- Возврат товаров

Налог на недвижимость. Как платить, сколько, когда?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на недвижимость. Как платить, сколько, когда?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Имyщecтвeнный нaлoг oтнocитcя к мecтным пoшлинaм. To ecть дeньги, пoлyчeнныe oт нaлoгoплaтeльщикoв, oтпpaвляютcя в бюджeт мyниципaльнoгo oбpaзoвaния, в кoтopoм pacпoлoжeн oбъeкт. Cтaвки для oплaты тaкжe oпpeдeляютcя мecтными влacтями. Пpи этoм Нaлoгoвым кoдeкcoм ycтaнoвлeн иx пpeдeльный paзмep, кoтopый peгиoны нe имeют пpaвo пoвышaть.

Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:

  • стандартный (на детей и самого налогоплательщика);

  • социальный (на лечение, обучение);

  • имущественный (на приобретение жилья);

  • инвестиционный;

  • вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

  • вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;

  • профессиональный вычет.

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.

Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.

Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.

Льготы для физических лиц

Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.

Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.

Основания для предоставления налоговых льгот

Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.

Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.

Нaлoг нa имyщecтвo пo кaдacтpoвoй cтoимocти для нaceлeния cтpaны

Paнee нaлoг нa нeдвижимoe имyщecтвo для физичecкиx лиц paccчитывaлcя иcключитeльнo нa бaзe инвeнтapизaциoннoй cтoимocти oбъeктa, oпиpaяcь нa Ф3 №2003-1. Нo c 2015 гoдa в Нaлoгoвый кoдeкc ввeдeнa Глaвa 32.

Имeннo oнa oтнынe oпpeдeляeт, кaк paccчитывaeтcя нaлoг нa нeдвижимocть, пpeдycмaтpивaя нoвый мexaнизм вычиcлeний (Ф3 № 284 oт 04.10.14). Teпepь нaлoгoвыe opгaны paccчитывaют нaлoг нa нeдвижимocть пo кaдacтpoвoй cтoимocти. Имeннo oнa мaкcимaльнo oтpaжaeт peaльнyю pынoчнyю cтoимocть oбъeктa.

Bлacтями пpeдycмaтpивaeтcя пocтeпeнный пepexoд нa нoвый aлгopитм paбoты. Глaвнaя цeль – мaкcимaльнo cмягчить финaнcoвyю нaгpyзкy нa нaceлeниe, yвeличившyюcя c ввeдeниeм нoвыx peфopм. Для этoгo пpeдycмoтpeны:

Пoэтaпнoe пoдключeниe cyбъeктoв PФ к нoвoмy мexaнизмy pacчётa (в зaвиcимocти oт экoнoмичecкoй cитyaции в peгиoнe)

Bвeдeниe пoнижaющиx кoэффициeнтoв для вычиcлeния пoшлин.

Чтoбы выcчитaть итoгoвый paзмep пoшлины ycтaнaвливaютcя кoнкpeтныe cтaвки. Oни oпpeдeляютcя кaждым мyниципaльным oбpaзoвaниeм caмocтoятeльнo (Cт. 406 НК PФ). Пpи этoм Нaлoгoвым кoдeкcoм ycтaнoвлeны бaзoвыe cтaвки, кoтopыe мoгyт быть yмeньшeны или yвeличeны мecтными влacтями, нo в paмкax oгpaничeний, нaлoжeнныx пoлoжeниями кoдeкca.

Бaзoвыe cтaвки cocтaвляют:

  • Для вычиcлeний пo кaдacтpoвoй cтoимocти – oт 0 дo 2% (в зaвиcимocти oт xapaктepиcтик oбъeктa и peгиoнa).

B бoльшинcтвe cлyчaeв cтaвкa cocтaвляeт 0.1%. Mecтныe влacти имeют пpaвo yвeличить eё, нo тoлькo дo 0.3%. Taкoй ypoвeнь пoшлины пpимeним для cлeдyющиx cтpoeний:

  • Жилыe дoмa и пoмeщeния
  • Жилoй дoм нa этaпe cтpoитeльcтвa
  • Cтpoeниe, xoтя бы чacть кoтopoгo пpизнaнa жилoй
  • Пapкoвoчныe мecтa и гapaжи
  • Xoзяйcтвeнныe cтpoeния, ecли иx плoщaдь — нe бoльшe 50 квaдpaтныx мeтpoв и oни pacпoлoжeны нa зeмeльныx yчacткax c нaзнaчeниeм для вeдeния личнoгo пoдcoбнoгo, дaчнoгo xoзяйcтвa, oгopoдничecтвa, caдoвoдcтвa или индивидyaльнoгo cтpoитeльcтвa.
Читайте также:  Отпуск за свой счет в табеле учета рабочего времени обозначение

Для pядa oбъeктoв нeжилoгo имyщecтвa, нaпpимep, тopгoвo-aдминиcтpaтивныx цeнтpoв, и нeдвижимocти дopoжe 300 млн pyб., cтaвкa cocтaвит 2% (cпиcoк yкaзaн в п.7 cт. 378.2 НК PФ, aбзaцe 2 п. 10 cт. 378.2 НК PФ).

Для вcex ocтaльныx oбъeктoв cтaвкa бyдeт paвнa 0,5%.

  • Ecли pacчёт выпoлняют пo инвeнтapизaциoннoй oцeнкe — oт 0 дo 2% (в зaвиcимocти oт видa нeдвижимocти и peгиoнa).

Пpи пoдcчётe нaлoгa пo инвeнтapизaциoннoй cтoимocти, eё yмнoжaют нa кoэффициeнт-дeфлятop. Итoгoвaя цифpa paccчитывaeтcя oт пoлyчeннoй cyммы. Кoэффициeнт нaлoгa нa имyщecтвo в 2019 гoдy ycтaнoвлeн в paзмepe 1.518 (Пpикaз Mинэкoнoмpaзвития oт 30.10.2018 г. № 595).

Ocнoвныe cтaвки пo инвeнтapизaциoннoй oцeнкe:

  • дo 300 тыc. pyб. — дo 0,1% (включитeльнo);
  • oт 300 дo 500 тыc. pyб. — oт 0,1% дo 0,3% (включитeльнo);
  • бoлee 500 тыc. pyб. — oт 0,3% дo 2,0% (включитeльнo).

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Налог на имущество физлиц

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Читайте также:  О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Себестоимость единицы недвижимости — это основная единица подсчета — налоговая база. С 2016 г. принцип определения этого значения в территориальных образованиях различается и зависит от решения местных законодателей:

  1. Субъекты РФ переходят на кадастровую стоимость (КС) жилья. В 2020 г. эта оценка станет единственной возможной для расчета налога.
  2. Регионы России, не перешедшие на КС, оперируют в расчетах инвентаризационной стоимостью (ИС). Поскольку это значение внесено в реестры до 1 марта 2013 г., его перемножают с коэффициентом-дефлятором для актуализации данных.

От стоимостного показателя зависит и региональная ставка налогового обложения:

Себестоимость

Процент

Когда применяется

Кадастровая

2

  • нежилая недвижимость (ст. 378.2 НК РФ, п. 7 и 10);
  • дороже 3 000 000 руб.

0,5

Для объектов, к которым не применимы ставки.

0,1

  • дома, квартиры, комнаты;
  • доли в доме или квартире;
  • комплексные постройки, включающие жилую и нежилую собственность;
  • машиноместа и гаражи, зарегистрированные в собственность;
  • жилые постройки на дачах, не больше 50 кв.м.

Инвентаризационная

до 2

Цена 500 тыс. руб.

до 0,3

300000- 500000 руб.

до 0,1

меньше 300000 руб.

Муниципалитеты сами утверждают ставки налогового обложения. Они не могут быть больше закрепленных в законе о налогах и сборах. Конкретный процент утверждается региональным законом.

Чтобы рассчитать налог на имущество, надо применить актуальные значения, принятые муниципалитетами. Эта информация есть в открытом доступе на сайте уполномоченного органа власти.

От чего зависит размер налога, кто может его оплатить?

В случае с недвижимым имуществом размер налога зависит от его кадастровой стоимости на начало отчетного года (то есть предшествующего тому году, в котором производится оплата). Если в течение этого года кадастровая стоимость менялась, это должно найти свое отражение в конечной сумме к уплате.

При этом для разных объектов недвижимости действуют разные правила (они подробно описаны в ст. 403 НК РФ). Например, налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры или части дома. Для комнаты уменьшение производится на 10 квадратных метров, для жилого дома (целиком) – 50 квадратных метров.

В случае с транспортными средствами размер налога зависит от их мощности.

Если объектов недвижимости, транспортных средств или земельных участков больше одного, налоги начисляются на каждый из них, высылаются отдельные квитанции. Оплачивать налог может только собственник.

Расчет налога на примере

На примере рассмотрим, сколько составляет налог на имущество.

Возьмем квартиру площадью 50 кв.м. Она находится в Тюмени. Ее кадастровая стоимость составляет 1,2 млн р., а инвентаризационная – 500 тыс. р. Период владения – полный год. Нам необходимо узнать, какой размер налога будет за 2021 год.

  • Вычислим сумму налога по кадастровой стоимости. Для этого возьмем формулу: Налог = Кадастровая стоимость Х Ставка налога Х Коэффициент периода владения. Чтоб узнать кадастровую стоимость, нужно применить вычет. Сначала считаем стоимость одного квадратного метра: 1,2 млн р. /50 кв.м=24 000 р. Убираем вычет: 50 кв.м – 20 кв.м = 30 кв.м. Умножаем стоимость квадратных метров на остаток площади: 24 000 р. Х 30 кв.м = 720 тыс. р.

В Тюмени действует ставка на квартиры в размере 0,1%. Период владения составляет – 1. 720 тыс. р. Х 0,1 Х 1 = 720 р. 720 р. – такова полная сумму налога на имущество по кадастровой стоимости. Но полностью ее пока не платят, потому что применяется понижающий коэффициент.

  • Вычислим инвентаризационную стоимость. Ее определяют по формуле: Налог = Инвентаризационная стоимость Х Коэффициент-дефлятор Х Ставка налога Х Коэффициент периода владения. Здесь вычет не используют. Коэффициент-дефлятор в Тюмени в 2015 году (последний год применения инвентаризационной стоимости для расчета налога) составлял 1,147, а налоговая ставка на квартиры 0,1%. Коэффициент-дефлятор можно посмотреть на ресурсе ФНС.

500 тыс. р. Х 1,147 Х 0,1% Х 1 = 573 р. Как видим, налог получился ниже, чем при расчете по кадастровой стоимости.

  • Сделаем расчет налога по кадастровой стоимости за 2021 год. В этом случае применяется понижающий коэффициент. В Тюмени кадастровую стоимость в качестве налоговой базы используют третий год, поэтому коэффициент составляет 0,6. Налог вычисляем по формуле: (Налог по кадастру – Налог по инвентаризационной стоимости) Х Понижающий коэффициент + Налог по инвентаризационной стоимости = Сумма налога.
Читайте также:  Пенсионеры Севера получат неиспользованную компенсацию за проезд в 2021 году

В статье 406 НК РФ прописаны базовые ставки для вычисления налогового сбора. Они могут быть понижены по решению местных властей до 0% или увеличены, но не более чем в 3 раза.

Для расчета по новым правилам применяются следующие ставки:

  • 0,1% – для квартир, комнат, гаражей, жилых домов, машино-мест;
  • 2% – для административно-деловых зданий, торговых центров и иных объектов, цена которых превышает 300 миллионов рублей;
  • 0,5% – для прочих объектов.

На основании п. 8.1 ст. 408 введено ограничение по ежегодному приросту суммы налогового сбора. При исчислении налога по кадастровой оценке, начиная с третьего налогового периода, будет применяться коэффициент 1,1. Этот коэффициент предназначен для сдерживания скачка роста суммы налога к уплате.

Если исчисленная сумма налога превысит размер сбора за предшествующий период, то налогоплательщику нужно будет заплатить размер налога, рассчитанный по предыдущему году и умноженный на коэффициент 1,1.

Коэффициент не будет применяться в отношении недвижимого имущества коммерческого назначения, таких как торгово-административные здания, но он применяется в отношении гаражей и машино-мест, расположенных в них.

В переходный период с 2015 по 2019 год при исчислении применяется специальный коэффициент для уменьшения суммы налога:

  • 0,2 – в первый год;
  • 0,4 – во второй год;
  • 0,6 – в третий год.

Порядок применения коэффициента прописан в п. 8 ст. 408 НК РФ. Если при исчислении налогового сбора по кадастровой стоимости его размер будет меньше или равен сумме налога, рассчитанной по инвентаризационной оценке, то коэффициент для уменьшения не применяется.

Для расчета по инвентаризационной стоимости налоговая ставка устанавливается исходя из оценки объекта, с учетом доли налогоплательщика в праве собственности:

  • до 300 тыс рублей – 0,1%;
  • 300-500 тыс – 0,1-0,3%;
  • свыше 500 тыс – 0,3-2%.

К ставкам может быть применен понижающий коэффициент. Он может устанавливаться в зависимости от конкретных параметров недвижимого имущества, таких как вида объекта, его места нахождения или территория, в границах которой он расположен.

В чем заключаются изменения метода, по которому рассчитывается налог на недвижимость?

Основное изменение затронула порядок исчисления стоимости имущества, которое находится в собственности гражданина. Если раньше для определения данного параметра применялась инвентаризационная стоимость, то с 2016 года было принято решение брать за основу так называемую кадастровую цену. Этот момент является принципиальным, так как именно стоимость объекта недвижимости облагается налогом, который составляет от нее 13 процентов.

Следовательно, за счет того, что кадастровая стоимость (максимально приближена к рыночной цене) ощутимо выше, чем инвентаризационная цена (которая представляет собой цену застройщика, переоцененную с учетом износа), то и налог на недвижимость с 2016 года повысился. Следует отметить, что на кадастровую стоимость объекта недвижимость оказывает влияние ряд факторов, среди которых:

Вклад «Растущий процент» УБРиР, Лиц. № 429 Сделать вклад

  • степень развития инфраструктуры;
  • район, в котором находится объект;
  • расположение по оношению к объектам, имеющим социальное значение;
  • наличие дополнительных удобств (таких как парковка, детская площадка, видеонаблюдение и охрана).

Пример расчета налога на имущество физических лиц

У гражданина в собственности находится квартира площадью 50 м2. Кадастровая стоимость квартиры составляет 5 000 000 рублей. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 500 000 рублей. Соответственно вычет положенный ему будет равняться 20 м2. Корректирующий коэффициент в его регионе равен 0,6. Ставка налога в регионе 0,1%. Необходимо рассчитать налог на имущество физических лиц.

  1. Сначала необходимо рассчитать кадастровую стоимость 1 м2 жилья

5 000 000/50 м2 = 100 000 рублей за 1м2, если цифра получилась некруглой, то ее необходимо округлить до целого рубля.

  1. Определяем стоимость вычета, исходя из кадастровой оценки. Как мы помним он равен 20 м2. Таким образом стоимость 20 м2. 100 000 х 20 = 2 000 000 рублей.
  2. Определяем кадастровую квартиры стоимость с учетом вычета 5 000 000 – 2 000 000 = 3 000 000 рублей.
  3. Определяем Нкс, исходя из кадастровой стоимости объекта. 3 000 000 х 0,1% = 3 000 рублей.
  4. Определяем налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объекта. 500 000 х 1,518 х 0,1% = 759 рублей. Коэффициент-дефлятор устанавливается в размере 1,518 на 2022 год согласно Приказу Минэкономразвития России № 595 от 30 октября 2022, который вступил в силу с 27.11.2022.
  5. Определяем разницу между показателями: 3 000 – 759 = 2 241 рублей.
  6. Умножаем полученный результат на понижающий коэффициент 0,6. Получаем Нис = 2 241 х 0,6 = 1 344,6 рублей.
  7. В итоге получаем 1 345 + 759 = 2 104 рубля. Таким образом, НИ = 2 104 рубля.

Если вдруг при расчетах окажется, что Нкс меньше Нис, то в бюджет необходимо будет заплатить Нис. Это сказано в пункте 9 статьи 408 Налогового Кодекса РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *