Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На социальную политику в 2023 году планируют потратить 7,3 триллиона рублей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самая большая проблема при проведении социальной политики – низкая осведомленность населения о возможных мерах поддержки нуждающихся граждан. Вторая проблема – высокий уровень бюрократии. Для того чтобы получить ту или иную услугу, людям порой приходится собирать большое количество справок, простаивать в очередях и неделями ждать решения.
В последнее время Правительство РФ принимает всё больше мер для поддержания различных слоев населения. Государство стремится охватить как можно больше сфер деятельности. Однако цели таких преобразований зачастую схожи:
- поддержание нормального образа жизни нестабильной части общества, наиболее уязвимых категорий граждан;
- целенаправленное распределение федерального бюджета;
- контролирование процесса оказания конкретных услуг населению;
- оказание помощи людям, попавшим в трудную ситуацию.
Социальные программы могут быть реализованы в виде денежных компенсаций, предоставления субсидий, а также назначения всевозможных льгот.
Разница предложений в разных регионах
Зависимо от региона проживания существуют свои условия и предложения по социальным программам:
Регион | Условия предоставления |
---|---|
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ) | Разработана спец. подпрограмма при переселении граждан из аварийных жилых помещений. Им выдается субсидия на приобретение жилья, либо право пользования социальным жильем (съём). |
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ | Когда семейная пара принимает участие в соцпрограмме «Молодая семья», и рождается, либо они усыновляют ребенка, то им компенсируется дополнительная сумма в размере 5% от стоимости жилья. |
БАШКОРСТАН | Учитывая условия соцпрограмм, семьям предоставляется пособие для приобретения, или строительства жилплощади. |
Виды государственной поддержки
В зависимости от типа поддержки, разрабатывается конкретная социальная программа:
- Предоставление материальных благ — внедрение системы субсидий, предоставление льгот, поддержка государства в части погашения ипотечных займов.
- Предоставление жилого помещения.
- Образовательные услуги — предоставление льготных мест в образовательных учреждениях, переквалификация в профессиональной среде, организация различных курсов.
- Помощь в развитии — поддержка бизнесменов небольших предприятий, содействие в развитии села, контролирование сегмента безработных.
Соцподдержка: что нового в 2021?
С января федеральные медицинские центры будут финансироваться напрямую из ФОМС. Стадию посредников минуют.
С января получить ипотечный кредит в банке под 0,1 – 3 % можно будет для строительства собственного дома на арендованной земле. Если этот земельный участок расположен в сельской местности.
Если многоквартирный дом вводится в эксплуатацию с января, он должен быть снабжен умным счетчиком учета потребления электрической энергии.
С января все учреждения, предоставляющие гражданам госуслуги, не имеют права запрашивать у них:
- Документы, подтверждающие уровень дохода.
- Справки и разрешения от органов опеки и попечительства.
- Документы об образовании.
- Документы из загса. Их разрешено запрашивать только в случае выдачи в другом государстве.
Если документ, выданный в загсе, был утрачен или испорчен, его получится восстановить в любом загсе страны. Можно обращаться в учреждение по месту жительства или месту пребывания.
Всем гостиницам нужно получить свидетельство о присвоении категории. Исключение – гостиницы с количеством номеров менее 15ти. Им разрешено работать без свидетельства до 2022 года.
Если у физического лица размер вклада в банке превышает 1 млн. руб., с января с такого вкладчика взимают 13 % в качестве НДФЛ на проценты, начисляемые за часть вклада, превышающую 1 млн. руб.
Фирмы, работающие в сфере IT- технологий, будут платить налог на прибыль по сниженной ставке в 3 %. Во внебюджетные фонды им позволят перечислять 7,6 %, а не 14 %, как всем прочим компаниям.
Государственные меры по выведению из кризиса российского рынка труда представлены целевой федеральной программой «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы.
Проект нацелен на снижение социальной напряженности, совершенствование трудовых правоотношений, содействие в повышении квалификации специалистов ведущих направлений экономики и социальной сферы. Разбалансированность профессиональной среды по некоторым направлениям планируется устранить путем привлечения иностранной рабочей силы. Это отдельное направление проекта.
Социальная напряженность в российском обществе высока. Кризис в экономике, неспокойную политическую обстановку в мире и другие факторы со счетов не сбросить и не устранить в один момент.
Но принять меры дополнительной опеки уязвимых граждан вполне реально.
Стартовала с января 2013 года. Комплекс мер рассчитан на семилетку.
Реализация пройдет по следующим направлениям:
- расширение целевого и адресного принципа предоставления мер социальной помощи нуждающимся гражданам;
- предоставление полномочий региональной и местной власти по разработке и распределению натуральных и денежных форм соцпомощи;
- решение потребностей граждан с ограниченными возможностями, пожилых людей в стороннем уходе специалистов социального обслуживания и прочих структур;
- популяризация и создание условий для перехода к семейным формам воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения.
Не обходит стороною программа и социальных работников: к 2019 году запланировано поднять зарплаты персонала соц. структур до 100% регионального среднего заработка.
Переориентация поставок энергоресурсов
Путин напомнил, что Россия остается открытой к новым партнерам и не собирается самоизолироваться из-за санкций Запада.
«Первая задача касается ввода взаимодействия с нашими ключевыми партнерами на новый уровень, для этого будем устранять ограничения в логистике и финансах. Напомню, что введением санкций страны запада пытались задвинуть Россию на периферию мирового развития, но мы никогда не пойдем по пути самоизоляции и автаркии«, – сказал президент.
Он отметил, что Москва будет расширять взаимодействие со всеми заинтересованными в сотрудничестве партнерами.
«Мы будем искать других, более перспективных партнеров в активно растущих регионах мировой экономики: это Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка. Именно на рынке дружественных стран мы переориентируем поставки российских энергоресурсов», – отметил Путин.
Укрепление технологического суверенитета
Президент отметил, что России необходимо укреплять технологический суверенитет. По его словам, страна уже расширяет реализацию важных проектов в энергетике, сельском хозяйстве, а санкционные действия поставили перед Россией множество непростых задач.
«Возникли проблемы с комплектующими, дефицит технологических решений, была нарушена привычная логистика. Но, с другой стороны, это открывает новые возможности, которые являются стимулом к построению экономики обладающей полным, а не частичным, именно кадровым и научным суверенитетом. Подчеркну, важно не просто заместить какие-то товарные позиции, нужно добиваться лидерства по ключевым жизненно важным направлениям, таким, как уже говорили, – искусственный интеллект, вычисление передачи данных, новые промышленные технологии и так далее«, – отметил глава государства.
Путин отметил, что уже попросил запустить и подготовить новые программы по созданию робототехники и авиационных беспилотников. По его словам, обрести технологический суверенитет нельзя сразу, но нужно продолжить системную работу на перспективу.
Что такое соцпрограммы
Социальная программа — это комплекс мероприятий и задач, которые разрабатываются и реализуются для улучшения жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Обычно социальные программы содержат сведения о различных льготах, пособиях, субсидиях или иных преференциях, предлагающихся автоматически или на основании заявления, составленного гражданином.
К основным разновидностям государственных социальный программ относится:
- образовательные, которые позволяют гражданам с низким уровнем достатка получить высшее образование за государственные средства;
- жилищные, предлагающиеся лицам, проживающим в аварийном или ветхом доме;
- в сфере здравоохранения, которые развивают и поддерживают эту область, что повышает качество жизни населения;
- пенсионные, поддерживающие пожилых граждан.
Внимание! Особенно выделяется государством социальная программа, предназначенная для привлечения молодых специалистов с высоким уровнем квалификации для работы в сельской местности.
Госпрограмма соцподдержки
- Ответственное учреждение (исполнитель) — Министерство труда и соцзащиты РФ;
- Соисполнителем является Министерство экономического развития РФ;
- Помимо указанного, в госпрограмме содержится список ведомств, которые являются её участниками, то есть учреждения, имеющие непосредственное отношение к работе с населением и обязанные выполнять условия названного проекта;
- Цели указанного проекта определяются следующим образом:
- формирование условий, благодаря которым будет значительно повышено благосостояние населения, путём получения мер государственной помощи и страховых гарантий;
- улучшение качества, а также доступности социального обслуживания населения;
- Приоритетные задачи сформулированы следующим образом:
- воплощение обещаний государства по помощи населению;
- формирование условий по осуществлению программы;
- обеспечение существенных нужд населения в социальном плане;
- формирование и создание благоприятных условий для увеличения рождаемости, а также создания института семьи и брака;
- создание удобных условий для лиц, относящихся к старшему поколению, по вопросам улучшения их материального и социального положения;
- Список подпрограмм определён в количестве 6 штук. Их исполнение происходит в рамках центрального проекта, представляющих собой целых ряд социально-экономических мероприятий, обеспечивающих повсеместное решение поставленных задач, требующих государственной поддержки. Подпрограмма представляет собой часть основного проекта разработки, реализация которой осуществляется, исходя из масштабности и степени сложности решения программных проблем;
- Основные показатели госпрограммы и индикаторы, позволяющие определить эффективность, сформулированы следующим образом:
- доля лиц, получивших государственную помощь. Указанное количество определяется путём пропорции в соотношении от общего количества граждан, обратившихся за помощью вообще;
- численность населения, доход которого значительно меньше, чем величина прожиточного минимума;
- количество граждан в процентах, получивших услуги по поддержке в специализированных учреждениях. Названный показатель определяется путём пропорции, исходя из общего количества граждан, обратившихся за помощью именно в специализированные учреждения;
- Сроки реализации указанного проекта определены с января 2013 г. по декабрь 2021 г. включительно;
- Объёмы бюджетного финансирования распределены следующим образом:
- 8 361 872 586,1 тыс. руб. — на финансирование основного проекта;
- 131 629 619 тыс. руб. — на финансирование подпрограмм.
Выделяют несколько типов региональной помощи:
- Программы общефедерального значения. Разработка и осуществление подобных проектов проводится федеральными органами с привлечением администраций районов и областей, на которых распространяется действие программы. Основными задачами является решение срочных федеральных проблем и чрезвычайных ситуаций. К данной категории относятся такие проекты, как «Малочисленные народы Севера», «Чернобыль», «Миграция».
- Программы межрайонного значения. Проекты реализуются на территории одного или нескольких крупных районов страны. Разработкой программ занимаются федеральные власти с привлечением местной администрации. Главной задачей программ является решение острых экономических, экологических и социальных проблем межрайонного значения. Примеры подобных проектов – «Возрождение Волги», «Каспий».
- Программы развития субъектов РФ. Разрабатываются и внедряются администрацией региона. Призваны решать проблемы федерального уровня. Это могут быть как самостоятельные проекты, так и дополнения к уже существующим федеральным программам, например «Региональный материнский капитал» или «Доступное жилье для молодых семей».
- Локальные проекты развития муниципальных образований. Направлены на решения местных социальных и экономических проблем. Разрабатываются и реализуются администрацией региона.
Соцконтракт может быть заключен в следующих целях:
- поиска работы,
- прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования,
- осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности,
- ведения личного подсобного хозяйства,
- осуществления иных мер, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Под иными мерами понимаются мероприятия, направленные на оказание помощи гражданам:
- в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства;
- в лечении, профилактическом медицинском осмотре;
- в целях стимулирования ведения здорового образа жизни;
- для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Особенности заключения социального контракта устанавливаются региональным законодательством, однако они не должны противоречить требованиям, изложенным в приложении № 8.6 к государственной программе «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства № 296 в 2014 году.
В соответствии со статьей 8.1 ФЗ № 178 1999 года, право на заключение соцконтракта имеют малоимущие семьи и одинокие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже регионального прожиточного минимума.
Для заключения соцконтракта и получения выплат необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отдел соцзащиты или в МФЦ по месту жительства.
Правила разработки и реализации социальных программ приводятся в различных нормативных актах. К ним относится:
- ФЗ №178 «О государственной помощи»;
- ПП №1050, в котором приводятся правила реализации программы «Жилище», позволяющей обеспечить нуждающихся граждан полноценным и качественным жильем;
- ПП №364, содержащее данные о содействии государства во время трудоустройства граждан;
- ПП №295, на основании которого спонсируется государством развитие образования на территории РФ;
- ФЗ №256, в котором перечисляются основные меры поддержки, предназначенной для семей с маленькими детьми.
Данная программа направлена на обеспечение качественного и доступного образования, причем не только начального или среднего, но и профессионального.
К основным ее целям относится:
- привлечение инвестиций на строительство школ, вузов или других обязательных учреждений, а также на создание лабораторных или учебных инфраструктур;
- изменение и улучшение системы высшего образования, причем важно создать около 60 вузов, учитывающих региональные особенности экономики;
- внедрение новых стандартов, которые соответствуют текущим реалиям жизни;
- введение системы контроля над образованием, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Благодаря реализации и улучшению такой программы гарантируется улучшение качества образования в России.
Властями России были утверждены некоторые особые программы, предназначенные для покупки или возведения жилой недвижимости.
К самым популярным социальным программам в этой сфере относится:
- программа «Жилище»;
- выдача квартир молодым семьям;
- оформление льготной ипотеки для военнослужащих;
- предоставление жилой недвижимости лицам, пострадавших от радиационного излучения, а также вынужденным переселенцам;
- помощь лицам, которые переезжают с Крайнего Севера или аналогичных территорий.
Для участия практически в любой программе граждане, соответствующие конкретным условиям, должны собрать полный пакет документов и стать в очередь на получение недвижимости.
Нефтегазовые доходы бюджета
Доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года будет сокращаться. Это связано и с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и сокращением спроса и общей добычи. Как уже было сказано выше, доля нефтегазовых поступлений сократится с 42% в 2022 году до 30,3% в 2025-м.
МинФин прогнозирует спад добычи нефти на 4,9% и добычи газа на 1,9% в 2023 году. Также в бюджет закладывается постепенное снижение стоимости барреля нефти марки Urals и газа.
- Нефть. Предусматривается, что средняя цена экспортируемой из России нефти марки Urals составит 70,1 $/баррель в 2023г. и 67,5 $/баррель и 65 $/баррель в 2024–2025 гг соответственно. В 2020г. российская нефть стоила в среднем 41,73 $/баррель, 69,1 $/баррель — в 2021г. и, как предполагает проект федерального бюджета, 80 $ в 2022г.