Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как познать себя: 7 шагов к достижению внутренней гармонии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аналогичный механизм обнаруживается в националистических предрассудках, когда представители одной нации приписывают склонности, осуждаемые ими и беспокоящие их самих, другим нациям и народностям. Знание подобной человеческой слабости позволяет сделать вывод: то обстоятельство, что другие люди, по моему мнению, «хуже меня» или «такие же, как я», не дает права па самоуважение.
Самые действенные средства самопознания
Кто-то из известных сказал, что познать себя, это самая большая мудрость, какая может быть в жизни каждого человека. Стоит ему понять, познать свое предназначение, цели, моральные качества, нравственную составляющую, моменты, с которыми он может или не может мириться, тут же раскроется его потенциал. Душа «освободится» от лишнего груза и будет ассоциирована с понятием «я есть правда».
Вырвалось? Конечно. Для Софии ее истина, именно ее, смогла прорваться на поверхность: она – это то, что она испытывает. Она могла бы сказать: «Мои чувства, мои эмоции, мои самые простые телесные ощущения – все это я всегда исключала из того определения себя, которое я принимала за мое «Я». Но я не что иное, как то, что я испытываю!
Постепенно София смогла расстаться с тем образом себя, который она всегда пыталась поддерживать, и стала жить ближе к своим ощущениям, к себе реальной.
Логично, что при нашем ритме жизни заниматься самопознанием крайне сложно. Для начала сбавьте темп и выделите время для себя. В сутках 24 часа и, поверьте, при грамотном их использовании можно найти время для чего угодно.
Дополнительный способ познать себя
Помимо того, что вам нужно провести анализ своего характера, поступков, ощущений, можно также опросить знакомых, родственников близких друзей о том, какой вы человек. Вплоть до того, что прочитайте им вслух вопросы – пусть дадут честные и искренние ответы. Если же в них будет критика, негатив – не вздумайте обижаться. Для человека, стремящегося познать себя и изменить жизнь в лучшую сторону никаких обид и злости быть не должно, а важна только правда!
Начните с самых близких – мужа, жены. Узнайте от них, что им больше всего не нравится в вас. Слушая ответ, не концентрируйте свое внимание на том, что ваш собеседник действительно находит негатив. Прежде всего думайте о том, как себя изменить и возможно, вы узнаете о том, что слишком мало времени уделяете близким, или забываете о жизненно важных событиях.
Теперь очередь родителей. Уж эти товарищи не упустят шанса вспомнить ваше детство и все выпалят по полной. Плохо следите за своим здоровьем, мало едите жидкого, запустили свою внешность, редко им звоните, забываете навестить и т.д.
Ну, все, теперь можно подводить итоги, но перед этим, сравните свои и чужие ответы. Наверняка будут расхождения, но они допустимы только в категории погрешности, поэтому никаких поблажек в свой адрес – будьте честны. В результате ваш характер, а вместе с ним и ваше внутренне состояние, состояние здоровья начнут течь по иному, позитивному руслу. Примерно через недельку-две подойдите к зеркалу и всмотритесь – тот ли человек, что прежде, смотрит на вас искренними, чистыми и любящими глазами? Да нет, это уже другая личность, внутри которой происходят грандиозные преобразования!
Познание себя, природы, сознания
Простейшая идея. Доверяй себе.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона
Познание себя, как своей природы, так и изначального сознания, всегда строится на грамотном сочетании интроспекции, то есть обращению внутрь себя, и практической реализации полученных знаний. Наблюдение за собой и понимание желаний может привести к познанию природы. Утверждение в духовности и отказ от восприятия счастья как процесса чувственных наслаждений приводит к осознанию своего изначального сознания. Правильная интроспекция – это некоторая способность, которая обретается со временем. Она поможет отличить правильные желания, которые способствуют развитию и осознанию природы, от неправильных желаний, которые уводят человека от самопознания.
Найти два этих аспекта непростая, но решаемая задача, на которую могут уйти годы. Но хороший момент в том, что результаты будут приходить постепенно, делая жизнь лучше и лучше. Каждый момент осознания себя и понимания своей природы, приближает к счастью и ощущению внутренней полноты, поддерживая стремление достигнуть совершенного познания. Познание себя становится процессом, путём на котором вознаграждение приходит постепенно, а не по итогу завершенной работы.
Понимание природы приходит через её реализацию. А способность правильно найти направление реализации зависит от интроспекции и доверию себе. Интроспекция, по сути, активный процесс. Это не пассивное наблюдение и отмечание особенностей, а внимательное изучение самого себя, анализ своего поведения в различных ситуациях, причин счастья и страданий, осознания особенностей своей личности. Это следует делать в одиночку, просто обращать взор внутрь себя и наблюдать за всем. Уделив этому какое-то время возникнет небольшое понимание, применяя которое на практике становится возможно реализовать грань своей природы. Соответствие природе есть не только деятельность, но и отношения с другими. То, как мы общаемся с другими – есть отражение нашей природы.
Теперь рассмотрим то, что конкретно подразумевается под термином «познание».
Из сказанного выше, уже понятно, что это не означает найти ответ на вопрос «кто я?» и не означает составление некоего мнения относительно своих возможностей или проявлений, как эгоистичного существа.
Речь в первую очередь идет о процессе активного осознавания своего персонального способа познания. Так как мир бесконечен во все стороны, то и познание бесконечно – мы можем бесконечно углубляться в любую сфер бытия и при этом все время обнаруживать новые глубины.
Таким образом, в интеллектуальном смысле, познать ничего нельзя, ибо познание уже подразумевает наличие хоть какой-либо границы. Грубо говоря, сказать, что «я познал это от и до» — всего лишь обмануть себя и других.
Кроме того, «познать» подразумевает момент статики, то есть то, что познанно больше изменяться, но это не так – в мире меняется все и меняется постоянно. Поэтому познанное вчера, уже не познано сегодня, ведь оно – иное!
Самый просто пример – познание устройства мира. Когда-то считалось, что мир был «познан», когда думали, что атом неделим, но как позже выяснилось, — это не так.
Интеллектуальное познание – это всегда составление мнения о чем-то, а не погружение в процесс познания, как такового.
Раз мир не имеет границ, то познание бесконечно! Следовательно, познание самого себя — это процесс!
Как понять свои желания
Чтобы понять свои желания, как говорилось выше, позвольте себе оказаться в реальном или воображаемом месте, в котором вы можете почувствовать себя полностью спокойным и расслабленным человеком. Важно, чтобы это место вызывало у вас состояние абсолютной безопасности.
Находясь там, представьте себе самого себя совсем крошкой – как будто это самый маленький вы. Затем, постарайтесь понять, чего хочет ваш самый маленький внутренний ребёнок.
Запишите все ответы, которые мысленно или вслух вы получите от него.
Дальше, поблагодарите его.
Затем, представьте себе более взрослого внутреннего ребёнка – себя в возрасте 3-7 лет. И, как и в предыдущем случае, поспрашивайте у него, какие у него желания, чего он хочет. Ответам не удивляйтесь, просто их записывайте на бумагу.
И, такую процедуру понимания своих истинных желаний и потребностей проделываем ещё с ребёнком примерно 10 лет, затем с подростком и затем с собой вчерашним.
Когда вы дойдёте до себя вчерашнего, ваше подсознание уже «раскачается» как следует, пообщавшись с вашими Внутренними Детьми (вашей внутренней детской частью, которая есть у каждого из нас, и в которой живут наши настоящие желания и потребности).
Во время выполнения этого упражнения нам важно довериться себе, своему бессознательному. И своей детской части. И, вот увидите, вы найдёте искренние, честные ответы о ваших желаниях и потребностях. Даже если вы хотите понять, «выходить мне замуж или нет», или «увольняться с этой работы или нет».
Это произойдёт потому, что внешние желания – всегда идут из внутренних потребностей нашей психики.
Например, человек хочет крутую машину, потому что ему хочется быть особенным или чувствовать повышенную безопасность. И обо всём этом внутренние дети ваши вам обязательно расскажут.
Проблема самопознание в психологии
С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в
психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь
некоторые из них:
• самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья
личности;
• самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.
Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно. В той или
иной психологической концепции (а их большое множество) лишь акцентируется какая-либо
одна сторона.
Основы самопознания и саморазвития
Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У. Джейм выделил 3 основные сферы:
- Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
- Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
- Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.
Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:
- Биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
- Социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
- Личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).
Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — «Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.
Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.
- Самонаблюдение;
- Самоанализ;
- Сравнивание с другими (собой в идеале);
- Постановка целей на будущее;
- Саморазвитие.
Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.
На человеческом, относительном уровне – нет никакой судьбы. Наше будущее зависит не от того, что про нас подумал кто-то посторонний, а от того, какой выбор мы сами делаем. Ну, подумайте, как часто и что вы думаете о других? Придаете ли вы значение этим мыслям? А словам? Иной человек что-то ляпнул в нелучшем расположении духа и тут же забыл, что сказал, а невротик потом часами мучается от этих слов. Да вообще не имеет никакого значения, что люди думают и говорят. Никто ничего «важного» о нас, как правило, не думает. Каждый озабочен собою. Поэтому неважно, как люди реагируют на наше раздутое самолюбие. Они это делают между делом, не придавая никаких великих значений своим маленьким словам, которые вылетают их из глотки по несколько сотен ежедневно. Каждый живет в своей индивидуальной галлюцинации, и придает, как правило, куда большее значения своим прыщам, нежели другим людям.
Ваше будущее ничем не определено. На самом деле здесь я не говорю о судьбе, или каких-то миссиях. Чисто по человечески, ваше будущее не зависит ни от каких внешних штампов. Что бы кто ни думал, вы будете жить так, как выберете сами. Вы будете достойны того, что выберете сами. Все ограничения – в вашем уме. Богатство, сила и здоровье никогда не свалятся ни с того ни с сего, как божественный дар только потому, что вы якобы особенный человек из высокой касты. Бедность, ущербность, болезни и страдание – тоже не какой-то рок судьбы. Все зависит от ваших решений. Чтобы проявилась сила и блага, необходимо работать, делать что-то полезное. Чтобы было здоровье, вам не поможет самобичевание и жалость к себе. И здесь тоже необходимо шевелиться, тренировать тело и соблюдать соответствующий образ жизни.
А если вы верите в карму и судьбу, так ведь карма – это и есть наши «данные»: привязанности, предпочтения, таланты и пр. Карма это – причинно следственная связь «параметров» нашей личности. Причины – то, что руководит нами, следствия – результат этого руководства. Если вы предпочитаете бездельничать, так и получите соответствующий результат. Если упиваетесь жалостью к себе, станете жалким и беспомощным. Если, несмотря на искушения разных желаний, вы выбираете сознательные действия, работу и созидание, тогда опять же, вы получите соответствующий конкретный результат.
Пока наша зависит от внешних факторов, неврозов не избежать, и мы будем слепо страдать и слепо радоваться подтверждением своей крутизны и своей никчемности. Просто, возможно, стоит понять, что смена ролей от божества, до поломойки – не может быть чем-то реальным. Это работа двойственного ума. Чтобы не падать и не разбивать лоб о твердую землю, не стоит летать в облаках. Тогда и земля окажется мягкой, теплой и даже приятной для наших ног.
Быть достойным, или быть недостойным чего-либо – один большой «приглюченный» невроз. Мы достойны результата своих действий. Вот и все. Вы – это и есть вы. Неважно, что о нас думают. Каждый человек грезит своими индивидуальными оценками, а не объективной истиной. Иногда к этим оценкам стоит прислушиваться, до тех пор, пока вы сами не увидите, кто вы есть и что можно с этим сделать.
Как ни печально, чем в голове больше каши, тем человек реже понимает ограничения своего ума, и тем грубее и примитивнее его самообман. Утонченный, ясный ум легко разоблачает свои же грубые иллюзии, но ловко сплетает новые, изощренные способы дурачить себя изящными, изысканными методами. Таким разновидностям самообмана мы наиболее активно учимся, когда занимаемся самосовершенствованием. Эго борется с собою на утонченном уровне, чтобы утвердить свои позиции в мастерском надувательстве самого же себя. Мы развиваемся, чтобы стать воистину талантливыми людьми и даже настоящими мастерами в этом непростом деле построения актуальных красивых иллюзий о себе для себя же. Судя по всему – таков наш человеческий путь к истине, которую мы учимся различать, пробираясь через дебри самообмана.
Близкий друг Сократа Херефон * однажды отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: «Есть ли в мире человек мудрее, чем Сократ?»
Оракул передал ответ Бога: «Нет человека мудрее Сократа».
Херефон с радостью передал этот ответ Сократу. Но, к его удивлению, Сократ повел себя так, будто он озадачен и даже испытывает некоторую неловкость.
Сократ не считал, что является самым мудрым и умным человеком на земле. Чтобы опровергнуть заключение, сделанное Богом, он решил найти человека, который окажется более мудрым и репутация которого будет выше уровнем.
Сначала он нашел политика. Политик был высокого мнения о своих знаниях и безостановочно говорил с Сократом. Сократ увидел самодовольство политика и его невежество. Он подумал: «Хотя этот человек ничего не знает о милосердии и красоте, он считает, что знает всё. По крайней мере, я признаю, что невежествен, поэтому, похоже, что я мудрее его».
Сократ остался неудовлетворенным и продолжил свои поиски. Он нашел поэта. Этот человек был гениальным поэтом, но считал, что он самый мудрый человек из живущих просто потому, что он умеет писать стихи.
Потом он встретил ремесленника. К его огорчению ремесленник совершал ту же ошибку, что и поэт. Он считал, что может делать все, потому что обладает хорошим мастерством. Гордыня разрушала его собственный интеллект.
В конце концов, Сократ осознал истинный смысл слов Бога. Бог не сказал, что Сократ является самым умным человеком на земле. Смысл его слов заключался в том, что среди других смертных Сократ является самым мудрым, потому что он осознает свое невежество.
В нашем мире можно обнаружить многих людей, имеющих высокое мнение о себе. Но многие л�� из них станут искать доказательства своего незнания со смиренным сердцем?
«Познай самого себя» — эти знаменитые слова, начертанные на главной колонне храма Аполлона в Дельфах, принесли Сократу глубокую мудрость. Сегодня подтверждение Сократа открывает нам ворота мудрости. Часто познание самих себя и познание истины начинается с осознания собственного неведения.
В процессе совершенствования, некоторые люди могут увидеть свои собственные привязанности и недостатки. Они рассматривают Закон как Учителя, отказываются от своих привязанностей и повышают свой Синьсин (природа ума, нравственность, моральный уровень). А другие не могут увидеть свои недостатки, или они даже не допускают мысли, что у них могут быть какие-либо недостатки, и они даже не хотят утруждать себя, чтобы выявить свои собственные проблемы. На самом деле, самые мудрые и самые усердные люди – это, вероятно, самые скромные и смиренные, те, которые могут всесторонне рассматривать свои собственные проблемы.
Познавать себя до конца, занимать правильную позицию, знать, что надо делать, а чего надо избегать, иметь мужество взглянуть на свои собственные слабости и честно исправлять свои ошибки, — только так мы можем стать настоящими совершенствующимися, сможем повышаться и двигаться вперед.
Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. Он не считал себя Отелем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю. Для Сократа проблема человека, его внутренний мир — главное. «Познай самого себя» — это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить
Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.
Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Творец в своих произведениях должен выражать состояние души
Познай самого себя говорит Алкивиаду Сократ в «Алкивиаде Первом». Но перед беседой с Сократом, Алкивиад был совершенно уверен в том, что отлично знает себя, потому и претендует на самые высокие роли в политической жизни полиса, в которую вот-вот должен вступить по возрасту. Он высок и красив, богат и знатен, но он ли это?! Нет. Это только то, что ему принадлежит, но не он сам.
Что такое этот сам? Душа, только душа может владеть телом, ибо она знает его. А чтобы владеть самою собой, она должна знать также должна знать себя, свои свойства. Увидеть себя можно в зеркале или в чем-то подобном, подобно глазу видящему себя в лучшей части другого глаза – зрачке, душа видит себя в лучшей части другой души – разумной. При помощи разума познается вещь, а, следовательно, и должное, справедливое обращение с ней.
«Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым.»1 В итоге мудрым не оказался никто. На их фоне Сократ был не мудрым, а мудрее, ибо знает свое незнание, а другие и этого не знают. Но до того он не знал и этого, следовал мнению большинства (собственно, большинство и образуется через общность мнения). Мнение большинства было таково, что мудрые есть! А почему мудрые? Потому, что говорят мудрые вещи! А почему их слова мудры? Потому что они мудрецы! Это снова круг, только теперь круг глупости. В какой-то момент он может разомкнуться, концы с концами не сойдутся и появится непонимание – место для нового порядка (возможно, даже первого настоящего порядка). К этому Сократа приводят обстоятельства, Алкивиада же размыкает Сократ. Условно, естественное (случайное) и искусственное (специально выстроенное) обращение взгляда на самого себя.
Познать самого себя — это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но делать добро, можно, лишь зная в чем оно: только тот человек храбр, кто знает, что такое храбрость. То есть именно знание того, что такое добро и что такое зло делает человека добродетельным, и зная,что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно: нравственность — следствие знания, точно так же безнравственность — следствие незнания доброго. Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим «прислушиваться к природе», ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый «демон» Сократа. Сократ пробуждал у людей интерес к философии и самопознанию, чего не смогли сделать плачущий философ Гераклит, жалевший «мокрые» души людей, и смеющийся над их глупостью и несуразностью Демокрит. Те возвышались над толпой, а он шёл к ней, открытый для общения, не кичась превосходством своего интеллекта, передавая свои знания подросткам и юношам, вступая с ними в длинные диалоги, чтобы вместе приблизиться к истине, научив их при этом логически мыслить, рассуждать и анализировать.
Познай самого себя.
Согласно приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов). Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.
Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.
Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами – водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы – лишь сфера приложения причины, но не ее источник.
Сразу скажем нашим читателям что вам не нужно быстро отвечать на все представленные вопросы. Более того этого нельзя делать. Прочитайте их внимательно и проанализируйте каждый из них. Мы уже говорили, что они взяты не с «потолка», а разработаны опытными психологами и проверены на многочисленных опросах. В результате совершите ошибку и начнете отвечать стандартно, шаблонно, «жалея» себя и свои нервы.
Как работать с вопросами
Среди представленных есть такие, которые попросту утверждают на то или иное качество человека. Если вы им не обладаете – пропускайте. Например: «Зачем вы курите?». Тут утверждение, а вы человек некурящий, поэтому обходим этот вопрос.
Не все вопросы вызывают одни и те же эмоции. Какие-то ставят человека в тупик, а другие не вызывают никаких ощущений. Итак, начинаем.
Как происходит познание человеком самого себя
В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.
Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.
Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.
Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.
Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.
И мы не имеем в виду золото, деньги, недвижимость. Нет, мы говорим о ценностях смысловых и духовных, которые фактически являются своеобразным руководством по жизни, мотивации, достижении целей. Если у тебя есть устоявшиеся ценности (без разницы, какие), то тебе гораздо легче предпринимать конкретные действия, которые требуют сверхзадачи. Не возникает вопроса: «А зачем я это делаю?». Поэтому важно определить для себя эти ценности, и это можно сделать легко — нужно просто подумать о глобальных и бытовых вещах, своем отношении к ним, идеале «правильного человека», а также о соответствии твоей личности этому идеалу. Не будет лишним записать то, как ты относишься к политике, истории, экономике, финансам, творчеству, работе, любви, дружбе, патриотизму, свободе. Распиши всё хорошо, чтобы составить цельную картину ценностей. После того, как эта мозаика будет собрана, ты сможешь опираться на нее на протяжении всей жизни.
Познание самого себя – первые шаги
Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.
Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.
Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.
Как познать себя и зачем отвечать на вопросы самому себе?
Дайте себе время подумать. Если ответ слетает с уст, это может говорить, как о том, что в этой сфере жизни у человека все в порядке, так и о том, что он слишком подвержен шаблонам и стереотипам. Например, если спросить человека, смог бы он убить любимую собаку, он скорее всего ответит отрицательно. А вот если задать вопрос по-другому, добавив «если она покусала вашего ребенка», «если она мучается он полученных ран», ответ может измениться.
Некоторые вопросы предполагают ответ «да» или «нет», но нужно его обязательно пояснить. Многие проблемы в жизни связаны не с окружающими, а с нарушением гармонии внутри человека. Разрешив некоторые вопросы, можно разорвать оковы, которые мешают развитию. Ответы могут удивить. Лучше всего задавать вопросы вслух в формате разговора с собой.