытые формулировки. Например, здесь нет даже фразы, что считать нарушением серьезным или незначительным. Просто есть право суда или администрации принять решение снести или привести в соответствие, а в каких случаях не говорится.

Кроме того, нет порядка взаимодействия между инспекцией Госстройнадзора и муниципалитетами. При этом в положении закона написано, что на основании некоего письма, заключения особой формы, орган местного самоуправления может принять решение о сносе самовольной постройки, приведении ее в соответствие с требованиями, или обращении в суд с иском о сносе.

Я и мои коллеги задались вопросом: а может ли глава местного самоуправления распорядиться ее снести, если он сам (без участия Госстройнадзора) видит, что возводится самовольная постройка? Может ли принять решение о приведении ее в соответствие с обязательными требованиями?

Получается, что полномочия у него есть, но процедура не установлена. Мы приходим к выводу, что в отсутствии такой процедуры все будут бояться принимать какие-либо решения – блокировать, сносить или приводить в соответствие.

Суть в том, что судебное разбирательство является достаточно продолжительным по времени. Пока суд идет, эта постройка может достроиться, ею будут пользоваться – не получится просто так блокировать, либо привести в соответствие.

Как обычно, большинство государственных и муниципальных органов ждут разъяснений сверху. На мой взгляд, это неконструктивная позиция, потому что все равно применять придется здесь, «на земле», а не где-то в Москве. Тогда мы столкнемся с необходимостью определиться, что и как делать.

Например, выявили, что постройка является самовольной. Чтобы привести ее в норму, нужно что-то убрать, достроить, либо внести другие технические изменения. Если нет такого уведомления или взаимодействия с Госсройнадзором, то процедура приведения в соответствие с нормами пока закрыта.

Еще один нюанс: инспекция Госстройнадзора может посчитать, что ее внимание должно охватывает не все объекты, а только те, над которыми она осуществляет надзор по другим статьям – строения площадью более 1,5 тыс. квадратных метров, выше определенной этажности и т.д. В таком случае, на более мелкие объекты она может не давать уведомления «о самовольности».

Процедура уведомления в переходный период – льгота для желающих узаконить свои дома

Здесь гражданам необходимо знать, что до 1 марта 2019 года установлен льготный период – можно послать уведомление, как будто вы только начали строить свой дом, даже если он давно построен. Наверное, данный закон является разновидностью дачной амнистии — когда ты в ближайшие несколько месяцев можешь получить согласование в форме умолчания.

Рекомендую гражданам, которые еще не зарегистрировали свои дома, направить до 1 марта уведомление о начале строительства. Даже если дом давно существует, и разрешение на него вы до сих пор не оформили. Каким должно быть уведомление и какой необходим перечень документов, указано в статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Читайте также:  Как правильно осуществляется покупка участка в СНТ, что нужно знать для этого

К уведомлению прилагаются документы на землю, а также описание внешнего облика строения, если его возведение запланировано на территории исторического поселения. Если дом строится не на территории исторического поселения, то потребуются только документы на землю.

Законы о публичном сервитуте и санитарно-защитных зонах

Принят в августе также закон №341-ФЗ о публичном сервитуте. Он призван снизить стоимость и сроки оформления линейных объектов. Сейчас время оформления земельных участков для их строительства может достигать трех лет. Кроме того, значительная часть линейных объектов возводится с нарушением, что также требует урегулирования.

Наконец, четвертый закон из «августовского пакета» — №342-ФЗ. В нем прописано все, что касается зон с особыми условиями использования территорий, в частности санитарно-защитных зон. В будущем, в системе кадастра недвижимости (когда она будет оцифрована) на земельном участке должны быть нанесены ограничения — где проходят важные коммуникации, где есть разного рода особо охраняемые территории и т.д. Если вы владеете землей, то в кадастровой выписке вы должны видеть, где можете строить сооружение, и какой оно может быть этажности. Необходимо также учитывать какой-нибудь водовод или газопровод, проходящий в этой местности. Такие сведения государство планирует свести в единую систему, загрузить в кадастр. По мнению авторов закона все это должно предотвратить ситуацию, когда граждане строят свои дома, а потом оказывается, что рядом проходит магистральный газопровод, и потом эти дома нужно будет сносить по судебному решению.

Основные правила техники безопасности при нахождении в охранной зоне ЛЭП

Существуют ситуации, когда обойти охранную зону ЛЭП не представляется возможным, например, на пересечённой местности или близком расположении рядом с линией электропередачи водоёмов. В этом случае следует придерживаться простых правил техники безопасности, и по возможности долго не находиться на территории прохождения ЛЭП.

К лежащему на земле проводу ни в коем случае нельзя приближаться. Визуально определить находится он под напряжением или нет невозможно, поэтому оптимальная и безопасная дистанция – не менее 8 м. Если же расстояние от человека до кабеля меньше, то следует максимально быстро покинуть опасную зону, но мелкими шагами, не отрывая стоп от земли, так как в этой ситуации появляется пошаговое напряжение, которое может иметь критическое значение для жизни или здоровья.

Если при прохождении охранной зоны воздушной ЛЭП замечен сильно провисающий провод, то передвигаться под ним нельзя. Конструкция воздушной ЛЭП предусматривает её расстояние от кабелей до земли, учитывая такой важный фактор, как величина рабочего напряжения. Поэтому нарушение дистанции от провода до земли может привести к удару электрическим током.

Перед тем как пройти охранную зону ЛЭП, следует визуально убедиться в отсутствии неисправностей линии. Искрение или кратковременная дуга означают, что линия электропередачи в аварийном состоянии и нахождение рядом с ней опасно для жизни.

Этапы разработки проекта санитарно-защитной зоны

Основной целью разработки проекта СЗЗ является научно-обоснованное доказательство соблюдения нормативов качества на границе нормируемых территорий. А в случае превышения допустимых нормативов необходимо разработать мероприятия, которые позволяют достичь требуемых нормативов.

Расчет негативного воздействия предприятия осуществляется по следующим направлениям:

  • расчет загрязнения атмосферного воздуха;
  • расчет физического воздействия (шум, вибрация, электро-магнитное излучение и т.д.);
  • биологическое воздействие (определяется для источников выбросов микроорганизмов. Например, для объектов микробиологической промышленности).

Можно ли строить вблизи водоемов

Береговые полосы — это земли общего пользования вдоль береговой линии (границы водного объекта). Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (их ширина составляет 5 метров). На береговой полосе можно устроить пляж или место для рыбалки, но строить там нельзя. Также нельзя и выкупить у государства эти участки в собственность.

А вот за пределами береговой полосы можно приобрести, сдать в аренду или построить недвижимость при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Это значит, что на участке, расположенном в водоохраной зоне, можно возвести индивидуальный жилой или садовый дом. Но при этом нужно будет оборудовать его сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод. К таким устройствам относятся канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды.

В границах водоохранных зон также запрещается:

  • сбрасывать сточные и дренажные воды, использовать сточные воды для удобрения почв;
  • размещать кладбища, свалки, заправки;
  • сбрасывать из самолета химикаты на насекомых;
  • мыть транспортные средства;
  • движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  • не допускается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.

Официальный сайт Марксовского муниципального района

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *