Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как становятся ворами в законе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Истоки явления обычно находят в еще дореволюционной России. Еще в начале 18 века в Российской империи появлялись организованные преступные группировки со своими правилами и установками. Кроме того, там же появились негласные лидеры-воры (яркий пример — Ванька-Каин).
Подробности церемонии «коронации» вора в законе известны очень ограниченному кругу лиц, как и большая часть ритуалов криминального мира. Тем не менее, как и в любой достаточно развитой сфере деятельности, в порядке приема в воры «в законе» существует утвержденный порядок действий и обычаи, которые нужно хранить — и они как раз известны.
Общая информация все же позволяет представить картину событий: желающий получить статус «законника» член синдиката обязан отвечать довольно большому количеству строгих требований. Во-первых, кандидат должен заниматься видом деятельности, который требует особых умений, вроде домушников или тех, кто вскрывает сейфы, их называют «медвежатниками». Во-вторых,
обязательно наличие двух или более судимостей, при этом у будущего вора «в законе» не должно быть никаких контактов с представителями власти и, как ни странно, карточных долгов.
Особое значение имеет образ жизни «по понятиям». Кроме того, вор «в законе» не имеет права быть гомосексуалом.
После того, как кандидат подтверждает соответствие требованиям, по всем тюрьмам и другим местам обитания его коллег по «масти», то есть по специализации, рассылаются записки, в которых указаны намерения индивида подняться вверх по социальной лестнице.
В случае, если один из адресатов выступает против назначения вора «законником», он должен представить доказательства и сведения, согласно которым кандидат нарушал законы братвы. При этом, в отличие от преступлений против законов государства, у этого проступка не может быть срока годности.
Если конфликтов не осталось, назначается собрание — сходка, на которой должны присутствовать два вора «в законе», которые в дальнейшем будут выступать на церемонии на правах поручителей новичка.
Предпочтительным местом для торжественного мероприятия считается тюрьма, но в случае, если все действующие лица на данный момент находятся на свободе, принято совмещать «коронацию» со свадьбой или празднованием большого праздника. Ритуал предполагает оголение торса и ступней будущего «законника» — это делается для того, чтобы ответственный за проведение обряда вор мог изучить все татуировки, которыми обладает кандидат.
Кожа любого вора представляет собой его своеобразную краткую биографическую справку, в которую иногда вносят неприятные моменты жизни, вроде измены братве.
Далее соискатель на новую должность произносит клятву, в которой присягает своему клану и обещает придерживаться всех традиций и обычаев братанов. После присяги произносят нечто похожее на свадебный ритуал священника: «если кто-то против, то пусть скажет сейчас» и так далее.
После завершения действия уже состоявшемуся вору в законе наносят новые татуировки. Известны три «наколки», по которым можно узнать законника: две звезды под ключицами символизируют авторитет, две звезды на коленях «бьют» в знак того, что носящий татуировку никогда не склонится перед законом, а пронзенное кинжалом сердце буквально означает «смерть за измену».
Оперуполномоченный требования к кандидату
- Общие правила приема на работу установлены в ТК РФ.
- В соответствии с ними, назначение нанимателем человека на какую-либо должность осуществляется по обоюдной доброй воле сторон.
- Но свобода при принятии решения ни для соискателя, ни для работодателя не считается абсолютной.
- В качестве одного из основных препятствий для осуществления гражданином своего права на труд, которое закреплено конституционно, выступает, кроме фактических обстоятельств, необходимость обладать определенной квалификацией.
- Для выполнения многих обязанностей требуется диплом, свидетельствующий о получении соответствующего образования, либо специальное разрешение на осуществление отдельных видов деятельности.
- Вместе с этим правила приема на работу работников устанавливают и возрастное ограничение.
- В положениях о тех или иных видах деятельности указан минимальный или верхний предел.
- Последний, например, имеет место при приеме на работу в органы МВД, воинские формирования и так далее.
- К кандидату на ту либо другую должность могут предъявляться и иные, не противоречащие закону требования.
- К примеру, это может быть определенный уровень физической подготовки, наличие каких-либо навыков и так далее.
Кто может стать вором в законе
Вор в законе — элита криминального мира, а в тюрьме такой человек по определению становится лидером. Но чтобы заслужить это звание, претендент на “коронацию” должен соответствовать нескольким требованиям воровского кодекса.
Во-первых, он должен быть авторитетным и уважаемым в воровской среде человеком, иметь несколько “ходок” в тюрьму. Редки и нетипичны случаи присвоения статуса никогда не сидевшему кандидату.
В идеале он должен встать на преступный путь еще “по малолетке”.
Потенциальный вор в законе не должен вступать ни в какие отношения с государством, даже служить в армии. Бывали случаи, когда воров в законе “раскороновывали” за попытку сокрытия факта военной службы, а, следовательно, прогиба под государство.
У настоящего вора в законе не должно быть ни жены, ни детей, хотя допускаются сожительницы. Объясняется это достаточно просто: в случае ареста жена авторитета может присвоить его имущество себе и уйти к другому, а наличие детей делает “законника” уязвимым, ведь недруги могут диктовать ему свои условия, угрожая расправой с близкими.
Кроме того, коронованный вор не должен заниматься бизнесом и лезть в политику.
Какие татуировки накалывают законникам
Когда воровская сходка принимает решение о коронации нового уважаемого законника, ему в знак нового статуса наносят на тело татуировки, или “наколки”. К ним относятся звезды под обеими ключицами и на коленях, обозначающие, что вор никогда не будет стоять на коленях перед законом.
Летящий орел с короной на голове символизирует силу и нежелание подчиняться другим. Частой вариации такой татуировки является орел, нападающий на жертву.
И, наконец, одна из самых распространенных у законников наколок — это сердце, пробитое кинжалом, которое расшифровывается как “смерть за измену”. Делается, чтобы вор в законе всегда помнил, чем грозит отступление от “понятий”.
Кроме того, многие, наверное, замечали, что люди, причастные к уголовному миру, делают много тату с использованием религиозных символов, что не вполне вяжется с их образом жизни.
Дело в том, что уголовный мир привык жить по собственным законам в некоторой изоляции от остального общества, как и те, кто отдал жизнь служению церкви.
Определенный вклад могли внести и сами священники, которых после революции часто подвергали гонениям и арестам. А поскольку уважение к служителям в церкви в те годы было обязательной частью воспитания, то уголовники принимали их как братьев по несчастью.
К примеру, богоматерь означает “дитя тюрьмы” — человек начал воровской путь в юном возрасте, а количество куполов на церкви означает количество “ходок” или проведенных за решеткой лет.
В целом, чем больше религиозных тату на теле человека, тем выше статус владельца.
В истории Советского Союза известно несколько «воров в законе», которые свято придерживались жизни «по понятиям» до самого последнего дня своей жизни. Например, таким был одна из известнейших и влиятельных персон криминального мира Вячеслав Иваньков, известный по прозвищу «Япончик». Он промышлял кражами с самых ранних лет, причем, в 25 уже впервые попал в места лишения свободы. Единственное, что нарушил
Иваньков – то, что он не был одинок, у него была семья и многочисленные связи с женщинами.
Еще один яркий представитель криминальной иерархии Геннадий Карьков, известный по кличке «Монгол». С малолетства он промышлял кражами. Позже, пытался построить жизнь, занимаясь легальной деятельностью, но все-таки отдал предпочтение занятию криминальным промыслом.
Если верить статистическим данным публикуемыми правоохранительными органами, то в настоящее время на территории России числится 227 человек, коронованных в «воры в законе». Но, это лишь официальные данные, на самом же деле цифра может заметно отличаться.
«К 80-му году уже существовало разделение территории Советского Союза на зоны влияния, — вспоминает Гуров. — Вернувшиеся из небытия «законники» начали восстанавливать свои позиции в преступной среде и взаимодействовать с другими криминальными профессиями. В то время появились организованные преступные группировки, в которые входили бандиты, занимавшиеся рэкетом. Одной из них верховодил лидер по прозвищу Монгол. Есть сведения, что на него работал молодой Слава Иваньков — Япончик. Именно эта банда первой в Союзе начала применять в качестве «детектора лжи» раскалённый утюг. Сейчас многие СМИ и «знающие» адвокаты утверждают, будто Япончик получил свою кличку за то, что достиг серьёзных результатов в занятиях восточными единоборствами. На самом деле так его стали называть за небольшой рост и раскосые глаза. По той же причине своё прозвище получил и Тайванчик-Тохтахунов, который, кстати, год сидел по статье «бродяжничество».
Что бывает с нарушителями
Помните, что говорит Петр Ручников Глебу Жеглову в фильме «Место встречи изменить нельзя»? «Я вор в законе и дружков не продавал!» На что Жеглов резонно возражает: мол, это потому, что дружков своих ты боишься больше, чем нас. Боится Ручников не напрасно; наказать за донос его могут очень жестоко.
Самая мелкая (хотя и обидная) санкция, которой может подвергнуться вор в законе, – это публичная пощечина. Пощечину может дать лишь такой же вор в законе. Ее дают за незначительные нарушения – вроде необдуманных высказываний, которые могут быть восприняты как оскорбление.
Второе по тяжести наказание за нарушение воровского закона – переведение в более низкую воровскую категорию, понижение в криминальной «табели о рангах». Это называется «дать по ушам». Снова стать вором в законе после такого обычно не удается.
За наиболее тяжкие нарушения, такие как донос, наказывают смертью.
Тем, кто вором в законе не является, тоже могут «дать по ушам» – так сказать, понизить в должности. Могут также сильно избить. За карточные долги нередко ломают конечности.
Серьезным наказанием считается «опущение» – перевод в самую бесправную касту «петухов». Для этого нарушителя либо насилуют, либо проводят символический гомосексуальный акт – проводят членом по губам провинившегося.
А вот за сотрудничество с правоохранительными органами могут и убить.
«Воры в законе стараются защитить себя»
Как со временем меняются воровские понятия?
Воры в законе 30-х годов, 80-х годов и наших дней — это три большие разницы. Ворам прошлого и не снились блага воров сегодняшних. Раньше традиционно считалось, что у вора не должно быть ни дома, ни семьи.
По сути, вор — он же кто? Бродяга. Его удел — тюрьма: на свободе побыл немножко и опять за решетку, «наводить движуху», как сами воры говорят. Вор должен помогать арестантам, обеспечивать порядок за решеткой и не допускать там беспредела — а потому большую часть своей жизни он должен находиться в местах лишения свободы. Какой уж тут дом и семьи!
Ни у кого из воров раньше не было не то что бизнеса — обычной работы. Не было никаких привязанностей. Вора отличала готовность в любой момент спокойно отправиться в тюрьму или в лагеря. А там, за решеткой, его обязанностью было прививать арестантам воровские законы и понятия.
По сути, вор в местах лишения свободы привлекал в преступный мир новых участников, пополнял его, делая из обычных хулиганов матерых уголовников
Но сейчас все изменилось. Жизнь не стоит на месте, и преступный мир тоже меняется с течением времени. Нынешние воры избегают тюрьмы, не хотят этой тюремной романтики. У них есть роскошные дома — такие, например, как у Захария Калашова (Шакро Молодой).
Сегодня у воров есть жены (пусть порой и неофициальные) и дети. Они ведут бизнес, зарабатывают деньги, а значит, им есть, что терять тут, на свободе. Поэтому сегодня воры в законе стараются защитить себя и для всего остального мира, СМИ и правоохранительных органов представляются обычными гражданами.
Зато тюремная романтика привлекает подростков. Чтобы помешать им стать частью преступного мира, в России запретили движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ, признано экстремистской организацией и запрещено в РФ)…
Тюремная романтика привлекает подростков недалекого ума, которые на своей шкуре еще не ощутили, что такое места лишения свободы и какая там жизнь. Они бравируют своей принадлежностью к АУЕ, к воровской жизни, а если их окунуть в эту среду, даже не в колонию, а в СИЗО, то 90 процентов из них сразу отречется от АУЕ и попросится к мамочке.
Это все — лишь подростковая шалость, которая со временем проходит. И запрет АУЕ в России поможет покончить с этим движением. В соцсетях оно уже вне закона, все отслеживается, и информация удаляется. А чем меньше информации, тем меньше желающих вступить в АУЕ и стать частью подрастающего преступного поколения.
Однако, по мнению экспертов, по-настоящему влиятельным лидерам преступного мира пока удаётся избегать привлечения по ст. 210.1.
«Есть серьёзные воры, которые входят в пятёрку первых, авторитетнейших воров России, но никого из них к ответственности по ст. 210.1 не привлекли — ни одного я не вижу там. К примеру, того же Илью Симонию (Махо), серьёзного вора в законе, который сейчас обвиняется в организации убийства Вячеслава Иванькова (Япончика), никто по этой статье не обвиняет. Или такого вора в законе, как Алексей Суворов (Петрик). Это авторитетнейший вор, и никто его не привлекает, как и Тариэла Ониани (Таро) и многих других», — говорит криминалист, бывший оперативный сотрудник РУОП МВД по городу Москве Михаил Игнатов.
По его словам, статистика по делам, возбуждённым по ст. 210.1, растёт за счёт воров или лидеров преступной среды в регионах. На первый взгляд, 102 уголовных дела — это много.
«На деле чуть менее четверти от общего числа действующих воров — всего их, по нашим подсчётам, 424, включая выходцев из бывших союзных республик, которые никогда не осуществляли преступной деятельности на территории России», — говорит Гефтер.
Она отмечает, что дела возбуждают в отношении не только воров, но и нижестоящих лиц в пирамиде, например, «смотрящих» за крупными регионами.
Считается, что воровской кодекс, принятый в СССР, начал складываться в 20-30-х годах и окончательно сформировался к 70-м годам прошлого века в ходе многочисленных «воровских войн» и «сходняков». Разумеется, ряд традиций и обычаев зародился еще в каторжных тюрьмах царской России, но все же «воровские масти» и титул «вора в законе» — специфическое явление советского периода. Традиция «коронования» идет из периода нэпа, когда воры для поднятия своего авторитета распространяли байки о происхождении воровской касты от разбойничьих атаманов, живших в XVII веке и принадлежавших к дворянскому сословию. Сравнительно недавно воры именовали себя «князьями» преступного мира.
В настоящее время законы воровского мира переживают, как говорят, некий кризис. Старые авторитеты потеснены новыми, многие обычаи отошли в прошлое.
За что вор мог наказать «мужика»
Терпимое отношение воров в законе к «мужикам» объясняется рядом причин. Во-первых, представители данной масти составляют основную массу заключенных в МЛС, эти «рабочие лошадки» выполняют большую часть трудовых обязанностей на производственных участках любой тюрьмы или зоны. Соответственно, от нормального функционирования промзон в МЛС во многом зависит жизнь исправительного учреждения в целом.
Во-вторых, есть гипотеза, что в голодные 30 – 40-е годы «мужики» серьезно поддержали «законников» своими «пайками» и выступили на стороне воров в кровавой войне с «суками» (ворами в законе, которые с оружием в руках воевали на фронтах Великой Отечественной войны, что запрещается воровским кодексом).
Тем не менее, любой «мужик», как и представитель другой масти, в мгновение ока может сменить «амплуа» за свое поведение (за сделанный «косяк») – переместиться по иерархической лестнице на одну, а то и несколько ступенек вниз. Вор в законе никогда не станет «опускать» сам – для этого есть зеки рангом ниже.
Первым делом по «заезду» на зону «мужик», как и представители остальных мастей, должен «обозваться» – то бишь, представиться, кто он «по жизни». Ворам врать бессмысленно – тюремный телеграф не «Почта России», информация о человеке на зону поступает очень быстро. За «гнилой базар» вор может приказать и «опустить» выдумщика. Кстати, и самого вора в законе по понятиям можно перевести в «мужики» – для этого равный по званию (другой вор в законе) должен дать провинившемуся по ушам. Таким же способом переводят в «мужики» и блатных.
«Мужики» на зонах держатся особняком от других категорий заключенных, и в этом ничего унизительного нет, если представителями данной касты соблюдаются воровские (тюремные) законы.
В современном преступном мире, по признанию самих же «законников» и представителей пенитенциарной системы, воровские понятия постепенно размываются и теряют былую значимость – появляются «апельсины» (лже-воры в законе, купившие статус за деньги), отмирают другие, ранее обязательные к исполнению, условности.
Прежде же воры в законе строго следили за тем, чтобы тюремно-зоновская иерархия была незыблемой. К примеру, «мужика» можно было низвести до «опущенного» («петуха») за целый ряд проступков – если тот сотрудничал с администрацией (особенно тайно), крысятничал (воровал у своих), беспредельничал по отношению к другим зекам, не отдавал вовремя карточный долг… Соответственно, за контакт с самими «опущенными» тоже можно перейти в их масть. Схлопотать «понижение» статуса реально просто за длинный язык – на зоне и тогда, и сейчас нужно больше помалкивать и быть крайне осторожным в высказываниях.
Недавно прибывший в тюрьму должен усвоить, что слово для зэка значит очень многое. Из-за неправильно сказанной фразы арестант может навсегда угодить на самое дно тюремной иерархии.
Особенно значима правильность «базара» для воров в законе. Среди «законников» принято говорить друг с другом простым и понятным языком, им свойственна прямота в общении, исключающая двусмысленное толкование фраз. Так же с вором должен говорить любой зэк, в особенности новичок.
Несмотря на «элитарность» блатных, к ним не принято обращаться на «вы». Подчеркнутая вежливость на зоне не приветствуется. Считается, что таким образом зэк пытается поставить себя выше остальных. В разговоре с «законником» это особенно чревато последствиями.
Переходить на личности в общении с вором тоже не стоит, равно как и оскорблять и распускать о ком-либо слухи. Блатной легко может потребовать подтвердить их доказательствами.
В беседе с вором в законе не стоит распространяться и о связях с противоположным полом. Дело в том, что некоторые интимные аспекты межполовых взаимоотношений в тюремной среде не приветствуются, поэтому упомянувший о них по неосторожности новичок может быть подвергнут наказанию.
Некоторые слова в тюрьме произносить крайне нежелательно, а их употребление может повлечь серьезные последствия для зека. И если в беседе с обычными арестантами могут на первый раз простить, то вор в законе способен и покарать.
Одно из таких слов — «спросить». Заключенные не спрашивают, а интересуются. Спросить же в тюрьме означает призвать к ответу. В беседе с «законником» необходимо избегать также слова «обидеться» и производных от него. «Обиженный» на зоне имеет только одно значение — «опущенный», то есть представитель нижней арестантской касты.
Не нужно говорить вору в законе «спасибо». В криминальной среде к этому слову весьма негативное отношение. Считается, что, используя «спасибо», зэк пытается подчеркнуть свою интеллигентность и тем самым поставить себя выше основной массы заключенных.
Нельзя обращаться к вору в законе словом «мужик». «Мужики» — это каста тюремной иерархии, середняки и «рабочие пчелы», на которых держится зона. Приписывая «законника» к «мужику», можно нанести ему серьезное оскорбление.
Кстати говоря, использовать ненормативную лексику «новоходу» перед «законником» также не рекомендуется. Запрет на мат — одно из правил воровского закона. На «мужиков» и прочих зэков эта норма не всегда распространяется, но все же лучше не рисковать.
ОПГ Иванькова продолжила дело, начатое Карьковым и его подручными. Преступники действовали по проверенным схемам: трясли богатеев и тех, кто жил на нетрудовые доходы. Даже методы, включая пытки и переодевания в милиционеров, остались теми же.
При этом банда значительно расширила географию своих «операций» — Япончик и его команда посещали Ригу, Казань, Свердловск и другие крупные города, в которых жили подпольные миллионеры. К примеру, в Свердловске вымогатели вынесли кучу золота из квартиры цеховика Айсора Тарланова: дочь подпольного предпринимателя быстро согласилась отдать все ценности, опасаясь, что у отца возникнут проблемы с законом. Позднее сотрудники милиции долго уговаривали Тарланова дать показания, но он так и не признаёт факт кражи золота, ведь в противном случае ему пришлось бы объяснить источники происхождения ценностей.
В конце 70-х уголовный мир СССР кардинально изменился. Профессиональные преступники были окружены новыми соблазнами и возможностями заработка и совсем не хотели вести аскетичный образ жизни, предписываемый статусом вора в законе. В стране появились цеховики, среди которых были подпольные миллионеры. Эти люди не были склонны жаловаться милиции, поэтому стали отличным источником криминального дохода.
«Сучья война»: начало раскола
Считается, что воровская идеология, в том виде, в котором ее привыкли воспринимать представители «старой школы», возникла в конце 20 – начале 30-х годов ХХ века. До сих пор спорят об ее истоках и прарордителях. Однако очевидно, что к началу Великой Отечественной войны в воровской среде уже был выработан достаточно четкий кодекс поведения вора в законе и схематически обозначена иерархия воровского мира. Вспомните реплику Ручечника из «Места встречи изменить нельзя»: «Я вор в законе, и дружков своих не продавал» – по фильму, только-только отгремела Вторая Мировая.
Именно в это время «законники» и вернувшиеся «на круги своя» «суки» начали резать друг друга в лагерях – с фронтов на зону возвращались бывшие воры в законе, которые в свое время с оружием в руках защищали Отечество в боях, а потом снова взялись за старое – начали воровать, грабить, убивать. «Ссученные» знали, что их ждет, и на этапах запасались оружием – готовили пики и другие «заточки». Аналогичные действия предпринимали и «реальные» воры в законе, которые всю войну провели в ГУЛАГе. Отчасти эта тема нашла свое отражение в фильме Александра Митты «Затерянный в Сибири».
Легенда воровского мира, «законник» Вася Бриллиант (Василий Бабушкин), «коронованный» в 22 года, в 1950 году свой «четвертак» получил именно за то, что вместе с подельниками заточками зарезал заключенного (вину взял на себя). После это случая Бриллиант высший воровской статус как раз и обрел – там же, по месту отсидки.
«Раздвоение» среди воров в законе на самом деле положило начало брожению в этой среде, что стало первой серьезной попыткой нивелирования статуса «законника». В 90-е годы ХХ века антагонизм усилился «апельсиновой» темой, когда появились разнообразные возможности статус вора в законе купить за деньги.
С чем «на кармане» брали «законников»
Если уж продолжать тему «Места встречи изменить нельзя», то нельзя при этом не упомянуть об «идейном вдохновителе» прототипа карманника Кирпича Саше Шорине («законник» Александр Прокофьев) – воре в законе Владимире Савоськине (Савоське). Савоську в последний раз задержали с гранатой и героином.
Современных «законников» все чаще ловят с «волынами» – к примеру, 73-летнего ветерана воровского мира Луа (Михаила Никурадзе) в 2013 году задержали по подозрению в незаконном обороте оружия (револьвера и двух патронов), дали полтора года колонии-поселения. Аналогичные истории произошли с грузинским вором Цруци (Теймуразом Чхетиани) и славянином Ромашкой (Геннадием Романовым). У последнего, правда, в кармане помимо наркотика был не пистолет, а ручная граната «Ф-1».