Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возможна ли работа в такси без лицензии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.
***
Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.
Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.
Разрешение или лицензия
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Кого оштрафуют таксопарк или водителя за отсутствие лицензии
К тому же индивидуальные перевозки отличаются более высоким комфортом для пассажиров. Выгодность рассматриваемого вида деятельности обусловила его притягательность для людей, предпочитающих работать неофициально.
Как показывает практика, доход у нелегалов значительно больше, чем у официально трудящихся на рынке, ведь им не приходится покупать лицензии, а за каждую поездку они договариваются сдельно. Счетчиками, как правило, такие предприниматели не пользуются.
Более того, практически повсеместно машины, нелегально используемые в качестве такси, не отвечают стандартам введенным государством. Все это в результате негативным образом сказывается на безопасности пассажиров.
Штраф за неимение техосмотра в Беларуси Федеральный закон, регламентирующий работу такси на рынке перевозок за номером 69, был введен в действие еще в 2011 году.
Важно понимать, что большинство административных штрафов для такси связано не с нарушением ПДД (тут водитель наказывается на общих основаниях), а с нарушением правил работы служб такси и оказания услуг потребителям (ФЗ №69, №259 и №54). Поэтому людям, которые руководят таксопарками и водителям следует хорошо ориентироваться в тех, требованиях, которые предъявляет к ним законодательство.
Правила работы служб такси — следующие:
- Служба такси и частные таксисты (ИП) могут оказывать услуги только на основании полученной лицензии Минтранспорта (срок действия — 5 лет). Этот документ должен постоянно быть в автомобиле и предъявляется по первому требованию пассажирам и контролирующим службам (2.1.1 ПДД).
- Организация или ИП-пассажироперевозчики обязаны самостоятельно организовать профессиональный предрейсовый медосмотр водителей и техосмотр транспортных средств, а также ежедневную выдачу водителям путевых листов и информирование клиентов через мобильные приложения или телефоны.
- Лицензия такси физлицам не выдается, а значит обычные граждане управлять автомобилем такси не имеют права: или ИП или договор самозанятого водителя с юридическим лицом.
- Управлять автомобилем такси имеет право только гражданин РФ или лицо, которому разрешено находиться за рулем по ФЗ №196, с водительским стажем не менее 3 лет
- Водитель, кроме лицензии такси, должен иметь при себе водительские права, страховку ОСАГО, документы на машину и путевой лист с отметкой о прохождении предрейсового медосмотра/техосмотра авто.
- Водитель должен быть в адекватном физическом состоянии, а автомобиль – полностью исправным.
- Автомобиль такси может находиться на линии только при наличии путевого листа и используется только по назначению – для перевозки пассажиров. Машина должна быть оформлена соответствующим образом (контрастные «шашки», опознавательный фонарь оранжевого цвета).
- В салоне авто должна быть представлена вся необходимая клиентам информация – данные организации и водителя, номер авто и тарифы на перевозку.
- Обслуживание клиентов производится на основании договора фрахтования (обязательная фиксация времени и номера заказа, места подачи и маршрута движения, стоимости услуги).
- Расчеты с пассажирами осуществляются только при наличии в салоне авто зарегистрированной онлайн-кассы. Пассажир в конце поездки обязательно и без напоминаний должен получить кассовый чек.
Финансовый контроль работы таксопарков, такси и самозанятых таксистов осуществляется на основании договора с оператором фискальных данных. Вся финансовая отчетность обязательно проверяется представителями ФНС.
Какой размер штрафа таксисту без лицензии?
Существует целый ряд нарушений, из-за которых водитель может получить штраф. Стоит рассмотреть полный перечень тех из них, что оказываются наиболее актуальными для таксистов. В данной таблице вы сможете изучить их, а также полагающиеся штрафы.
Нарушение | Статья | Штраф | Скидка |
---|---|---|---|
Установка “шашек” такси | |||
Отсутствие путевого листа | |||
Работа на неисправной машине | |||
Отсутствие лицензии такси | |||
Использование автомобиля с шашками | |||
Отсутствие шашек на такси | |||
Невыдача чека | |||
Неразмещение обязательной информации | |||
Таксисту за езду без детского кресла | |||
Таксисту за езду по выделенной полосе |
Как избежать штрафов работая в такси?
Несмотря на то, что в ряде случаев взыскания удается отменить, или заплатить только половину, пользуясь скидками и выплачивая штрафы своевременно, в идеале стоит стремиться к тому, чтобы не сталкиваться с ними вовсе. Пожалуй, многие таксисты задаются вопросом касаемо того, как нужно себя вести, чтобы не сталкиваться с проблемами на дорогах. На самом деле, все вполне закономерно и просто.
Многие люди, особенно те, что работают нелегально, предлагая услуги частного извоза самостоятельно, даже не задумываются о том, что это тоже работа, которая требует соблюдения правил. Для многих штрафы за различные нюансы такого рода становятся настоящим шоком из-за банального незнания правил. Так что в первую очередь стоит отметить необходимость изучения правовых норм и законов — это с ходу снимет многие вопросы. А уже изучив законы и правила, необходимо удостовериться в том, что вы их соблюдаете.
Изучив, за какие нюансы вас могут оштрафовать, обзаведитесь шашками и наклейками для такси, необходимыми для работы. Также следует получить лицензию, заранее приобрести детские кресла, если вы собираетесь возить и детей в том числе. В салоне необходимо разместить необходимую информацию о том, кто предоставляет услуги, и так далее. То есть, полноценная подготовка автомобиля к работе в такси решит массу проблем. И если вы получаете автомобиль для работы от компании в аренду, также необходимо проверить наличие всех необходимых элементов. Стоит отметить, что обеспечить все необходимое должна сама компания, которая предоставляет автомобили для работы в такси в аренду. Сам работник не обязан покупать и устанавливать шашки, заботиться о необходимой оснащенности автомобиля. При этом необходимо внимательно читать договор с компанией, чтобы потом не сталкиваться с неожиданными обязанностями.
Подготовив автомобиль и необходимые документы, вы можете начинать работать, не опасаясь штрафов. Однако не стоит забывать о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения.
А если вы все же получили необоснованный штраф, смело оспаривайте его. Ведь при обоснованных претензиях в жалобе, при детальном изложении обстоятельств ваши шансы на победу будут достаточно велики. Не стоит пасовать и сдаваться: если вы твердо вознамерились заниматься извозом, подобный опыт будет полезным, ведь недоразумений на дорогах всегда возникает много, и вам просто необходимо научиться решать их. А если подобные вещи вас пугают или отвращают, стоит сразу отказаться от идеи работать в данной сфере.
Кроме того, чтобы исключить штрафы за незаконную работу или неподготовленность автомобиля для подобной деятельности, необходимо перестать относиться к «таксованию» как к возможности подработать денек на текущие нужды. Современные законы таковы, что взяв под желание подработать пару пассажиров, вы можете потерять куда более существенную сумму из-за штрафов, обрести массу неприятных проблем.
Порядок получения документа
Получить разрешительный документ можно в соответствующем транспортном ведомстве. Например, для автомобильных перевозок такой инстанцией является отделение Государственного автодорожного надзора. Место обращение – территориальное подразделение этой службы.
Этапы получения лицензии:
- Сбор полного пакета документов и передача его в ведомство.
- Указание вида работ, которые предполагается выполнять: собственные нужды или коммерческие цели. При выборе только одного пункта, выполнять другой нельзя.
- Оплата госпошлины за рассмотрение заявления. Она платится за каждое обращение, а не за количество транспортных средств, указанных в заявлении. Стоимость получения разрешения для автомобилей всех типов – 7500 рублей.
- Ожидание ответа. Срок рассмотрения бумаг составляет 45 рабочих дней с даты, указанной в принятом заявлении.
- Получение отрицательного или положительного ответа от инстанции.
Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован двумя распространенными причинами:
- предоставление заведомо подложных или недостоверных данных;
- отказ заявителя выполнять все нормы и требования, необходимые для получения разрешительного документа.
Кто платит штраф назначенный водителю такси?
В 2023 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.
Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.
Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.
Ведение таксомоторной деятельности – высокая ответственность. Государство предъявляет такси жесткие требования. Для повышения качества услуг, гарантии безопасности клиентам таксомоторных служб, участникам дорожного движения, законодательство установило ряд требований к транспортным средствам, эксплуатируемым для коммерческих пассажирских перевозок.
Главные требования:
- Наличие цветографической разметки. Автомобиль оклеивается согласно нормам ГОСТу. На кузов наносятся светоотражающие серая, желая полосы, пояс «шашечки». Водителей штрафуют за неправильную оклейку
- Наличие опознавательного фонаря. Оранжевый фонарь – основной атрибут. По бокам от фонаря разрешается размещать рекламу
- Соответствие цветовой гамме, установленной конкретным регионом. Разрешение Минтранса выдается машине соответствующего цвета. В Москве оформляется для желтых авто, в Московской области – белых
- Таксометр. Счетчик рассчитывает стоимость поездки в зависимости от расстояния. Оборудование салона таксометров обязательно
Подведем итоги, транспортное средство должно быть определенного цвета, оклеено согласно правилам, с установленным таксометром, фонарем. Выполнив требования, водитель получит легальную лицензию.
Обратите внимание, есть требования к автомобилистам:
- действительное водительское удостоверение категории «В»
- действующая лицензия (оформляется для конкретного города, региона, действует 5 лет)
- прохождение предрейсового медицинского осмотра
- водительский стаж минимум три года
Штрафные санкции за перевозку пассажиров без лицензии достаточно большие и определены в следующих размерах.
Размер административного штрафа по статье 14.1.2 КоАП РФ (за отсутствие лицензии на коммерческую перевозку пассажиров) составляет:
- организации (юридическому лицу) – в размере 400 000 рублей,
- предпринимателю – в размере 100 000 рублей,
- гражданину и должностному лицу – в размере 50 000 рублей.
За повторное нарушение по статье 14.1.2 КоАП РФ штраф назначается в тех же размерах, однако для организации (юридического лица), предпринимателя и гражданина предусмотрен дополнительный вид наказания – конфискация транспортного средства.
Размер административного штрафа по статье 19.20 КоАП РФ (за отсутствие лицензии на пассажирские перевозки, проводимые для собственных нужд) составляет:
- организации (юридическому лицу) – в размере от 170 000 рублей до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток,
- предпринимателю – в размере от 30 000 рублей до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток,
- должностному лицу – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет,
- гражданину – в размере от 500 до 1000 рублей.
При этом сотрудники Ространснадзора по статьям 14.1.2 КоАП РФ и 19.20 КоАП РФ уполномочены только проводить административное расследование и составлять протоколы по административным делам, а выносить постановления по указанным статьям они не имеют права. Соответствующие полномочия имеет только суд.
Исходя из этого, постановление по административному делу выносится судом на основании не только тех доказательств, которые получены сотрудниками Ространснадзора на момент проведения контроля, но и тех, которые могут быть предоставлены самим привлекаемым лицом в рамках административного расследования в административный орган.
А значит в некоторых случаях имеется возможность сформировать и предоставить свои доказательства по делу на стадии административного расследования, что может позволить отменить или уменьшить размер назначаемого штрафа.
Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит
Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:
- Стоимость получения лицензии для многих является чересчур высокой.
- Административный процесс сильно растянут и требует уделения ему большого количества времени.
Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.
Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:
- За сам факт осуществления коммерческих перевозок без лицензии – от 5 тыс. рублей в регионах РФ и от 10 тыс. рублей в Москве.
- Применение опознавательных знаков такси без соответствующего разрешения – от 5 тыс. рублей.
- Отсутствие ККМ и невыдача чека клиенту – 1 тыс. рублей.
- Неподобающий внешний вид авто (то есть, если не выполнена соответствующая оклейка машины) или же повторное нарушение правил перевозки пассажиров – конфискация транспортного средства на штрафстоянку и лишение прав на срок до полугода.
Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).
Кто может получить разрешение на работу?
Разрешение на вид деятельности в сфере перевозок людей и багажа легковым такси 69 закон разрешает выдавать на срок 5 лет и более. Для этого у собственников на праве хозяйствования, по договору лизинга, аренды имеется транспорт категории М1, на котором предназначается оказывать услуги по перевозке багажа и пассажиров.
С 01.09 2011 года все таксомоторные компании или частные перевозчики могут работать только после оформления разрешения на перевозку. Эту лицензию выдает исполнительная служба городской или поселковой власти. Документ разрешения на работу действителен в той области, которая его выдала, иногда это правило изменяется, если между регионами существует экономическая договоренность.
Разрешение на осуществление перевозок выдается на основании заявления лица или компании, пожелавших заниматься этим видом деятельности. Для транспорта, находящегося в ведении предпринимателя, определяются требования, установленные для такси. 69 закон прописывает их подробно:
- все машины, предназначенные для легковых перевозок, обязательно проходят техосмотр каждые полгода с оформлением соответствующих бумаг;
- машины легкового такси оснащаются на боковых поверхностях кузова графической схемой, представляющей собой расположенные в шахматном порядке квадраты;
- крыша автомобиля оборудуется оранжевым светящимся фонарем, являющимся опознавательным прибором и имеющим сертификат качества;
- для работы водителями на пассажирских перевозках допускаются лица, имеющие общий стаж не меньше 5 лет, или стаж работы на легковых машинах — не меньше 3 лет;
- для руководящих лиц, контролирующие работу такси, 69 закон обязывает обеспечить регулярный контроль технического состояния всех машин таксопарка и проводить техническое обслуживание, ремонт авто, выезжающих на линию;
- собственники таксопарка обеспечивают каждодневное прохождение работающими водителями легковых машин медицинского осмотра перед рейсом;
- выданное исполнительными органами разрешение на работу располагается в салоне машины, и предъявляется пассажиру, должностному лицу уполномоченной службы или сотруднику дорожной инспекции по его требованию для ознакомления.
А вот если на машине нет никаких знаков, то водителю будет выписан штраф в 3000 рублей, ведь это незаконная перевозка пассажиров.Если возникла ошибка, водитель имеет право обжаловать протокол и действия инспектора. В ином случае, снизить размер штрафа можно, оплатив его в срок до 20 дней.Скидка составит 50%.
За перевозку пассажиров самый крупный штраф — 10 000 рублей назначается в Москве. В других регионах эта цифра доходит до 5 000 рублей.
Планируется увеличить данный размер штрафа в 6 раз, тогда он составит около 30 000 рублей. Водителям, практикующим частный извоз, будет выгоднее получить лицензию.
Что делать если остановили Если инспектор останавливает машину для проверки и понимает, что в салоне находится посторонний пассажир, можно сказать, что попутчик был «подобран» на дороге. Это законом не запрещено, поэтому, наказание не последует.
Условия и требования при осуществлении перевозок на легковом такси
Водитель транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, должен при себе иметь и предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке разрешение на осуществление этой деятельности (п. 2.1.1 ПДД). Требования и условия получения разрешения определены в ст. 9 закона № 69-ФЗ.
Для его получения юрлица или ИП должны обращаться в соответствующий региональный орган, в ведении которого находится выдача лицензий (подразделения Минтранса РФ). Перевозчик при этом должен иметь в наличии на праве собственности (аренды, лизинга) автомобиль, характеристики которого позволяют использовать его в качестве легкового такси.