- Возврат товаров

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Учащийся имеет право:

1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2)

1.2. На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 32)

1.3 . На развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)

1.4. На защиту от применения методов физического и психического насилия (см. Приложение 1)

(Закон РФ «Об образовании, ст. 15 п.6)

1.5. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст. 50 п. 7)

1.6. На дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п.49)

1.7. На обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.4)

1.8. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.16)

1.9. На выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другое), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

(Закон РФ «Об образовании, ст. 10 п.1, ст. 50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 29.09.07 г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)

1.10. На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.,19)

1.11. На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)

Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 45, п.3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п. 4, 5; Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Утверждена Приказом Минобразования РФ от 16.06.1998 г. № 1578)

1.12. На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)

1.13. На добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 50)

1.14. На получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

1.15. На право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения информации об оценке за письменные работы.

1.16. На объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

1.17. На апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки.

1.18. На пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

(пункты 1.15-1.18 приняты Советом школы)

1.19. На отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждений спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

Учащимся Запрещается:

4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст. 6, Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях различной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ст.2).

4.2. Курение на территории школы.

(Федеральный закон от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст.6)

4.3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и на переменах..

4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.

(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

4.5. Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, а также дискриминация по национальному или расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию и другим причинам — по отношению к любому человеку.

(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2)

4.6. Выходить из школы в учебные часы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

4.7. Опаздывать на занятия.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

Читайте также:  Можно ли вернуть купленный подержанный автомобиль продавцу и в автосалон?

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

Конституция РФ, ст.43

Конституция РФ, Статья 43

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комм. Ноздрачев А.Ф.

Перечень и краткий обзор прав и обязанностей ребенка в семье и школе в России

У любого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые устанавливаются на государственном уровне. Не все дети и родители знают о том, что им положено по закону и какая ответственность на них лежит.
Понятие обязанности обычно приписывается взрослым людям. Однако и у детей есть долг перед государством, своими родителями и школой, в которой они учатся. Обязанностей, закрепленных законодательно, у детей не так много, но исполнять их должны все несовершеннолетние.

Права и обязанности ребенка закреплены в законодательстве:

  • Конвенция о правах ребенка принята ООН и поддерживается всем мировым сообществом (подробнее в статье: в каком году была принята Конвенция о правах ребенка?);
  • Конституция Российской Федерации устанавливает основные права и свободы всех граждан нашей страны;
  • Семейный кодекс РФ регулирует отношения внутри семьи, взаимодействие детей с родителями;
  • Гражданский кодекс содержит информацию о порядке усыновления несовершеннолетних;
  • Административный кодекс используется при ненадлежащем уходе и присмотре за ребенком;
  • закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • закон 273-ФЗ «Об образовании»;
  • другие нормативные документы.

Соблюдаться и охраняться взрослыми должны права маленького человека на:

  • жизнь – как только человек появился на свет, любое посягательство на его жизнь преследуется законом;
  • получение российского гражданства;
  • получение имени, фамилии и отчества;
  • общение со своими кровными родителями, другими родственниками;
  • проживание и получение воспитания в семье;
  • исповедование той веры, которую он выберет;
  • свободное высказывание своего мнения;
  • свободу и неприкосновенность – нельзя ребенка насильно запирать в помещении, подвергать телесным наказаниям, психологическому насилию;
  • защиту и поддержку со стороны своих родителей или других законных представителей, назначенных государством, до совершеннолетия;
  • помощь со стороны государственных органов, если нет поддержки со стороны родителей или от них исходит угроза;
  • обучение в общеобразовательном, среднем специальном и высшем учебном учреждении;
  • получение врачебной помощи, профилактические осмотры;
  • отдых и досуг в соответствии с возрастом;
  • имущество, которое досталось по наследству, договору приватизации, дарения и пр.;
  • получение сведений и знаний, которые способствуют его гармоничному развитию;
  • охрану личной жизни от постороннего вмешательства;
  • неразглашение информации, которая является тайной;
  • неприкосновенность личных вещей;
  • получение необходимых для всестороннего развития и обучения материальных благ.

Дети не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Это становится возможным с 16 лет, в некоторых обстоятельствах – с 14 лет.

У детей есть и обязанности согласно закону:

  • по достижении 14 лет получить паспорт (подробнее в статье: какие права и обязанности появляются у ребенка с 14 лет?);
  • с 16 лет молодые люди обязаны начинать готовиться к военной службе, а с 17 лет встать на воинский учет;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • соблюдать требования законодательства.

Защита прав ребенка и последствия их нарушения

Дети – самая незащищенная категория граждан. В силу возраста они не могут дать отпор агрессору и постоять за себя. Что угрожает несовершеннолетнему чаще всего? Основные угрозы:

  • унижение чести и достоинства – высмеивание, оскорбления;
  • невыполнении законными представителями обязанностей по уходу и присмотру за ребенком;
  • психическое и телесное насилие над ребенком (побои, ругань, сексуальное насилие);
  • эксплуатация детского труда;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • вовлечение в проституцию, производство порнографической продукции;
  • оставление беспомощного ребенка в опасности, в ситуации, угрожающей жизни и здоровью;
  • разлучение со своими кровными родителями без решения суда.

Список обязанностей ребенка по Семейному кодексу

То, что делает ребенок и все его обязательства по дому определяются родителями. Главное, чтобы они не противоречили установленным законодательным нормам.

К обязательствам детей относятся:

  • быть образованным на базовом уровне;
  • соблюдать нормы приличия и поведения в различных заведениях, в частности в образовательных организациях и в общественных местах;
  • исполнять возложенные на него обязательства определенными лицами;
  • всегда следовать уставу образовательного учреждения, где он обучается, так как нарушение установленных норм поведения карается наказанием;
  • регистрироваться в воинской части для прохождения обязательной службы. В России, данные обязательства распространяются только для детей мужского пола;
  • после становления совершеннолетним обеспечивать опеку, если понадобится, своим близким родственникам, особенно нуждающимся родителям.

Кроме обязательств, у малолетнего ребенка возникает однозначная ответственность. В случае, если он совершит какое-либо правонарушение, он может быть привлечен к ответственности с 14 лет (даже к уголовной). Мера наказания зависит от тематики преступления, которое совершил ребенок.

Права и свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. По этой причине, ребёнок имеет не только права и свободы, но и некие обязанности.

Как и остальные люди, ребенок должен уважать и принимать права и личные интересы других людей. Должен уважать культуру и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Важно, чтобы ребенок знал и соблюдал законы страны, в которой проживает, аккуратно относился к окружающей среде и к разным видам собственности.

Если человек не придерживается законов своей страны, то он попадает под юридическую ответственность. Несовершеннолетний человек должен получить необходимое образование и начинать готовиться к самостоятельному труду. У каждого ребёнка должна быть семья, которую он должен уважать и заботиться.

Дети мужского пола несут воинскую повинность в виде учёта и военной подготовки. Если ребенок нарушает закон, то, учитывая уголовное право, может привлекаться к ответственности за разные правонарушения с 14 лет. К административной ответственности может привлекаться с 16 лет.

Рассматривая статью 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, ребенок в 14-летнем возрасте может привлекаться к уголовной ответственности за такие правонарушения:

  • Грабеж.
  • Разбой.
  • Предумышленное убийство.
  • Изнасилование.
  • Угон транспорта.
  • Захват заложников.
  • Вымогательство и прочее.
Читайте также:  Как разделить ордер на квартиру

Административная ответственность наступает с 16-ти лет за такие правонарушения:

  • Неправильное обращение с животными.
  • Повреждение общих транспортных средств.
  • Принятие алкоголя.
  • Приставание к другим людям, прохожим.
  • Мелкое хулиганство.
  • Несоблюдение правил дорожного передвижения и прочее.

Конституция РФ устанавливает, что семья, материнство и детство на­ходятся под защитой государства. Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Семейное право — это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникшие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекра­щения, а также в связи с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними.

Центральное место среди источников семейного права занимает Се­мейный кодекс (принят 08.12. 1995 г.). Он содержит следующие разделы: семейное законодательство; заключение и прекращение брака; права и
обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алимент­ные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; коллизионные семейные нормы.

Основными принципами семейного права являются:

— единобрачие или моногамия;

— отстранение церкви от участия в регулировании брачных и семейных отношений;

— свобода и добровольность брачного союза, охраняемые законом;

— свобода расторжения брака, развод с целью защиты интересов несо­вершеннолетних детей, производится под контролем государства;

— равноправие мужчины и женщины;

— равноправие всех граждан в семейных отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии;

— охрана и поощрение со стороны общества и государства материнства;

— воспитание детей в семье, обеспечение и защита их интересов;

— охрана родительских прав, которые в сочетании с возложенными на родителей обязанностями по отношению к детям, осуществляются в инте­ресах как детей, так и самих родителей;

— моральная и материальная поддержка участников семейных отношений.

Семья начинается с заключения брака. Брак в РФ — это добровольный и

равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаим­ной любви, дружбы и уважения, имеющий целью создание семьи и заклю­ченный в установленном порядке с соблюдением требований закона. За­ключение брака происходит в государственных органах записи актов гра­жданского состояния органов местного самоуправления, дворцах бракосочетания в городах, а также разрешается регистрация брака по ува­жительной причине в стационаре лечебного учреждения или на дому. Бра­ки российских граждан, проживающих вне пределов РФ, заключаются в посольствах или консульствах РФ в зарубежных странах.

Законом предусматриваются условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное согласие лиц, вступающих в брак; б) достижение ими брачного возраста, который по общему правилу совпадает с совершенно­летием — 18 лет. Органы местного самоуправления могут в исключитель­ных случаях (беременность женщины, рождение ребенка и др.) понижать брачный возраст до 16 лет. Законодательством также установлен порядок и условия заключения брака для лиц, не достигших 16-летнего возраста.

Законом предусмотрено, что лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомленными о состоянии здоровья друг друга, и устанавлива­ет обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускаются: инцестные браки; браки между гражданами, если кто-то из них состоит уже в другом браке; браки между усыновителями и усыновленными; браки между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Нарушение перечисленных условий влечет за собой признание судом брака недействительным. В этом случае прекращаются все ранее возникшие семейные права и обязанности, за исключением прав детей, родившихся в таком браке.

Лица, желающие зарегистрировать брак, подают лично совместное за­явление в органы ЗАГСа по месту постоянного или временного жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Заключение брака проис­ходит по общему правилу. По окончании месячного срока после подачи заявления. При регистрации брака обязательно предъявляется документ, удостоверяющий личность, в котором производится запись о регистрации брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого суп­руга, даты и места регистрации брака.

В случае если один из супругов принимает фамилию другого, то под штампом регистрации делается пометка о необходимости обмена паспорта в связи с изменением фамилии. После регистрации брака супругам выдает­ся свидетельство о браке установленного образца. Браки российских граж­
дан с иностранцами, а также браки иностранцев между собой заключаются на общих основаниях.

Регистрация брака порождает возникновение прав и обязанностей суп­ругов как личного, так и имущественного характера. К личным правам супругов относится право избирать фамилию одного из супругов в качест­ве общей фамилии, сохранить свою добрачную фамилию, присоединить к своей фамилии фамилию супруга. Каждый из супругов пользуется в семье равными правами, и несет равные обязанности. Супруги пользуются пра­вом равной и неограниченной свободы выбора рода занятий, профессий и места жительства.

Имущественные отношений супругов регулируются нормами не толь­ко семейного, но и гражданского права. Согласно этим нормам, различает­ся имущество, приобретенное каждым из супругов до брака, а также иму­щество, нажитое во время зарегистрированного брака. Все имущество, принадлежащее супругам до заключения брака, является раздельной соб­ственностью каждого из них. Личной раздельной собственностью призна­ется полученное ими во время брака в порядке наследования или в дар, за исключением случаев, когда имущество было подарено обоим супругам совместно. Раздельным имуществом каждого из супругов признаются так­же вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и прочее), хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих средств супругов. Исключение составляют ценности и предметы роскоши.

Каждый из супругов самостоятельно владеет, пользуется и распоряжа­ется принадлежащим ему раздельным имуществом. Все имущество, нажи­тое супругами во время брака, признается законом их общей совместной собственностью. Каждый из супругов имеет равные права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Доля каждого из супругов определяется только в случае раздела имущества судом как во время брака по иску, так и после его расторжения.

Семейный кодекс предусматривает договорной режим имущества суп­ругов. Брачным договором признается соглашение, в котором супруги са­ми определяют свои имущественные права и обязанности в браке и после его расторжения. Договор может быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Он может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению сторон; соглашение об его изменение и расторжении совершается в той же форме, что и сам брачный договор. Если он был за­ключен до брака, то приобретает силу только с момента регистрации. При этом любые положения договора могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных условий.

Существует несколько оснований для признания брачного договора недействительным:

— в результате признания брака недействительным;

— если он содержит условия, которые ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение или противоречит основным началам се­мейного законодательства;

— несоответствие договора закону;

— когда цель заключения договора противоречит основам правопорядка и нравственности;

— если брак фиктивный;

— если один из супругов признан недееспособным или ограничен судом в дееспособности;

— если при заключении договора один из супругов был не способен по­нимать значение своих действий или заблуждался, подписав договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

Обязанность ребенка получить основное общее образование

В части 4 статьи 43 Конституции РФ на ребенка возлагается обязанность получить основное общее образование. Исполнение данной обязанности при этом гарантируется не столько установлением законодателем ответственности за её неисполнение, сколько дополнительным закреплением в том же положении Основного Закона обязанности родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми этого образования (последняя обязанность, впрочем, также не обеспечена возможностью наступления ответственности).

Читайте также:  Свободные в обороте, ограниченные в обороте, изъятые из оборота

Несмотря на тот факт, что рассматриваемая обязанность ребенка носит, таким образом, скорее, декларативный характер и на практике её неисполнение может обернуться для субъекта в самом худшем случае отсутствием аттестата и невозможностью продолжить дальнейшее образование, закрепление подобного положения в Конституции именно в качестве обязанности, а не права (как это сделано, например, в Швейцарии и Бразилии) чрезвычайно важно для современного российского общества. Только обязанность способна обеспечить реальность участия несовершеннолетнего в образовательном процессе, только законодательно установленная необходимость может придать обучающемуся (пусть даже под влиянием его родителей) нужный импульс для того, чтобы запустить весь механизм организации и осуществления образования как важнейшей функции государства. Особая общественная значимость необходимости обязательного минимального уровня образования была осознана еще Петром I. С тех пор законодательство претерпело существенные изменения, однако цель его осталась прежней — гарантировать получение людьми определенного уровня знаний, умений и навыков, минимально необходимых для поддержания общества на соответствующем уровне развития.

В силу вышеприведенных выводов автору работы трудно согласиться с мнением Т.Н. Матюшевой о том, что вступление индивида в образовательные отношения любого уровня должно рассматриваться исключительно как право, но не как обязанность личности.1 Представляется, что для ребенка получение основного общего образования является именно обязанностью, что прямо следует из положений Конституции.

Полная и обоснованная трактовка обязанности несовершеннолетнего получить минимальный обязательный уровень образования невозможна без анализа иных правовых актов, принятых в этой сфере. К примеру, Закон «Об образовании»» приводит понятие общего образования, включающего в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Более подробно данные ступени описываются в ряде других нормативных актов, в частности, в Типовом положении об общеобразовательном учреждении : нормативный срок освоения программы начального общего образования составляет 4 года (т.е. это 4 класса начальной школы), срок освоения программы основного общего образования составляет 5-6 лет (стандартная школьная «девятилетка», в последние годы получившая возможную вариацию 10 лет обучения), а среднего (полного) общего образования — 2 года (полное обучение до 11 или 12 класса).

Конституция РФ, как уже было сказано выше, в качестве обязательного уровня устанавливает основное общее образование (т.н. «школа второй ступени» — 9-10 классов). В то же время часть 3 статьи 19 Закона «Об образовании» содержит правило, согласно которому обязательным является «общее образование», что, если исходить из его приведенной трактовки данным правовым актом в качестве трехступенчатой системы, означает полное обучение ребенка до 11-го или 12-го класса (при этом требование обязательности образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им совершеннолетия, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее).

Отмеченное несоответствие положений Закона «Об образовании» нормам Конституции основывается, по мнению автора исследования, на многолетних спорах в среде российских работников образования и юристов, касающихся необходимости и достаточности для подготовки ребенка к жизни в обществе минимального уровня образования, выбранного создателями Конституции в качестве обязательного. Так, например, специалист в области образовательного права В.И. Шкатулла не один год в своих научных трудах обосновывал необходимость ввести в России обязательное бесплатное среднее профессиональное образование, указывая при этом, что «выбор уровня обязательного образования зависит от того, каким мы хотим видеть человека, семью, государство, науку и армию»1. Введение нового уровня образования в качестве обязательного, по мнению правоведа, хотя и потребовало бы от государства дополнительного привлечения значительного объема денежных средств (по подсчетам, не менее 5% ВВП ), но зато способно было бы вывести страну на новый уровень развития, гарантировать наличие большого количества квалифицированной рабочей силы востребованных специальностей и, как следствие, процветание общества и государства. Кроме того, это в полной мере соответствовало бы пункту 2 Рекомендаций ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (от 19 ноября 1974 г.), понимающему аналог среднего профессионального образования как «составную часть общего образования, средство подготовки к профессиональной деятельности и аспект продолжающегося образования».

Здесь про то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

История появления Конституции

В глубокой древности в отношениях между людьми не было никаких правил и порядков каждый творил то, что ему вздумается. Как правило, правда всегда была на стороне более сильного, но это было несправедливо. Постепенно люди начали приходить к пониманию того, что без законов им никак не обойтись.

Законы это правила, установленные государством. Их должны соблюдать все без исключения граждане страны. Их очень много, но основной закон России это Конституция (в переводе с латинского языка означает устройство).

Она включает в себя список самых важных правил, по которым должны жить граждане Российской Федерации.

У истоков Конституции РФ стояли ученые и лучшие юристы страны, которые прописали свод основных законов. После проведения всенародного голосования референдума была принята Конституция Российской Федерации. Это важное событие произошло 12 декабря 1993 года.

Права и обязанности граждан России

В Конституции РФ прописано следующее:

  • Права граждан. Каждый гражданин России имеет право на жизнь, свободу передвижения, личную неприкосновенность, выбор профессии и отдыха, право на медицинскую помощь и жилье. Все люди равны перед законом, защитой прав граждан занимается полиция и суд.
  • Свободы граждан. К ним следует отнести свободу мысли и слова, вероисповедания, совести. Согласно этому закону никто не имеет права нарушать свободы и права других граждан.
  • Обязанности граждан. Каждый гражданин России, помимо прав и свобод, имеет и ряд обязанностей. К ним относится защита Родины, охрана природы и окружающей среды, соблюдение законов, оплата налогов.

Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко

Под «правами человека» подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *