- Военный юрист

Что такое охранная зона, постановка на кадастровый учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое охранная зона, постановка на кадастровый учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.

На подготовительном этапе составляется текстовое и графическое описание местоположения объекта, относительно которого необходимо сформировать охранную зону, определяется его площадь и границы. Для этого анализируются сведения Единого государственного реестра недвижимости, используются материалы Единой электронной картографической основы, собирается иной картографический материал, материалы дистанционного зондирования. Проводится геодезическая съемка с координированием объектов.

По итогу работ составляется технический отчет, содержащий:

  • перечень земельных участков в охранной зоне (при наличии);
  • сведения ЕГРН;
  • ситуационный план расположения объектов (объекты, вокруг которых устанавливается охранная зона: газопроводы, культурные объекты, заводы, фабрики и другое);
  • каталоги координат устанавливаемой охранной зоны;

Статус особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 33-ФЗ). При этом необходимо различать:

1) сами особо охраняемые природные территории;

2) охранные зоны таких особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определённого объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путём т. н. зонирования (п. 14 ст. 2 закона № 33-ФЗ в ред. законов № 342-ФЗ и № 505-ФЗ):

  1. основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
  2. в случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов;
  3. положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 01.09.2018, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона до 01.07.2020;
  4. до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешённого использования земельных участков, предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешённого использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 закона № 342-ФЗ);
  5. в случае включения населённых пунктов в состав особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 3.1 закона № 33-ФЗ виды разрешённого использования и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются ПЗЗ.

Такое определение ограничений в границах особо охраняемых природных территорий путём установления видов разрешённого использования и предельных параметров не следует путать с градостроительным зонированием (в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий). В данном случае речь идёт просто о способе установления ограничений деятельности в границах особо охраняемой природной территории.

Читайте также:  Выход на пенсию по смешанному стажу в мвд с 2020 года

Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА

Когда не нужен нотариус При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).

Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Регистрация изменения долей Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
  • если есть решение суда — один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверил нотариус — один из участников или нотариус;
  • в остальных случаях — все участники, чьи доли меняются.
Регистрация продажи доли третьему лицу Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.

Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки.

Отступы при строительстве между хозпостройками

Без соблюдения отступов не могут быть построены никакие хозяйственные постройки, обладающие характеристиками капитальных строений (невозможность перемещения, наличие инженерных коммуникаций, прочный фундамент). Такие объекты недвижимости не могут быть перемещены, поэтому при планировании, важно продумать расположение хозпостроек с соблюдением требуемых отступов. Количество хозпостроек зависит от желания собственника и площади участка. Баня или сарай должны размещаться не ближе чем в 1 метре от забора. Если на соседних участках уже есть баня, гараж, то отступ между строениями должен быть от 6 метров. Минимальный отступ от помещений с животными до построек составляет 4 метра.

В градостроительных правилах определена и допустимая высота хозпостроек. Если баня располагается в метре от забора, то высота в коньке не должна превышать 5 метров. Если строительство бани начато с соблюдением отступа в 2 метра от забора, то высоту можно увеличить до 5,5 метров. При расположении бани не менее, чем в 5 метрах от ограды высота должна составлять не более 7 метров. Если гараж — самостоятельная постройка, расстояние от него до ограды не менее 1 метра. Допустимая высота забора также прописана в СНиП — не более 2 метров, уровень затемнённости не важен. Растительность на участке высаживается с учётом максимальной высоты. Для высоких деревьев 4 метра, средних 2, кустарников не менее 1 метра.

🏠 Как получается, что у простых граждан оказываются жилые объекты в границах охранных зон

Как видим, Постановление №160 фактически ставит вне закона участки некоторых граждан, поскольку иногда линии проходят даже не вблизи, а прямо по частной земле.

Это происходит потому, что когда в девяностые-двухтысячные годы муниципалитетами выделялась земля под ИЖС, на ней отсутствовала какая бы то ни было инфраструктура. Впоследствии, после начала разработки участков начиналось строительство линий.

При этом чаще всего у энергетиков (а они всегда первыми начинают строительство) отсутствовала возможность точно установить границы участков — колышки, обозначающие границы, либо отсутствовали, либо были попросту не видны. А строить было нужно.

Поэтому строительство линий часто шло «на глазок». Отсюда и пошло нарушение охранных зон. Если же речь идет о садоводствах, то там вообще раньше строили без всяких планов и документов — лишь бы было построено.

Но с течением времени перед местными властями все чаще ставили задачи навести порядок на землях. А это стало приводить к тому, что уже построенные и поставленные на учет в ЕГРН дома граждан, оказались вне закона по причине нахождения в охранных зонах электрических, газовых или водопроводных сетей. И это становится головной болью для собственников построек.

Что будет если не поставить объект на учет в Росреестре?

Постановка на кадастровый учет по факту стала обязательной процедурой, если вам нужно продать, подарить или сдать в аренду недвижимость, т.е. нужно распоряжаться ей. Законодательство не предусматривает жестких сроков для прохождения процедуры кадастрового учёта или штрафы за отсутствие сведений в ЕГРН о вашей недвижимости. Но, не пройдя учет в Росреестре, собственник не сможет распоряжаться недвижимостью. Пользоваться можно, а продать, подарить, сдать в аренду или ещё как-то перевести право собственности не получится.

Если объект был вновь возведен или образован до 2013 года и не числится в ЕГРН, документы для учета недвижимости допускается представить при регистрации сделки. Это удобно, так как не нужно проходить отдельные процедуры.

Читайте также:  Уведомление о проведении собрания ООО

Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости

  • заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
  • паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
  • оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
  • технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
  • справка о категории и целевом назначении земель.
  • Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
  • Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
  • Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
  • Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, — это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
  • Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП — это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
  • Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов — дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором — технический план.
  • Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2022 г.).
  • Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
  • Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
  • Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.

Как поставить СНТ на кадастровый учет

В большинстве случаев решение о переоформлении документации принимается на общем собрании участников СНТ. Стоит отметить, что в 2022 году регистрация коллективной совместной собственности недоступно. Если коллегиально принимается решение об оформлении общих земель во владение юрлица, садоводы теряют имеющиеся доли и передают их в распоряжение нового владельца.

  • Схематическое отображение ЗУ с учетом межевания территории. Здесь же указываются владельцы и участки, которые в будущем будут находиться в совместном применении.
  • Сведения, подтверждение возможность применения земельных наделов. Здесь речь идет о бумагах на применение и предоставление таких участков.
  • Информация из учредительных документов СНТ.

Согласно пункту 3 Правил № 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Из буквального толкования пункта 3 следует, что охранные зоны должны быть установлены в отношении любых объектов электросетевого хозяйства, независимо от наличия статуса недвижимого имущества, включения в какие-либо публичные реестры или внесения в какие-либо карты, включая кадастровую карту.

В частности, в письме Минэкономразвития от 14.08.2015 № 09-01219/15@ содержится следующий вывод:

«Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила № 160):

охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон;

охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Учитывая, что в рассматриваемом случае внесению в ГКН подлежат сведения именно об охранной зоне (а не об объекте, в связи с которым она установлена), полагаем, что вне зависимости от того, к какому виду имущества относится объект (недвижимому или движимому), сведения о такой зоне подлежат внесению в ГКН».

Как в 2022 году поставить зону с особыми условиями использования территорий на кадастровый учет

Согласно статье 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу 1 января 2022 года, в случае принятия органом местного самоуправления решения (акта) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации описание местоположения границы соответствующей зоны.

Читайте также:  С какого возраста учителя Крайнего Севера имеют право на льготную пенсию

ФЗ №252-ФЗ от 13.07.2022 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 2), который вступил в силу еще 1 января 2022 года, исключил зоны с особыми условиями использования территорий из перечня объектов землеустройства.

Строительные вакансии

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

  • 2 м — для ВЛ ниже 1кВ,
  • 10 м — для ВЛ 1-20 кВ
  • 15 м — для ВЛ 35 кВ
  • 20 м — для ВЛ 110 кВ
  • 25 м — для ВЛ 150-220 кВ
  • 30 м — для ВЛ 330 кВ, 400 кВ, 500 кВ
  • 40 м — для ВЛ 750 кВ
  • 55 м — для ВЛ 1150 кВ
  • 100 м — для ВЛ через водоёмы (реки, каналы, озёра и др.).

Внимание! С 1 января 2022 года изменится порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Кроме того, сетевые организации обязаны предоставить в Ростехнадзор документ на бумажном носителе, который визуально воспроизводит сведения о границе охранной зоны и на графической части которого красными сплошными линиями нанесены такие границы (карта (план) охранной зоны).

С 1 января 2022 года вступит в силу приказ Ростехнадзора от 24.11.2022 № 495 «О внесении изменений в Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 января 2022 г. № 9» (далее – Приказ), зарегистрированный в Минюсте России от 19.12.2022 № 49301.

Постановка земли на кадастровый учет без проведения межевания

Межевание земельного участка – это действия по определению его границ и месторасположения. Главной задачей межевания является доказательство прав собственника участка при возникновении различных спорных ситуаций.

Поставить участок на кадастровый учет можно и без межевания, если:

  • Границы участка точно известны и обозначены забором или другим ограждением.
  • У собственника земли нет конфликтов с соседями по поводу определения границ участка.

Для постановки на учет собственнику нужно подать заявление в кадастровой палате, предварительно собрав следующий пакет документов:

  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя.
  • Документы, подтверждающие право собственности заявителя на данный участок.
  • Квитанция об оплате госпошлины.
  • Технические планы возведенных на оформляемом участке объектов или акт, подтверждающий их отсутствие.
  • Документ, подтверждающий принадлежность участка к определенной категории земель.

Курс 2023: земельный кодекс, оформление землепользования, строительства и регистрации недвижимости

Земельный кодекс РФ продолжает совершенствоваться и подвергается изменениям и редакции. Часть важных поправок вступила в силу в 2021 году, другая же часть будет актуальна со следующего года. Активно внедряется электронный документооборот. На семинаре будут рассмотрены правила оформления разрешительных документов в электронном виде. Задача перехода к цифровым технологиям – упрощение взаимодействия государственных органов с юридическими и физическими лицами по вопросам использования земли, а также регистрации прав собственности на построенные на ней объекты. В процессе создания электронный ресурс, который будет учитывать все земли и объекты на них.

Изменения в Земельном кодексе 2023

Земельный кодекс 2022 также содержит поправки, которые касаются земель, используемых в качестве фермерских хозяйств. В соответствии с поправками на данной категории земель разрешается индивидуальное строительство объектов жилой недвижимости.

Поправки в Земельный кодекс наделяют новыми функциями Росреестр и кадастровую палату. Росреестр будет выполнять функции надзора и контроля, а кадастровая палата получила новый функционал по оценке земель.

Большое количество изменений внесено в те статьи, которые касаются земель, находящихся в государственной собственности. Меняется порядок их предоставления в аренду и пользование без проведения торгов. Изменения коснулись и порядка расчета стоимости арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной и государственной собственности. Определён порядок изъятия земельных участков для использования.

Эти и другие актуальные вопросы, а также разбор примеров из судебной практики будут затронуты в рамках семинара.

Читать далее


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *