- Военный юрист

Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.

Документы для кадастрового учета

Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.

Для постановки дома на кадастровый учет потребуется заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план и межевой план участка, если он ранее не был размежеван. Составляют их кадастровые инженеры. Цена зависит от местоположения и площади объекта, в среднем цены начинаются от 8 тыс. руб. за участок 6 соток либо маленький домик до сотен тысяч рублей за «дворец» или большой массив земли, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД Наталья Тарасова. По ее словам, для перепланировки, перестройки или реконструкции дома также потребуется кадастровый инженер. На руках у вас должно быть заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план.

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

Объекты, не нуждающиеся в регистрации

Обязательная государственная регистрация не предусмотрена для объектов авторского права (ст. 1259 ГК РФ), а также для объектов смежных прав (ст. 1304 ГК РФ). Большинство из этих объектов вообще нельзя зарегистрировать в каком-либо государственном реестре. Только программы ЭВМ и базы данных могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя — услугу регистрации предоставляет Роспатент, соответствующие объекты интеллектуальной собственности вносятся в Государственный реестр программ ЭВМ или Государственный реестр баз данных.

Регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, являющиеся объектами авторского и смежных прав, в какой-то степени заменяется депонированием. Сейчас процедура электронного депонирования не регулируется на законодательном уровне, но большинством юристов рассматривается как один из способов регистрации авторских прав на интеллектуальную собственность, способствующий их защите.

Кроме того, свидетельство о депонировании признается судами РФ в качестве доказательства авторского права. Например, в 2021 году свидетельство о депонировании стало участником более 100 судебных процессов, где оно было представлено в качестве документа, подтверждающего принадлежность авторских прав на произведение. Истцы смогли защитить принадлежащее им исключительное право, которое было нарушено третьими лицами.

Для государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности правообладателю необходимо подать заявку в Роспатент. Порядок регистрации интеллектуальной собственности для каждой категории объекта различается, но чаще всего занимает несколько месяцев и стоит недешево. В ходе регистрации проводится формальная экспертиза, во время которой проверяется наличие всех необходимых документов и правильность их оформления. Также проводится экспертиза по существу, призванная подтвердить, что объект отвечает условиям патентоспособности, а его сущность раскрыта в достаточной степени.

Для регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности необходимо оплатить государственные пошлины, размер которых сильно отличается в зависимости от регистрируемого объекта/объектов. Процедура государственной регистрации может длиться более года, поэтому на время экспертизы вы можете депонировать объект интеллектуальной собственности через онлайн-сервис n’RIS, закрепив временной приоритет авторства. Авторам произведений науки, литературы и искусства рекомендуется депонировать свои работы, чтобы зафиксировать дату и время, когда объект уже был создан, а также получить правоподтверждающий документ.

Читайте также:  Как оформить завещание: обязательные условия, порядок удостоверения

Для депонирования объектов интеллектуальной собственности:

  • зарегистрируйтесь на сайте n’RIS и пройдите процедуру модерации
  • загрузите файл с объектом интеллектуальной собственности в любом удобном для вас формате
  • укажите название объекта: оно будет отражено в свидетельстве
  • сделайте подробное описание загружаемого файла и укажите соавторов, если работа создавалась несколькими авторами
  • выберите подходящий тариф исходя из объема файла и сроков хранения и оплатите услугу
  • скачайте из личного кабинета правоподтверждающий документ — свидетельство о депонировании

Можно ли подготовить документы для регистрации ОПО самостоятельно?

Правительство РФ дает владельцам ОПО всего 10 рабочих дней на подачу заявления о постановке на учет — смотрите ПП от 24.11.1998 № 1371. За это время эксплуатирующая организация должна:

  • идентифицировать опасный производственный объект по признакам, указанным в Законе № 116-ФЗ;

  • описать характеристики ОПО, все технологические процессы и технические устройства на нем;

  • определить класс опасности, присвоить объекту именной код по приказу РТН № 471;

  • оформить комплект документов для Ростехнадзора.

Эксперты по промышленной безопасности выполнят эту работу без ошибок и в срок. Если вам не повезло иметь их в штате, обратитесь к нам. Конечно, вы можете самостоятельно разобраться во всех нормативных требованиях и подготовить сведения об ОПО. Результаты вашего труда потом оценят инспекторы Ростехнадзора при проверке деятельности.

Если вы «забудете» указать какой-то объект или занизите класс его опасности, легально использовать его вы не сможете. Это грозит ответственностью за нарушение требований промышленной безопасности или незаконное предпринимательство. Штрафы в этом случае будут в несколько раз выше, чем стоимость услуг независимых экспертов.

Преимущества группы компаний «Норматив»:

  • мы действуем с 2010 года — поставили на учет более 300 опасных производственных объектов и актуализировали сведения для них;

  • у нас работают эксперты с опытом работы на ОПО I — IV класса опасности, а также бывшие сотрудники Ростехнадзора;

  • решим задачу комплексно: у нас в штате есть специалисты «промежуточных» областей: экологи, специалисты по охране труда и пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также собственный учебный центр;

  • назначим каждому клиенту персонального менеджера;

  • оказываем помощь и консультируем бесплатно и после закрытия договора — более 500 постоянных клиентов могут это подтвердить.

Этапы регистрации ОПО с нашей помощью

Сроки выполнения работ по договору — 30 календарных дней с момента получения всех исходных данных от Заказчика.

Наши специалисты:

  1. Запросят исходные данные.
  2. Проанализируют проектную и техническую документацию, которую получат от ваших специалистов.
  3. Выявят признаки опасности на ОПО. Учтут осуществляемые технологические процессы и применяемые технические устройства. Присвоят именные коды.
  4. Разработают сведения, характеризующие ОПО. Сформируют пакет подтверждающих документов. Согласуют их с вами.
  5. Направят документы для регистрации в Ростехнадзор.
  6. Будут помогать вам в работе с инспектором ведомства, при проверке сведений в заявлении о регистрации.

Новое в подаче документов на госрегистрацию и кадастровый учет

Документы на бумаге с 30.04.2021 нужно подавать в 1-м экземпляре-подлиннике. Его вернут после завершения всех необходимых процедур с отметкой о сканировании.

Теперь если оплатить госпошлину, но не приложить к заявлению документ об оплате, срок рассмотрения заявления начинает течь с момента, когда сотрудники Росреестра увидят данные о платеже в информационной системе.

Если суд признал незаконным отказ в госрегистрации или постановке на кадастровый учет, не нужно подавать заявление на эти процедуры заново: механизм оформления заработает автоматически.

Стало удобнее действовать через нотариуса: если нотариус заверил подлинность подписи на заявлении о кадастровом учете или регистрации прав на недвижимость, он же направляет заявление и приложенные к нему документы на госрегистрацию обязательно заказным письмо с уведомлением о вручении. Срок — 2 рабочих дня. При этом нотариально удостоверять сделку с объектом недвижимости не обязательно.

Изменения, которые начнут действовать позднее

Как было сказано, основная часть норм Закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Начало действия некоторых его норм было отложено.

Так, с 28 октября 2021 года договоры долевого участия в стройке со вторым и последующими дольщиками будут регистрировать быстрее. Сроки такие:

  • 3 рабочих дня — при подаче электронного заявления;
  • 5 рабочих дней — если заявление на бумаге;
  • 7 рабочих дней — подача заявления через МФЦ.

С 1 января 2023 года не нужна квалифицированная электронная подпись, чтобы подать через личный кабинет на сайте Росреестра заявление:

  • о кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о недвижимости;
  • внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте;
  • невозможности госрегистрации без личного участия собственника объекта или его законного представителя.
Читайте также:  Как проверить регистрацию иностранного гражданина в УФМС

Также с 1 января 2023 года госорганы и муниципальные власти обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме.

Регистрация объектов интеллектуальной собственности

Статья 1225 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации называет конкретные объекты, которые закон признает результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственностью), и оговаривает, что все эти объекты охраняются законом. Но нормы правовой охраны отличаются в зависимости от того, к какой категории результатов интеллектуальной деятельности принадлежит произведение. Регистрация интеллектуальной собственности для каждой категории объектов тоже осуществляется по-разному (или не предусмотрена вообще).

Так, в 4 части ГК РФ выделяются:

  • авторское право;
  • права, смежные с авторскими;
  • патентное право;
  • право на селекционное достижение;
  • право на топологии интегральных микросхем;
  • право на секрет производства (ноу-хау);
  • права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

В соответствии со статьей 1232 «в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства». Государственная регистрация права интеллектуальной собственности позволяет:

  • проинформировать третьих лиц о том, что данный результат интеллектуальной деятельности охраняется законом;
  • легко устанавливать правообладателя, когда требуется получить разрешение на использование объекта интеллектуальной собственности (ОИС), например, для создания других ОИС или в коммерческих целях;
  • упорядочить информацию об ОИС.

В ряде случаев государственная регистрация является необязательной и осуществляется по желанию авторов и правообладателей.

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Как проходит регистрация

Если в общих чертах затрагивать процесс регистрации прав на недвижимость, то можно выделить четыре наиболее важных этапа:

  1. подача документов;
  2. прохождение документами правовой экспертизы. На данном этапе сотрудник службы проверяют насколько совершаемая сделка соответствует нормам законодательства. Для того, чтобы сделка была одобрена не должно быть обнаружено каких-либо несовпадений между заявленными и существующими правами;
  3. перенесение в базу данных Росреестра информации о произошедшей регистрации прав (в том случае, если предыдущий этап прошел успешно, и работники не нашли поводов для отказа);
  4. передача бумаг заявителям, подтверждающих удачно завершенную регистрацию.

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

  • Для регистрации права оперативного управления на недвижимость нужно:
  • Шаг 1. Подготовить пакет документов
  • Шаг 2. Определить, кто будет подавать документы
  • Шаг 3. Выяснить, куда представлять документы
  • Шаг 4. Подать документы
  • Шаг 5. Получить свидетельство о госрегистрации права на недвижимость или выписку из ЕГРП
  • Какие документы нужны для регистрации

Документы, необходимые для регистрации права оперативного управления, предусмотрены ст. ст.

16 и 18 Закона о регистрации недвижимости и Административным регламентом по регистрации недвижимости.

Госпошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается. Следовательно, документ об уплате госпошлины не представляется.

Документы на недвижимость

Ситуация Документы Требования
Имущество учреждению или казенному предприятию передал собственник Акт собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (п. 1 ст. 299 ГК РФ) Две копии, заверенные собственником или нотариусом
Акт приема-передачи, подписанный собственником и учреждением (казенным предприятием) Подлинник и копия
Договор о передаче имущества на праве оперативного управления Не менее двух экземпляров подлинника. Подлинник и копия, если право возникло до введения в действие Закона о регистрации недвижимости или договор удостоверен нотариально
Недвижимость приобретена в результате сделки Договор купли-продажи (отступного, дарения) Не менее двух экземпляров подлинника. Подлинник и копия, если право возникло до введения в действие Закона о регистрации недвижимости или договор удостоверен нотариально
Имущество присудил суд Решение суда с отметкой о вступлении в силу Две копии, заверенные судом
Имущество переходит в порядке реорганизации Передаточный акт Подлинник и копия
Учреждение либо казенное предприятие построило объект для себя Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если объект возведен на основании разрешения на строительство) Подлинник и копия
Декларация об объекте недвижимости (в случаях, когда разрешение на строительство не требуется) Два экземпляра подлинника
Права учреждения или казенного предприятия на земельный участок под объектом, который учреждение или казенное предприятие построило для себя, не зарегистрированы Документ на земельный участок (например, договор аренды на срок менее года или на неопределенный срок) (ст. 25 Закона о регистрации недвижимости) Подлинник и копия

Идентификация и регистрация опасных производственных объектов (ОПО)

К ОПО не относятся отдельные устройства (например, подъемные сооружения или сосуды под давлением), если они не входят в состав производственного комплекса. Опасным объект становится при его использовании людьми в технологическом процессе. Поэтому к ОПО относят здания, цеха, площадки, которые имеют признаки по Приложению 1 к Закону № 116-ФЗ.

Все опасные производственные объекты вносят в государственный реестр.

Организация заплатит штраф по п. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере до 300 тыс. рублей или получит административную приостановку деятельности до 90 дней. Уголовное наказание последует, если предприниматель будет эксплуатировать ОПО без лицензии, или на объекте произойдет авария с пострадавшими (ст. 171, 217 УК РФ).

Требования к регистрации опасных объектов в государственном реестре в 2021 году

  • Регистрация опасного производственного объекта
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
  • Положение о производственном контроле (ППК)
  • Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
  • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
  • Отчет по производственному контролю
  • Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
  • Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
  • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
  • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
  • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности котельной
  • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
  • Техническое диагностирование
  • Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
  • Техническое освидетельствование подъемных сооружений
  • Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
  • Неразрушающий контроль
  1. Настоящие Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее — Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, №31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) и от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2020, № 27, ст. 4248).
  2. Требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — государственный реестр).
  3. Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предприниматели, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее — эксплуатирующая организация).

Требования являются обязательными для исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) (далее — федеральные органы исполнительной власти, Правила регистрации соответственно), и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), осуществляющими регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов.

  1. Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.

Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.

Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.

  1. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *