- Уголовное право

ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния — «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась.

Второй комментарий к Ст. 277 УК РФ

1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения и интересы, связанные с обеспечением конституционного принципа политического многообразия и многопартийности; в качестве дополнительного непосредственного объекта выступает жизнь человека — государственного или общественного деятеля.

2. Объективная сторона преступления выражается в убийстве государственного или общественного деятеля или в покушении на его убийство. Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это представители высшего руководства РФ, члены правительства, министры либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники, занимающие государственные должности.

Преступление признается юридически оконченным с момента покушения на жизнь потерпевшего вне зависимости от фактического наступления смерти.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, либо мотив — месть за указанную деятельность.

4. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Профилактика посягательств на жизнь государственных или общественных деятелей

Предупреждение общественно опасных посягательств рассматривается в криминологической науке как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности посредством реализации мер экономического, политического, социального, правового, организационного характера. В соответствии со сложным и многогранным характером преступности, разнообразием ее причин и условий, меры криминологической профилактики посягательств на жизнь государственных или общественных деятелей предполагают комплекс мер, представление которых целесообразно рассматривать через призму деления самой криминологической профилактики на общесоциальное и специально-криминологическое.251

Заметим, что функция общесоциального предупреждения последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества (решением масштабных социально-экономических, политических, организационных и других задач) «… через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной и других сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более широкие цели, чем борьба с преступностью, и последнее далеко не всегда выделяется при разработке и реализации этих мероприятий. Но, как бы «попутно», они ограничивают поле для возникновения, развития и действия криминологических процессов и явлений, возможности возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на пре- ступныи путь».

Представляя собой совокупность социально-экономических, культурологических, организационных и воспитательных мероприятий общесоци ального характера, они направлены на решение важнейших задач общества. Как справедливо указывает В.В. Лунеев, решение поставленных задач «…способствует предупреждению преступного поведения через улучшение материальных и культурных условий жизни, деятельности, службы, быта и отдыха социальных групп, коллективов, каждого человека, через устранение неблагоприятных условий нравственного формирования личности и других криминогенных факторов, обусловливающих возникновение криминальных мотивации».

По мнению Герасимова СИ., на сегодняшний день в Российской Федерации сложились все предпосылки, чтобы уделить значительное внимание традиционному и общепринятому в отечественной криминологии тезису о выделении общесоциального уровня предупреждения преступности, под которым понимается прогрессивное развитие общества. На взгляд автора, общесоциальное предупреждение преступности, несомненно, воздействует на нее, ее причинный комплекс, причем не только в качестве одного из уровней самой предупредительной деятельности, но и в роли предпосылок (необходимых условий, базиса, фундамента) этой деятельности.254

В этой связи комплекс общесоциальных мер профилактики посягательств на жизнь государственных или общественных деятелей должен включать в себя следующие меры. 1. В сфере деятельности органов государственной власти и местного самоуправления: — последовательно обеспечивать конституционные права, гарантирующие равенство граждан перед законом и судом; — создать условия для улучшения экономического благосостояния, противодействия чрезмерному социально-экономическому неравенству. Одним из ведущих направлений предупреждения исследуемых деяний в настоящее время выступает успешное достижение целей экономической ре формы в стране, повышение и относительное выравнивание материального уровня жизни всех слоев населения, укрепление социального статуса личности, ее веры в собственные силы, в поддержку со стороны окружающих и общества в целом. Относительно стабильное и в целом положительное экономическое развитие государства создает значительный потенциал для развития общества во всех его позитивных направлениях, следовательно, и в борьбе с преступностью. По общему мнению криминологов, позитивные факторы экономического и социального характера обладают естественным профилактическим свойством: сокращение степени поляризации населения по уровню материального дохода, обеспечение достаточного жизненного уровня для всех слоев населения, удовлетворение материальных, культурных, духовных потребностей населения способствует снижению психологической напряженности в обществе; — организовать подготовку государственных служащих в области возможности выявления фактов социальной напряженности, обучить их специфике работы среди лиц с девиантными формами поведения; — утверждать общероссийские гражданские и историко-культурные ценности, поддерживать российский патриотизм и демонстрировать многокультурную природу российского государства и российского народа как гражданской нации; — осуществлять государственные программы культурного развития регионов, поддержки малых культур, языков, защиты национальных и этнических меньшинств наряду с программами развития русского языка и общероссийской культуры на всей территории страны; — последовательно и повсеместно пресекать пропаганду нетерпимости и насилия и подвергать правовому преследованию тех, кто осуществляет акты насилия в отношении государственных или общественных деятелей; — активизировать государственные и стимулировать общественные системы мониторинга среды социальных отношений через массовые опросы населения. 2. В сфере образования и воспитания: — утвердить в школьной и вузовской системах образования концепцию многоукладности российской жизни; — проводить подготовку учителей и преподават��лей на предмет знаний и установок в вопросах толерантности социально-политического диалога; — реагировать на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов экстремистского и псевдорелигиозного характера; — разработать и внедрить в практику специальные программы по патриотическому воспитанию, убеждению обучающихся в неразумности разрешения социальных конфликтов путем применения насилия.

Следственная и судебная практики

Следственная практика по данной категории дел очень часто сталкивается с ситуациями возврата материалов на доследование. Из существующих неясностей в уголовном законодательстве сложно правильно разграничить квалификацию между убийством госслужащего, посягательством на государственного деятеля и терроризмом.
Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. № 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» следственный орган при такой ситуации обязан первоначально выяснить, насколько законными были действия общественного или государственного деятеля.

Если выяснится, что подобную реакцию гражданина вызвали неправомерные действия служащего, преступление будет переквалифицировано по стандартной статье – «Преступление против личности», а в отношении самого служащего начнутся полномасштабные проверки. Здесь потерпевший очень быстро может стать подсудимым.

В судебной практике дела по данной категории из-за размытых границ состава преступления по нескольким нормам Особенной части Уголовного кодекса очень часто подлежат апелляционным жалобам, вплоть до Конституционного суда.

Так, в 2003 году, Конституционный суд РФ выносил Определение по делу о посягательстве на государственного служащего. Тогда адвокат-практик подал жалобу, основываясь на том, что действия подсудимого не привели к смерти потерпевшего, значит, не могут квалифицировать по ст. Уголовного кодекса РФ – 277. Новостью стал тогда отказ Конституционного суда даже принимать эту жалобу к рассмотрению.

В вынесенном Определении были разъяснено, что для данного состава преступления наступление смерти потерпевшего вовсе не является обязательным, достаточно покушения на его жизнь и здоровье. Данное определение – яркий пример расставленных судебной системой приоритетов в различии похожих противоправных деяний.

Комментарий к статье 277 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля являются общественные отношения, складывающиеся во внутриполитической сфере реализации государственного суверенитета. В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни потерпевшего.

Потерпевшим от преступления является государственный или общественный деятель. Нормативного определения данных понятий не существует; признаки государственного или общественного деятеля справедливо рассматривать в качестве оценочных, поскольку определяющим в характеристике потерпевшего является не столько его должностное или общественное положение, сколько характер его служебных функций, масштабность и активность их осуществления, значимость деятельности потерпевшего для реализации тех или иных направлений внутренней или внешней политики государства.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица, в частности занимающие государственные должности категории “А”. К государственным деятелям следует относить также депутатов региональных парламентов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.

Не могут выступать потерпевшими от анализируемого преступления представители власти (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.), которые не являются государственными деятелями. Посягательство на жизнь и здоровье указанных лиц предусмотрено в самостоятельных статьях уголовного закона (ст. ст. 317, 318 УК РФ).

К категории государственных деятелей не относятся представители муниципальной власти; при определенных условиях посягательство на них может быть квалифицировано как посягательство на общественных деятелей.

Общественные деятели – это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Государственный или общественный деятель в смысле ст. 277 УК РФ не должен являться представителем иностранного государства или сотрудником международной организации, пользующимся международной защитой (их перечень определен Конвенцией ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь указанных лиц рассматриваются УК РФ в качестве преступлений против мира (ст. 360 УК РФ).

Другой комментарий к статье 277 УК РФ

1. Государственные деятели — это руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ, прокуроры, судьи и др.).

Общественные деятели — лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Посягательство включает в себя как убийство, так и покушение на государственного или общественного деятеля (в том числе вред, причиненный при этом здоровью). Оно считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Фактическое причинение смерти квалифицируется по нормам комментируемой статьи.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательными являются цель — прекратить государственную или иную политическую деятельность и мотив преступления — месть потерпевшему за такую деятельность.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет подпадают под признаки, указанные в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)

В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния — «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась.

Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан — государственные и общественные деятели.

Государственные деятели — это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.

Общественные деятели — руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.

Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).

Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления.

Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.

Законодательство РФ обеспечивает государственным и общественным деятелям возможность беспрепятственно осуществлять свои профессиональные обязанности. Статья 277 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь госдеятелей и общественников.

Чтобы преступление считалось совершенным, достаточно даже покушения, последствия не имеют значения, но влияют на строгость наказания. Злоумышленнику грозит лишение свободы на срок от 12 лет до пожизненного. Правонарушение, предусмотренное статьей 277 УК РФ, относится к исключительно опасным, поэтому имеет “усеченный состав”, который подразумевает, что преступление считается совершенным еще на стадии покушения.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Основным объектом

преступления выступают общественные отношения, регулирующие установленные Конституцией основы политической системы России.

Дополнительный объект

– жизнь государственного или общественного деятеля.

Потерпевшим

признается государственный или общественный деятель, т. е. человек, который проявил себя в какой-либо государственной или общественной деятельности.

Государственные деятели

– это руководители или иные должностные лица высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют государственные и политические функции по реализации в жизнь политики государства.

Под общественными деятелями

следует понимать руководителей, активистов политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзных, религиозных организаций и иных общественных объединений.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за попытку убийства государственного или общественного деятеля с целью прекращения его общественной или политической деятельности. Выражено это в статье 277 УК РФ (Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).

Важно! Комментарии к статье 277 УК РФ дают четкие определения понятиям «посягательство», «государственный» и «общественный деятель». Понятие посягательства включает убийство, причинение вреда здоровью и покушение.

Также комментарий поясняет обязательные признаки субъективной стороны, необходимые для квалификации деяния по ст. 277 УК РФ и определяет, что субъектом преступления выступает лицо, достигшее возраста 16 лет.

Какое наказание предусмотрено за содействие террористической деятельности

Терроризм в любой форме его проявления – это одно из самых злостных преступлений из всех возможных. Зачастую жертвами террористов становятся невинные люди, в том числе старики и дети, которые никаким образом не связаны ни с идеологической войной, ни тем более с политическими вопросами. Вопрос о том, почему именно ни в чём неповинные люди погибают от рук преступников, у которых нет ни капли человеческого достоинства и морали, остаётся во многом риторическим. Содействие в совершении подобных злодеяний, по обоснованному мнению многих граждан, должно наказываться аналогично исполнительству, так как эти люди, если их можно так назвать, целиком и полностью осознают степень своего участия и возможные последствия, которые возникнут в результате их действий по поддержке террористов. В настоящей статье речь как раз и пойдёт о вопросах квалификации содействия террористической деятельности, о предусмотренных действующим законодательством мерах наказания и существующих видах данного преступления.

Следственная и судебная практики

Следственная практика по данной категории дел очень часто сталкивается с ситуациями возврата материалов на доследование. Из существующих неясностей в уголовном законодательстве сложно правильно разграничить квалификацию между убийством госслужащего, посягательством на государственного деятеля и терроризмом.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. № 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих, в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка», следственный орган обязан выяснить, насколько законными были действия государственного или общественного деятеля.

Читайте также:  Вопрос про охоту с пневматическим оружием на ворон

Если выяснится, что подобную реакцию гражданина вызвали неправомерные действия служащего, преступление будет переквалифицировано по стандартной статье — «Преступление против личности», а в отношении самого служащего начнутся полномасштабные проверки. Здесь потерпевший очень быстро может стать подсудимым.

В судебной практике дела по данной категории из-за размытых границ состава преступления по нескольким нормам Особенной части Уголовного кодекса очень часто подлежат апелляционным жалобам, вплоть до Конституционного суда.

В 2003 году, Конституционный суд РФ выносил Определение по делу о посягательстве на государственного служащего. Тогда адвокат-практик подал жалобу, основываясь на том, что действия подсудимого не привели к смерти потерпевшего, значит, не могут квалифицировать по ст. 277 Уголовного Кодекса РФ. Новостью стал тогда отказ Конституционного суда даже принимать эту жалобу к рассмотрению.

В вынесенном определении были разъяснено, что для данного состава преступления наступление смерти потерпевшего вовсе не является обязательным, достаточно покушения на его жизнь и здоровье. Данное определение — яркий пример расставленных судебной системой приоритетов в различии похожих противоправных деяний.

Следственная и судебная практики

Следственная практика по данной категории дел очень часто сталкивается с ситуациями возврата материалов на доследование. Из существующих неясностей в уголовном законодательстве сложно правильно разграничить квалификацию между убийством госслужащего, посягательством на государственного деятеля и терроризмом.
Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. № 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» следственный орган при такой ситуации обязан первоначально выяснить, насколько законными были действия общественного или государственного деятеля.

Если выяснится, что подобную реакцию гражданина вызвали неправомерные действия служащего, преступление будет переквалифицировано по стандартной статье – «Преступление против личности», а в отношении самого служащего начнутся полномасштабные проверки. Здесь потерпевший очень быстро может стать подсудимым.

В судебной практике дела по данной категории из-за размытых границ состава преступления по нескольким нормам Особенной части Уголовного кодекса очень часто подлежат апелляционным жалобам, вплоть до Конституционного суда.

Так, в 2003 году, Конституционный суд РФ выносил Определение по делу о посягательстве на государственного служащего. Тогда адвокат-практик подал жалобу, основываясь на том, что действия подсудимого не привели к смерти потерпевшего, значит, не могут квалифицировать по ст. Уголовного кодекса РФ – 277. Новостью стал тогда отказ Конституционного суда даже принимать эту жалобу к рассмотрению.

В вынесенном Определении были разъяснено, что для данного состава преступления наступление смерти потерпевшего вовсе не является обязательным, достаточно покушения на его жизнь и здоровье. Данное определение – яркий пример расставленных судебной системой приоритетов в различии похожих противоправных деяний.

Минская городская коллегия адвокатов

С юридической точки зрения, под кражей

понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем
кражи
,
грабежа
,
разбоя
,
вымогательства
,
мошенничества
,
злоупотребления служебными полномочиями
,
присвоения
,
растраты
или
использования компьютерной техники.
Таким образом, завладение чужим имуществом или правом на него признается хищением
лишь в случае
, если оно совершено
умышленно,противоправно, безвозмездно
и
с корыстной целью
одним из перечисленных выше способов.

При этом, имущество или право на него считается чужим, если на момент завладения виновный не являлся его собственником или владельцем на законных основаниях.

На сегодняшний день кража

, а в народе
воровство
, в буквальном смысле этого слова, одно из самых распространенных преступлений, хочу заметить, что и не только на территории Республики Беларусь.

Статья 205 УК Республики Беларусь. Кража

В соответствии со статьей 205 УК Республики Беларусь кража есть тайное похищение имущества. Похищение имущества признается тайным (кражей) (ст. 205 УК), когда совершено в отсутствие потерпевшего или иных лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них и виновный осознавал эти обстоятельства. В случаях, когда потерпевший или иные лица понимали, что происходит похищение, но виновный, исходя из окружающей обстановки, считал, что действует незаметно для них, содеянное надлежит квалифицировать как кражу.

Статья 205 УК Республики Беларусь имеет ряд признаков (квалифицирующих признаков) в зависимости от наличия которых, действия квалифицируются следователем по соответствующей части статьи 205 ( кража) УК РБ и наступает ответственность, установленная данной частью статьи, т.е. санкцией статьи.

Другой комментарий к Ст. 277 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевший — государственный или общественный деятель. К государственным деятелям следует относить руководителей и ответственных работников органов государственной власти всех ветвей, членов парламента России и субъектов Федерации, а к общественным — ответственных работников местного самоуправления, видных участников общественных объединений, известных правозащитников и т.п.

2. Объективная сторона преступления характеризуется посягательством на жизнь потерпевшего, т.е. его убийством или покушением на убийство. Преступление окончено независимо от наступления смерти потерпевшего.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и наличием альтернативной цели прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотива мести за нее. Если убийство происходит в связи с деятельностью по расследованию или рассмотрению конкретного, например уголовного, дела, с исполнением судебного акта, с осуществлением деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, комментируемая статья не применяется (см. комментарий к ст. ст. 295 и 317 УК РФ).

4. Лицо от 14 до 16 лет отвечает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *