- Таможенное право

Как верно заполнить платежку по единому налоговому платежу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как верно заполнить платежку по единому налоговому платежу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В текущем году при заполнении поля 101 в платежном поручении нас ожидают три нововведения. Учитывая это, крайне важно не допустить ошибку при заполнении реквизита. В случае неправильной кодировки денежные средства зачисляются на счет Федерального казначейства со статусом «невыясненный платеж», а налогоплательщику могут быть выставлены санкции за неуплату налога или сбора.

Оформление платежки на уплату старых долгов

Если налогоплательщик желает после 1 января 2023 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).

Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.

Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.

Какие значения указываются в статусе составителя в платёжном поручении?

В соответствии с приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-н при заполнении поля 101 платёжного поручения указываются коды статуса составителя:

Код статуса Пояснение
01 Налогоплательщик – юридическое лицо
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Индивидуальный предприниматель
10 Нотариус, занимающийся частной практикой
11 Адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов
24 Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
26 Физлица, юрлица по погашению требований к должнику
27 Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы Российской Федерации, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации
28 Участник внешнеэкономической деятельности — получатель международного почтового отправления

Новое при заполнении статуса составителя в платежном поручении

1 октября 2021 года были внесены первые изменения в порядок заполнения поля 101. Теперь при заполнении соответствующей ячейки в распоряжении о переводе денежных средств необходимо использовать следующую кодировку:

  • 01 – налогоплательщик – юридическое лицо: плательщик налогов, сборов и страховых взносов;
  • 02 – налоговый агент. Используется при перечислении НДФЛ за сотрудников организации или НДС налоговый агент, или налога на доходы иностранных организаций при перечислении налога за иностранное юридическое лицо, которое не является резидентом Российской Федерации;
  • 08 – организации или ИП при перечислении иных обязательных платежей в бюджет;
  • 13 – налогоплательщики, уплачивающие налоги за себя:
  • физическое лицо;
  • ИП;
  • нотариус, ведущий частную практику;
  • адвокат, работающий в частном адвокатском агентстве или кабинете;
  • глава крестьянского или фермерского хозяйства.

Особенности поручения

Оплата пени в налоговую по отдельному платежному поручению в 2019 году проводится, если имеется просрочка в уплате и нет норм, позволяющих освобождать субъекта от налога. При этом документ имеет свои особенности оформления, которые связаны с тем, что неустойка обеспечивает своевременность перечисления обязательных бюджетных поступлений, к которым относится и транспортный сбор. При этом они являются не санкцией, а мерой обеспечения должного выполнения обязательств, это же встречается и при ЕНВД, НДС или работе по УСНА, даже ИП должны их направлять государству. Даже взносы на ОМС и ОПС могут облагаться пеней при несвоевременном перечислении, стоимость которой вычисляется по примерно такому же алгоритму.

Сравнивая платежное поручение, выписываемое на пени, можно отметить его сходство с квитанцией, позволяющей оплачивать основную сумму. Это достигается тем, что так же необходимо оговаривать статус плательщика, будут указываться реквизиты стороны, принимающей деньги и администратора доходов. Но существуют и различия, они заметны в том числе и в КБК, куда необходимо добавлять сведения.

К примеру, есть несхожести в поле 104, ведь пени по налогам имеют отдельный КБК, в разрядах 14-17 указывается подвид прибыли под обозначением 2100. Также код поспособствовал изменению в процессе заполнения платежки, поэтому поле 110, отвечающее за тип платежа, не заполняется. Небольшие отличия есть и в поле 106, ведь при текущих платежах тут ставится показатель ТП.

Информация в документе

В платежной квитанции по пеням, в том числе и на пенсионный сбор, указываются основные реквизиты плательщика, которые во многом совпадают с платежкой, с помощью которой перечисляется налог или сбор в ПФР. То есть, указывается статус налогоплательщика, полные реквизиты организации, которая будет платить пеню, в том числе прописываются ее идентификационный номер и КПП. Банковские реквизиты организации-плательщика тоже нуждаются в указании, а проводку тут отражать нет необходимости.

Подобные сведения прописываются в пп. (подпунктах) и о получателе, то есть оговаривается его юридическое название, идентификационный номер и КПП. Кроме этого, чтобы платеж правильно дошел, необходимо указать корректные банковские реквизиты получателя, с их помощью деньги будут доставлены по назначению. Очередность платежа также оговаривается, для этого есть поле 21, а код ОКТМО проставляется в графе 105.

Разновидности ошибок при заполнении платежных поручений

Некорректное заполнение статуса плательщика приводит к неверному выбору лицевого счета, что влечет за собой назначение санкций, штрафов. Часто допускаются ошибки при уплате НДФЛ за сотрудника (указывается код 01, а нужен 02, т.к. организация выступает в роли налогового агента), при переводе НДС по аренде государственного учреждения (компания выступает в качестве посредника).

Во избежание недоразумений нужно подавать заявление в ФНС об уточнении платежа и прикладывать копию платежки. Есть и другой вариант:

  • повторно уплатить налог с правильным указанием всех реквизитов;
  • после произвести зачет либо возврат излишне уплаченной суммы в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Во втором случае штрафов удастся избежать. Однако пени за просрочку будут начисляться ежедневно в размере одной 300-ой ставки рефинансирования от неуплаченной величины налогового сбора (взноса).

Своевременное осуществление сверок с налоговой службой, социальными фондами позволит в краткий срок устранить допущенные неточности и произвести уплату налоговых сборов (взносов) вовремя.

Статус составителя при перечислении страховых взносов индивидуальными предпринимателями

С 2017 года страховые взносы (кроме платежей на травматизм) оплачиваются в налоговый орган. ИП может перечислять страховые взносы как за себя, так и за своих сотрудников.

Однако при проведении оплаты ИП независимо от того, за кого платятся взносы, в реквизите 101 ему нужно ставить 09 (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами – индивидуальный предприниматель).

С октября 2021 года код 09 будет упразднен. Какой код указывать ИП, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Если оплата производится в ФСС, куда продолжают перечисляться взносы на травматизм с доходов работников, то в этом поле нужно указать 08 (юрлицо или ИП, который переводит средства для оплаты страховых взносов, но не в налоговый орган).

О применяемых по взносам на травматизм КБК читайте в материале «КБК страховых взносов от несчастных случаев в 2020-2021 годах».

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Читайте также:  Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

Основные условия работы компаний в форме КГН:

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Как определить значение бюджетникам?

Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

Статус Назначение Пример
01 Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ
02 Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом
08 Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний
Не заполнять Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

О том, как правильно заполнить остальные поля платежного поручения читайте в отдельном материале «Образец заполнения платежного поручения». А чтобы не запутаться в заполнении реквизитов на оплату страхового обеспечения по наемным работникам, ознакомьтесь со статьей: «Как платить страховые взносы бюджетной организации».

Коды статусов плательщика на 2020 год

Расшифровка

Код

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) – юридическое лицо

01

Налоговый агент (при уплате НДФЛ за работников)

02

Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо

06

Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи

08

Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель

09

Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой

10

Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет

11

Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства

12

Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)

13

Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо

16

Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель

17

Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей

18

Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа

19

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

21

Участник консолидированной группы налогоплательщиков

22

Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи

24

Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве

26

Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему

27

Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика

28

Иные организации

29

Иные физические лица

30

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Читайте также:  Выплаты детям войны в 2022 году: какие доплаты к пенсии положены и кому

Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов «Статус налогоплательщика»:

Код Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
01 Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов)
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков.
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов.
24 Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Что такое бюджетный статус плательщика?

Для каждой категории лиц кодовое обозначение будет индивидуальным.С 2020 года перечень комбинаций увеличился в связи с тем, что появилась возможность совершать переводы не лично, а через доверенных лиц. Помимо этого, оплата страховки теперь производится через налоговую службу, поэтому заполнение платежки на страховые взносы будет отличаться от расчетного документа на выплату налогов только назначением платежа и кодом бюджетной классификации.Чтобы правильно определить статус плательщика, нужно ознакомиться с расшифровкой кодов для поля «101». В комбинации зашифровано не только положение того, кто вносит средства, но и назначение платежа.Например, для отчисления налогов юридическим лицам нужно вписать код «01», а индивидуальным предпринимателям указать статус плательщика «09».

Организации, перечисляющие за сотрудников подоходный налог, пишут код «02», а фирмы, которые удерживают часть зарплаты работника в счет погашения его долга по обязательным платежам – «19».

Общая информация о реквизите 101

Налоговый кодекс РФ в п. 7 ст. 45 обязывает налогоплательщиков заполнять платежные поручения в соответствии с правилами, которые установит Минфин РФ. Порядок заполнения реквизита 101 прописан в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н и приложении 5 к нему. Последняя редакция этого приложения создана приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н.

Реквизит 101 нужно заполнять только при проведении определенных перечислений, связанных с уплатой обязательных платежей (налоги, сборы, взносы).

В поле 101, находящемся в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа», проставляется цифровой код из 2 цифр, который позволяет охарактеризовать плательщика с точки зрения организационно-правовой формы, вида деятельности и назначения платежа. Например, отдельно выделены организации, ИП и частные лица, банки, налоговые и таможенные органы, оплата налогов, сборов, страховых взносов. Таким образом, этот реквизит содержит информацию о том, кто платит и что оплачивает.

При заполнении данного поля используются показатели, отражающие цифры от «1» до «28» включительно. Что они обозначают, прописано в приложении 5 к приказу № 107н.

Среди них есть коды, которые относятся к налоговым, таможенным органам, организациям федеральной почтовой связи, кредитным организациям. Такие коды в данном материале рассматриваться не будут. Остановимся на тех ситуациях, которые бывают у большинства организаций или ИП: перечисление страховых взносов и налогов.

Место расположения поля 101 можно увидеть на приведенном в настоящей статье бланке платежного поручения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *