- Военный юрист

Представляем уточненную декларацию по налогу на прибыль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представляем уточненную декларацию по налогу на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Если в налоговом учете обнаружена ошибка…

У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.

Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?

Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).

Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.

Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:

  • невозможно определить период совершения ошибок (искажений);

  • допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

  • уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

  • до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Что будет, если показать убыток в налоговой декларации

С большой долей вероятности налоговая пришлёт запрос с просьбой пояснить причины убытка, сообщить сроки выхода из него и прислать расшифровки доходов и расходов. Дать пояснение можно как в письменной форме, так и прийти к инспектору лично — зависит от ситуации и инспекции.

Бояться таких запросов не следует. В большинстве случаев они формируются автоматически и рассылаются роботом по тем компаниям, убыток которых отражён в декларации.

Также довольно часто при получении вызова в налоговую, если позвонить инспектору, выяснится, что приходить лично необязательно. Достаточно прислать лишь письменное пояснение.

Ответ на требование может быть стандартным. Обычно компании пишут, что бизнес ещё развивается или имеет место временное уменьшение выручки из-за различных внешних факторов (эпидемии, закрытые границы, волатильная валюта).

В отдельных случаях при личном разговоре инспектор может оказывать давление и настоятельно рекомендовать подать корректирующую декларацию без убытка с какой-нибудь суммой налога. Намекать на возможные проверки и другие «‎опасности».

Важно помнить, что подавать корректировку вы не обязаны. Если уверены, что все расходы обоснованы, то бояться нечего. Вероятность выездной проверки в таких случаях крайне мала.

Если вы откажетесь от корректировки, то, вероятнее всего, вопрос на этом будет закрыт, и налоговая больше не будет писать письма и предъявлять претензии.

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Перечень основных ошибок

№ п/п

Некоторые частые ошибки

Что делать

1

Отсутствие подр. 1.1 разд. 1 (его должны заполнять все, кроме налоговых агентов, НКО!)

Сформировать новый файл с данным подразделом и отправить его в ИФНС

2

Ошибочные сведения предшествующих периодов в текущем периоде:

  1. повлиявшие на размер аванса
  2. не повлиявшие на размер аванса
  1. Пересчитать налог за предшествующие периоды и сдать уточненку за все отчет. периоды, начиная со времени ошибки.
  2. Пересчитать базу налога и сделать правки по текущему периоду.

3

В убыточном предшествующем периоде есть завышение расходов, занижение доходов

Сдать уточненку со сниженным убытком, приложив к ней объяснение

4

В убыточном предшествующем периоде есть завышение доходов, занижение расходов

Сдать уточненку с завышенным убытком, но без внесения правок в текущем периоде, приложив к ней объяснение

5

В предшествующем прибыльном периоде есть завышение доходов, занижение расходов

Снизить налог, устранив ошибки на текущий период

6

В предшествующем прибыльном периоде есть завышение расходов, занижение доходов

Повысить налог, сдав уточненку и доплатив налог с пени

Таблица. Сроки подачи уточненных деклараций и соответствующие меры ответственности

Момент представления
уточненной налоговой
декларации
в налоговый орган
 Норма Налогового 
кодекса
 Ответственность 
в соответствии
с Налоговым кодексом
До истечения срока 
подачи налоговой
декларации
Декларация считается 
представленной в день
подачи уточненной
декларации (п. 2
ст. 81)
Не предусмотрена 
По истечении срока, 
установленного для
подачи декларации
Уточненная налоговая 
декларация
представлена, так как
в ранее сданной
декларации выявлены
недостоверные
сведения и ошибки, не
приводящие
к занижению суммы
налога, подлежащей
уплате (п. 1 ст. 81)
Декларация 
не считается
представленной
с нарушением срока
По истечении срока 
подачи налоговой
декларации, но до
истечения срока
уплаты налога
Уточненная налоговая 
декларация была
представлена до
момента, когда
налогоплательщик
узнал об обнаружении
налоговым органом
факта неотражения или
неполноты отражения
сведений в налоговой
декларации, а также
ошибок, приводящих к
занижению подлежащей
уплате суммы налога,
либо о назначении
выездной налоговой
проверки (п. 3 ст. 81)
Налогоплательщик 
освобождается от
ответственности
(в иных случаях - не
освобождается)
По истечении срока 
подачи налоговой
декларации и по
истечении срока
уплаты налога
Уточненная налоговая 
декларация
представлена до
момента, когда
налогоплательщик
узнал об обнаружении
налоговым органом
неотражения или
неполноты отражения
сведений в налоговой
декларации, а также
ошибок, приводящих
к занижению подлежащей
уплате суммы налога,
либо о назначении
выездной налоговой
проверки по данному
налогу за данный
период (п. 4 ст. 81)
Налогоплательщик 
освобождается
от ответственности
при условии, что до
представления
уточненной налоговой
декларации он
уплатил недостающую
сумму налога и
соответствующие ей
пени (в иных случаях
- не освобождается)
Уточненная налоговая 
декларация
представляется после
проведения выездной
налоговой проверки
за соответствующий
налоговый период (п. 4
ст. 81)
Налогоплательщик 
освобождается от
ответственности,
если по результатам
проверки не были
обнаружены факты
неотражения или
неполноты отражения
сведений в налоговой
декларации, а также
ошибки, приводящие к
занижению подлежащей
уплате суммы налога

Уточненную налоговую декларацию налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту его учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) сдается в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

С 2007 г. специальные правила введены для налоговых агентов. Напомним, что таковыми признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Причем налоговые агенты в общих случаях имеют те же права, что и налогоплательщики.

Уточненная декларация подается за периоды, не подлежащие налоговой проверке

На основании п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату). Кроме того, он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Обратите внимание на Письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)», которое было выпущено в связи с поступающими запросами о порядке приема уточненных деклараций (расчетов) за периоды, по которым истек срок исковой давности.

Право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) не ограничено сроком. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Поэтому проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Допустим, налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию (расчет) к уменьшению за период, который в соответствии со ст. 87 НК РФ не может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Кроме того, налогоплательщик подает в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В этом случае возможно возникновение коллизии норм ст. ст. 78 и 87 Кодекса в части применения установленных сроков. С одной стороны, нельзя провести полноценные контрольные мероприятия в отношении поданной налогоплательщиком уточненной декларации (расчета), с другой — срок подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога может еще не истечь.

На основании изложенного налоговый орган обязан принять уточненную декларацию (расчет), а поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения в соответствии со ст. ст. 78 и 87 НК РФ.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Особые разделы декларации по налогу на прибыль

Раздел № 1 подраздел 1.2 заполняют те, кто уплачивает ежемесячные и квартальные авансовые платежи. Его включают только в декларации за отчётные периоды, в годовой он не нужен.

Раздел № 1 подраздел 1.3 заполняют налоговые агенты по налогу на прибыль.
Приложение № 3 к листу 02 с расчётами всех расходов по операциям, по которым результаты финансовой деятельности учитываются при обложении прибыли налогом по ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ, кроме тех, что отражены в листе 05, заполняют организации, которые продали амортизируемое имущество.

Приложение № 4 к листу 02 с расчётом убытка или его части, которая влияет на уменьшение базы налога, заполняют организации, которые переносят убыток, полученный в прошлые годы.

Приложение № 5 к листу 02 с расчётом распределения платежей в бюджет субъекта между организацией и её подразделениями, заполняют организации с обособленными подразделениями (кроме тех, кто платит налог за обособки по адресу головного офиса).

Приложение № 6 к листу 02 с расчётом платежей по налогу в бюджет субъекта среди консолидированной группы, заполняют организации, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков. Участники консолидированных групп с обособленными подразделениями заполняют приложение №6а. В 2022 году приложение пополнилось двумя разделами:

  • Раздел А — с суммой налоговых баз (убытков) участников КГН, в котором производится расчёт консолидированной налоговой базы КГН и расчёт консолидированной налоговой базы КГН по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами;
  • Раздел Б — с доходами и расходами участника КГН аналогично разделу А.

Приложение №7 к листу 02 с расчётом инвестиционного вычета, которое состоит из четырёх разделов: А, Б, В, Г. Сначала рассчитывается вычет из авансовых платежей и налога, перечисляемых в бюджет субъекта РФ. Затем рассчитывается уменьшение суммы авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Также есть дополнительные разделы для расчёта предельной величины вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, по организации с обособленными подразделениями и без них.

Лист 03 заполняют налоговые агенты, которые выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам.

Лист 04 заполняют налогоплательщики, чья прибыль облагается налогом по следующим ставкам:

  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части государственных и муниципальных ценных бумаг);
  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 9%, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 0%, предусмотренной пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 13% согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ;
  • доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 0% согласно пп. 1 и 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
  • доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в российских организациях), облагаемые согласно п. 2 ст. 282 НК РФ;
  • доходы от реализации или иного выбытия акций (долей участия), облигаций, облагаемые по налоговой ставке 0% согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ;
  • доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части облигаций);
  • доходы, полученные акционером организации или его правопреемником при распределении имущества ликвидируемой организации.

Уточненная декларация: подавать или нет

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

  1. Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
  2. Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

Компания изменила «прописку»

Если компания переезжает и меняет свой адрес, то уточненку нужно будет сдать в тот налоговый орган, в который она встанет на учет, но код ОКТМО указывается тот же, что и в первичной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).

Необходимо обратить внимание, что все разъяснения чиновников даны в то время, когда применялся код ОКАТО. В связи с заменой кода ОКАТО на код ОКТМО надо полагать, что все приведенные выше выводы не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Также нужно иметь в виду, что при изменении организацией или ее ОП своего места нахождения и уплате налога или авансов в течение года в бюджеты разных субъектов РФ, в составе уточненки можно представить соответствующее количество страниц подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1.

Например, при изменении адреса 1 августа в уточненной декларации за полугодие сумма доплаты (уменьшения) аванса за полугодие и ежемесячный аванс по сроку уплаты «не позднее 28 июля» указываются в подразделах 1.1 и 1.2 Раздела 1 с кодом по ОКТМО по старому месту нахождения. На отдельной странице подраздела 1.2 Раздела 1 с новым кодом по ОКТМО приводятся суммы авансов со сроком уплаты «не позднее 28 августа» и «не позднее 28 сентября».

Так сказано в п. 4.6 порядка.

При переезде подразделения в уточненке заполняют реквизит «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения», указывая здесь старый КПП обособки (п. 2.8 порядка).

я считаю, что нужно показывать то, что есть, а не то, что хотят видеть проверяющие

эти просьбы, как минимум, НЕЗАКОННЫ! и не нужно допускать такого отношения к себе, чтобы у налоговиков хватало еще смелости просить убрать убыток

это ведь коммерческая деятельность есть и взлеты и падения, а тем более в кризис, пусть сами решают свои вопросы, а не засчет нас

сама второй год, а то уж и третий показываю убытки, всегда обосновываю, пишу им письма по требованию, аж на 3 листа, всегда и обоснование находится, и все, мол, усилия направлены на получения дохода и покрытия убытка, ведь и договоры заключаются и прочее, письма получат, затихают до следующего квартала, и ведь придраться не к чему, все обоснованно!

при первой же их просьбе руководитель четко ответил, что как это мы уберем убыток за прошлый квартал, когда он уже сформирован, у нас же, мол, не шаражкина контора, будем, мол, убыток стараться в ближайшие периоды покрыть и т.д. и действительно, фирма работает и штат и бухгалтерия. что мутить-то на ровном месте?

это они на слова ловят, а при удобной возможности, это потом используют

нужно четко отстаивать свою позицию, правильно все говорить, а то им сейчас убыток не нравится, а потом, прибыль будет мало

и вообще, вы сами как на это смотрите: сегодня у вас ОБОСНОВАННЫЕ расходы, доходов нет – убыток, заврта тоже самое, послезавтра – то же. Инспектор в налоговой скажет, о как хорошо, мол, свои отчеты вышестояшему сдам приличные, можно в отпуск идти.
а вот через годик, другой, извините, попрет прибыль! Что дир будет просить – конечно же снизить ее, т.е. добавить затрат. Конечно же, при желании, договоритесь и проведете, эти самые затраты. но это уже могут быть оспоримые расходы. ну, ладно, провели, заплатили, сколько дир выделил денег на налог, успокоились. а тут и выездная проверка подоспеет. что те она будет делать в первую очередь, конечно же “выбрасывать” ваши расходы из расчета прибыли,мол не экономически обоснованы, да еще и контрагенты непонятные и т.д. и т.п. таким образом, доначислили налог, + пени, и штраф.
а убыток, можно ведь совершенно ЗАКОННО переносить на следующие года и уменьшать прибыль
да даже дело-то и не в переносе, а в подходе

просто диру нужно понять, что это госаппарат и по головке они не погладят, и проверять придут уже другие специалисты, не те, что просили убрать убыток, на пощаду надеяться бесполезно, если, конечно, не будет знакомства

а то, что его вызывали в налоговую, то это же всего навсего ПРОЦЕСС, предприсанный законом, они обязаны это делать, они же должны показывать видимость своей “работы”, поэтому ничего страшного сходит еще пару раз, а может и нет. ведь если бухгалтерия белая, как говорится, чего боятся-то. а если “личико в пушку”, да еще при этом слушать все их указания, то ведь устанет потом идти у них на поводу

не нужно пугаться этих “угроз” – это всех они НЕОФИЦИАЛЬНО просят, пусть, вот они все на бумаге пишут
страшного в этом нет ничего, это не единичный случай

директору нужно понять, что налоговики выполняют лишь свою работу, а вам нужно выполнять свою работу, а не их, ведь за вас-то они делать явно ничего не будут. все их действия направлены на самых пугливых
не нужно создавать из-за этого паники, напротив, нужно каждый шаг грамотно обдумывать

Читайте также:  Бухгалтерская и налоговая отчетность 2023 года

«Улучшаем» бухотчетность

А бывает, что директор, узнав об убытке за прошедший год, срочно просит бухгалтера как-нибудь поправить цифры в балансе. Причины для этого могут быть самые разные: собственники попросили или руководство планирует взять кредит. Тогда можно поскрести по сусекам и, к примеру, убрать некоторые суммы из резерва по сомнительным долгам, переоценив их, и тем самым «улучшить» дебиторку. Но обратите внимание: в бухучете нельзя избавляться от обязательных резервов. Поэтому «срезать», например, резервы по отпускам недопустимо.

За нарушение правил ведения бухгалтерского учета на бухгалтера может быть наложен штраф от 2 тыс. до 3 тыс.

Иногда еще поступают так (хотя мы этого не советуем):

  • не отражают некоторые расходы в виде стоимости приобретенных работ (услуг) в том периоде, к которому они относятся. Так можно поступить, если вы не проставили на акте дату, когда подписывали его со своей стороны. Но на деле этот вариант приводит к недостоверности вашей отчетности;
  • относят часть расходов на расходы будущих периодов (счет 97). С недавних пор на этом счете могут отражаться только активы и очень ограниченный набор расходо Но некоторые бухгалтеры по старой памяти записывают туда все подряд.

Как проверяют убыточную отчетность

Проверка проходит в виде запроса пояснений о причинах возникновения убытков:

  • либо по электронным каналам связи (контур, СБИС, Такском и т.д.);
  • либо почтовым отправлением на юридический адрес фирмы.

Компании необходимо находиться по юридическому адресу организации и вовремя проверять почту, чтобы не пропустить требование или запросы со стороны контролирующих органов.

В запросе сотрудники ФНС потребуют представить:

  • налоговые регистры (специальные регистры по учету налога на прибыль, книгу учета доходов и расходов при УСН);
  • первичные и иные документы, подтверждающие правомерность указания в отчетности расходов, повлекших убыток. В частности, это могут быть: акты, накладные, договоры, оборотно-сальдовые ведомости.

Ответить на запрос нужно в течение 5 рабочих дней с момента получения требования.

Моментом получения требования по ЭДО считается наиболее ранний день:

  • День, когда вы направили подтверждение о получении.
  • Шестой рабочий день с момента получения подтверждения; срок начинает течь на следующий день после получения требования; подтверждение направлять обязательно, иначе оштрафуют.

При получении требования по почте моментом получения считается шестой день с момента отправки (п.6 ст. 69 НК РФ).

При получении требования лично датой получения требования считается дата его вручения, о чем ставится подпись получателя. Получить может любой представитель компании.

C 2021 года изменятся налоги для разработчиков и предпринимателей

Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.

Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).

Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).

Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).

Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.

Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:

  • «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2021 году»;
  • «Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ»;
  • «Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?».

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

  1. Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
  2. Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

Сроки и процедура камеральной проверки

Быстро ли налоговая определяет факт неначисления налогов, в том числе НДС? Срок камеральной проверки – до трех месяцев, а по НДС – до 2-3 месяцев. Если при камералке бухгалтер сдал уточненку, то налоговая проверяет последнюю декларацию. Кстати сдавать измененную отчетность можно несколько раз, рассмотрению будет подлежать всегда последняя. К примеру, ФНС при камералке будет дальше проверять упрощенку, если по требованию об объяснении убытка была сдана уточненка с заявленной прибылью. После завершения проверки на протяжении 10 дней ФНС составляет акт, дата которого и дата окончания трех месяцев с момента сдачи декларации считаются последними сроками камералки. Если в ходе камеральной проверки не вынесен акт, то проверка считается незаконченной.

Для камеральной проверки ФНС вправе потребовать у организации дополнительные документы, на основе которых составлен неверный расчет налога. Или, например, ФНС вправе затребовать у юридического лица пояснения причины представления уточненной декларации по налогу на имущество. Сдаются документы в течение 5 рабочих дней. А для избегания штрафа 200 рублей за каждый непредставленный документ, бухгалтер может написать ходатайство об отсрочке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *