- Льготы

Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие водители даже не знают о том, могут ли гаишники останавливать для проверки документов вне стационарного поста разные автомобили. Обычно такие граждане ведут себя спокойно и без всяких вопросов передают бумаги на машину для изучения. Но желательно хорошо разбираться в своих правах, чтобы отстаивать их в разных ситуациях.

Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?

Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.

Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:

  • если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
  • если дорога загрязнена со стороны водителя,
  • и другие причины.

То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.

Официальная трактовка на 2022 год

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом..

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Приведу пример из собственной практики. Мой клиент обратился ко мне после того, как под Колпино его остановили сотрудники ДПС за превышение скорости, доказывая это распечатками сомнительной четкости с системы контроля скоростного режима. Я посоветовал ему написать заявление о переносе рассмотрения по месту жительства.

Ознакомившись с материалами дела, пришедшего в суд, я обратил внимание судьи на тот факт, что:

  • На снимках практически невозможно идентифицировать ТС.
  • На первом снимке, представленном сотрудниками ДПС, видна группа из трех машин, и указана скорость 183 км/ч. На втором снимке, сделанном, судя по отметкам системы, через 2 секунды, та же группа машин, с теми же относительными расстояниями между ними, но скорость уже 86 км/ч.

После этого я ходатайствовал о вызове в судебное заседание сотрудников ГИБДД с целью объяснения последними, каким образом эти три транспортных средства сумели нарушить фундаментальные законы физики, снизив за 2 секунды скорость на 97 км/ч.

Как оспорить лишение водительских прав за пьянку?

Начинать оспаривать лишение прав за пьянку можно начиная с ходатайства в автоинспекцию. Ходатайство в 2022 году должно быть обоснованным, с доказательствами нарушений инспектора при оформлении документов или проведения процедуры.

В случае отклонения ходатайства дело будет рассматриваться в суде. Решение городского суда можно оспорить в районном и областном, в течении 10 дней после получения постановления. Для оспаривания лишения прав следует выбрать линию защиты, чаще всего используются три направления.

Первое — независимое освидетельствование. Используется, когда инспектор и врач поликлиники подтвердил опьянение. Для удачной защиты необходимо, чтобы экспертиза была быстрой (не позднее часа-двух после государственной), со взятием анализа крови, клиника должна иметь специальную лицензию.

Второе — неправомерность действий сотрудников. Любые ошибки и незаконные действия трактуются в вашу пользу. К примеру, если у сотрудника неправильно заполнен протокол, то он становится недействительным, не считаясь судом за документ.

Третье — доказательства того, что машина никуда не ехала. Если автомобиль находится на обочине и не участвует в движении, опьянение водителя не является нарушением.

На этапе повторного обжалования рекомендуется обращаться к адвокату, которой поможет оформить дело и найти в нем новые нюансы, пропущенные судом низшей инстанции.

Чем грозит отказ предъявить документы


Согласно Правилам дорожного движения водитель обязан передать документы для проверки инспектору ГАИ. Игнорировать просьбу можно при незаконности требований работника ГИБДД. В иных случаях, в соответствии со ст. 12 Кодекса об административных правонарушениях, возражение от выполнения требований сотрудника полиции предусматривает административные санкции за отсутствие шоферского удостоверения, а именно предупреждение или наложение штрафа в размере от 500 до 5 тыс. руб.

Кроме этого, неповиновение законным требования сотрудника ГИБДД, влечет за собой наложение санкций в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест до 15 суток.

Повторное привлечение гражданина по ст. 19.3 КоАП приводит к наложению взыскания в виде штрафа в размере от 5 тыс. руб. или арест до 30 суток. Согласно статье 27.12 того же нормативно-правового акта работник ГАИ имеет право отстранить водителя от управления ТС.

Нужен ли паспорт при вождении

Гражданин, управляющий машиной, непременно возьмет с собой водительское удостоверение, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС.

Наличие иных документов может быть обусловлено условиями владения и сферой деятельности водителя.

Например, для подтверждения законности владения машиной потребуется предъявить доверенность, договор аренды, путевой или маршрутный лист, иные бланки и формы.

Относительно паспорта мнение водителей могут диаметрально различаться. Одни убеждены, что общегражданский паспорт не входит в перечень документов, которые обязан возить с собой водитель. Другие уверены, что паспорт призван удостоверять личность граждан РФ, а, следовательно, должен всегда находиться при себе. Вот как трактует эту ситуацию закон:

  1. паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ – его должен иметь каждый гражданин, достигший возраста 14 лет;
  2. ни одна норма закона не обязывает граждан носить паспорт при себе, в том числе при управлении автотранспортом;
  3. сотрудники МВД имеют право проверять личность граждан, однако при отсутствии паспорта обязаны сделать это иными способами – через базы данных миграционного отдела, и т.д.

Водитель остановился, как долго может длиться остановка?

Формулировка п.13.8 «Наставления» довольно размытая: «остановка должна осуществляться на минимально короткий срок». Как определить этот минимальный срок? 5 минут – это много? Только один ответ можно обнаружить в том же пункте документа, касается он общественного транспорта: его можно задерживать на 1–2 минуты.

После остановки у водителя обязательно возникает вопрос «за что?». Сотрудник ГИБДД обязан озвучить причину или нет? Наверняка многие сталкивались с инспектором либо ничего не говорящим, либо вынуждающим водителя самому сформулировать или подсказать возможный повод.

Не надо спешить и делать то, чего не нужно! Инспектору вменяется в обязанность сообщить водителю о причине остановки, и не только о ней. Еще сотрудник полиции должен представиться, «приложив руку к головному убору, назвать должность, звание, фамилию» — это выдержка из того же «Наставления».

Значит, после остановки действия инспектора укладываются в алгоритм:

  • сотрудник сам подходит к остановленному транспортному средству;
  • представляется по форме;
  • сообщает о нарушении Правил дорожного движения с указанием их пунктов;
  • информирует о возможной ответственности за нарушение, предусмотренной КоАП, и ссылается на статью;
    просит предъявить документы.

Некоторые автомобилисты считают, что следует выказать уважение инспектору и сразу выйти из машины. На самом деле правильнее будет дождаться пока сотрудник ДПС сам подойдет и назовет объективную причину остановки. Что если имеется непреодолимое желание покинуть авто? Пожалуйста, выходить позволяется, но не надо отходить от него, а тем более идти в полицейскую машину.

Запрещенные участки дороги для остановки

Допустим, законные основания налицо, но везде ли инспектору дозволено потребовать остановку? Оказывается, не везде. Под запрет попадают участки автодорог, на которых ограничена видимость. Также нельзя останавливать машины до и сразу после поворота, перед вершиной подъема и после неё.

Запрещается остановка там, где стоящий автомобиль может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Это перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и иные места, где имеется какая-либо опасность для других водителей и пешеходов. Более полную информацию о них можно почерпнуть из примечаний к главному документу ГИБДД — «Наставлениям».

Выходит, что инспектор ДПС вовсе не всемогущий, у него гораздо меньше прав, чем может показаться.

Помните, на дорогах все еще встречаются два типа полицейских. Первые уверены в том, что все водители – профаны в законодательстве; вторые – что каждый автомобилист является потенциальным источником легкой наживы. Еще остались вопросы? Изучайте свои права и не позволяйте себя обманывать.

Права и обязанности ППС

Контроль за обеспечением безопасности на дорогах, как уже было сказано выше, выполняют сотрудники ГИБДД. У них есть право останавливать машины, проверять документы, документировать нарушения. Однако кроме ГИБДД, в системе Министерства внутренних дел РФ существует ППС.

Ее работники часто тормозят автомобилистов, выполняют проверку документов, проводят осмотр транспортного средства и т.д. Однако имеют ли сотрудники патрульно-постовой службы на это право?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с самим понятием «Патрульно-постовая служба». ППС является подразделением МВД России, в обязанности которого входит предупреждение и пресечение нарушений правопорядка на улицах и в общественных местах, в том числе и на дорогах, так что ее сотрудники имеют право на применение необходимых мер.

Так как ППСП является подразделением полиции, на ее, как и на Госавтоинспекцию, распространяется действие Федерального закона «О полиции». Согласно 13 статье этого закона, полиция имеет право остановить авто, проверить, есть ли у водителя права и страховой полис, если это нужно для обеспечения безопасности дорожного движения.

Также права и обязанности как автовладельцев, так и полицейских установлены в правилах дорожного движения. Согласно пункту 2.1.1., в случае остановки автомобиля сотрудником полиции с целью проверки документов, если это нужно для выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка на дороге, водитель обязан их предоставить.

Федеральный закон «О полиции» дает право полицейским (в чьи ряды входят сотрудники ППС) на то, чтобы «тормознуть» автомобиль. А правила дорожного движения указывают водителям на то, что они должны повиноваться требованиям блюстителей порядка.

Основания для проверки документов

Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2022 году для проверки документов следующие:

  • выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
  • наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
  • наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
  • осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
  • установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:

  • ориентировки;
  • данные дежурного;
  • информация, поступившая от других нарядов;
  • сведения, полученные от участников дорожного движения;
  • визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.
Читайте также:  Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году

Требуем назвать причины остановки автомобиля

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль.

Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.

2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:

  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Необходимость использования транспортного средства.
  • Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  • Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС).

Пункт 90 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

  • Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.
  • Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.
  • Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.
  • В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.

При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем).

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов?

Новый приказ даёт следующие права для сотрудников ГАИ:

  • останавливать автотранспорт для обеспечения безопасности движения;
  • проверка документов на право водителя управлять автотранспортным средством;
  • проверять документы на груз и автотранспортное средство;
  • проверять наличие полиса обязательного страхования;
  • задерживать автотранспортное средство, которое возможно находится в розыске;
  • производить осмотр подозрительных автотранспортных средств, грузов;
  • ограничивать или запрещать движение на автодороге;
  • производить освидетельствование водителя на состояние опьянения и направлять в медучреждение.

Инспектор ГИБДД не может сам выбрать место своего дежурства на автодороге. Зона дежурства выбирается вышестоящим начальством. При этом 106 пункт приказа говорит, что проверка документов и остановка автотранспортного средства может осуществляется только при наличии оснований. А основание может быть и устная ориентировка на автотранспортное средство.

При этом после остановки автотранспортного средства инспектор обязан пояснить на каких основаниях произвёл остановку. Остановка же может осуществляется не только на постах ДПС, но и на автодороге в зоне своего дежурства.

При остановке автотранспортного средства водитель должен знать некоторые особенности поведения при общении с сотрудников правоохранительных органов.

  • Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
  • Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
  • Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
  • Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
  • Водитель имеет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.

Также разрешено законом не останавливаться по требованию сотрудника, если водитель считает эти требования безосновательными, тоже самое касается и проверки документов. Но после отказа, водитель должен передать данную информацию на ближайший пост ДПС или позвонить на горячую линию МВД.

Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС. Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.

На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.

Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.

Останавливать можно по следующим основаниям:

  1. Нарушение ПДД, которое зафиксировано техническими средствами или визуально.
  2. Получены данные ориентировки о причастности водителя или пассажиров к преступлению, ДТП.
  3. Имеются данные об угоне или розыске автомобиля.
  4. Водитель является свидетелем ДТП, преступления, остановлен для дачи показаний.
  5. Участие понятым.
  6. Сотрудникам полиции срочно потребовался автомобиль.
  7. Запрещение или ограничение движения транспортных средств.
  8. Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автомобилям спецслужб.
  9. Оказание помощи водителем другим участникам движения, либо полиции.
  10. Проведение мероприятия, исполнение по специальным распоряжениям.
  11. Плановая проверка. Проверяется автомобиль на предмет нахождения в розыске, транспортировку запрещенных веществ, людей в розыске.
  12. Угроза безопасности движения из-за поломки технических средств, дорожными работами, аварией техногенного характера, стихией, ЧС.
  13. Для проверки документов: водительского удостоверения, на транспортировку груза.
  14. Подозрения на розыск, участие водителя в преступлении.

Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.

Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки. Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.

Специальные мероприятия тоже являются веским основанием для остановки не на стационарном посту. Это относится к мероприятиям: «трезвый водитель», «безопасность детей» и другим.

У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:

  1. Паспорт личности, другой аналогичный документ.
  2. Миграционные документы, иностранную визу.
  3. Водительские права.
  4. Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
  5. Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
  6. Документы для въезда, разрешения.

У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.

Сотрудники ГИБДД не могут останавливать водителей без причины, однако даже простая проверка документов может стать ею. Особые распоряжения руководителей ведомства или ориентировки не нужны: по закону наличие таких документов считается отдельным основанием.

При остановке сотрудники ДПС должны соблюдать ряд законов, но и автовладельцам нужно знать свои права и обязанности. Предъявление особых распорядительных документов или ориентировок водителям по закону не предусмотрено, но в некоторых случаях они могут понадобиться в ходе рассмотрения дела по КоАП РФ.

Инспектор должен подойти к машине и представиться: уточнить должность, назвать фамилию, имя, отчество, разъяснить причину остановки. Сотрудник предлагает водителю покинуть авто для устранения неполадок ТС или исправление нарушенного правила транспортировки груза.

При выявлении признаков употребления алкоголя (наркотиков), инспектор предлагает осуществить освидетельствование. Сотрудник ДПС сверяет сведения в регистрационном документе с номерами основных узлов ТС.

После оформления протокола (постановления) о выявленных нарушениях, инспектор при отсутствии оснований отстранения водителя от управления авто, может позволить продолжить движение.

  • Сообщить служащему ДПС, что он не разъяснил права остановленного автовладельца. Указать это в протоколе;
  • Если не прописана схема движения, делается приписка: «схема не оформлена» или «расстояние указано не правильно, масштабирование не проведено». Это защитит от дописок «задними числами» и обвинения в отказе подписать протокол;
  • При отсутствии свидетелей, сделать прочерк в графе. Если представитель ДПС не вписывает пассажиров, указать сведения о них в разделе «пояснения»;
  • Перед подписанием Протокола, следует внимательно прочесть его текст и проставить прочерки в незаполненных графах.

На обжалование Протокола предоставляется десятидневный срок. Поэтому обязательно следует зафиксировать в Протоколе свое несогласие до его подписания.

Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!

В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.

Читайте также:  Пенсионерам дадут льготы на ЖКХ в 2023 году

Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру.

Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!

Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.

  • Автокредитование
  • Все о ОСАГО
  • Все о КАСКО
  • Автострахование
  • Налоги на авто
  • ДТП — что делать?
  • Все о каршеринге
  • Штрафы
  • Регистрационные действия
  • Общение с ГИБДД
  • В помощь водителям
  • Рассчитать транспортный налог
  • Рассчитать ОСАГО
  • Рассчитать КАСКО
  • Рассчитать автокредит
  • Рассчитать расхода топлива
  • Калькулятор растаможки авто

Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:

  1. Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
  2. Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
  3. Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
  4. Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
  5. Открывают багажник по первой просьбе.
  6. Хамят или заискивают с инспектором.
  7. Отвечают на все вопросы инспектора.

Нельзя останавливать машины на участках дорог, где это запрещено ПДД (исключение: остановка произошла в связи с необходимостью пресечь преступление, правонарушение, предотвратить реальную угрозу причинении вреда жизни и т.д.).

Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от другого наряда ДПС.

  • оформление совершенного водителем нарушения ПДД (оно может быть установлено визуально самим инспектором или быть зафиксировано с помощью какого-либо прибора);
  • наличие информации о причастности данного автомобиля, его водителя или пассажиров к ДТП или какому-либо правонарушению (информация может быть в виде официальной ориентировки, а может быть передана инспекторам устно от другого наряда ДПС);
  • наличие информации о нахождении автомобиля в розыске;
  • опрос водителя или пассажиров в качестве свидетелей какого-либо происшествия, привлечение их в качестве понятых, привлечение их для оказания какой-либо помощи, необходимость воспользоваться остановленным ТС;
  • приостановление движения всех участников дорожного движения или обеспечение беспрепятственного проезда ТС спецназначения;
  • проведение мероприятий, предупреждающих ДТП;
  • устранение угрозы безопасности водителя и пассажиров останавливаемого автомобиля или угрозы безопасности, создаваемой ими;
  • проверка документов.

Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.

Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.

На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2021 года.

  • Установленные нарушения ПДД;
  • Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
  • Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
  • Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
  • Привлечение водителя в качестве понятого;
  • Для использования ТС в экстренных целях;
  • Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
  • Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
  • Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
  • В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
  • При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
  • Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
  • Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);

Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Во-первых, остановка автомобиля будет являться правомерной не зависимо от способа фиксации нарушения. Как правило, визуально фиксируются такие нарушения, как не пристёгнутый ремень, отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, движение без регистрационных знаков и другие нарушения, которые техническим способом зафиксировать невозможно (но это дело времени и технического прогресса). С помощью средств фото-видео фиксации в основном регистрируется превышение скорости. Однако имеются такие нарушения правил дорожного движения, которые фиксируются и с помощью средств фото-видео фиксации и визуально, например, выезд на встречную полосу.

Ориентировка представляет собой документ, в котором имеется описание лица или группы лиц (возраст, рост, внешность, одежда и прочее).

Данное основание отличается от предыдущего объектом розыска. В первом случае это физические лица, во втором – транспортные средства. Ориентировка на автомобиль содержит имеющуюся информацию о нем (марка, модель, гос номер). В требовании предъявить ориентировку сотрудником ГИБДД может быть также отказано.

В данном случае водитель будет выступать в качестве свидетеля (очевидца) ДТП, административного правонарушения или уголовного преступления.

Может ли водитель или пассажиры отказаться от опроса? Нет, не могут. Обязанность дачи показаний предусмотрена ч. 6 ст. 25.6 КоАП и ч. 6 ст. 56 УПК, а ответственность за отказ от дачи показаний – ст. 17.7 КоАП, ст. 308 УК. Как видно, обязанность и ответственность предусмотрена административным и уголовным законодательством и зависит о�� случившегося события.

Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!

В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.

Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру.

Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!

Как и остановка, проверка документов сотрудниками ДПС также может осуществляться вне стационарного поста. Статья 106 документа регламентирует следующие основания для проверки документов:

  • инспектор выявил признаки нарушения ПДД;
  • есть ориентировки или другие сведения, которые свидетельствуют о причастности автомобилиста или ТС к совершению аварии, преступления, правонарушения, об использовании автомобиля в противоправных целях, если есть основания предполагать, что машина в розыске;
  • в рамках специальных мероприятий по предупреждению аварий и снижению тяжести последствий ДТП.

Постановление Правительства России № 716 от 19.08.2013 года прописывает условия и алгоритм остановок автомобилей, права и обязанности властных структур, наделенных этим полномочием, во сколько осуществляется пересменка работников ДПС, а также правовая защита лиц, управляющих ТС.

Итак, транспортное средство вправе остановить:

  • Регулировщик;
  • Представитель Федеральной службы по надзору за транспортом;
  • Инспектор ГИБДД;
  • Полицейский.

Для остановки должен быть весомый повод – одной проверки документов недостаточно.

Остановить ТС без причины представитель властных структур не вправе. Это прямое нарушение нормы закона. Сотрудник, остановивший машину, обязан разъяснить автовладельцу основание для остановки транспортного средства. В это время водитель вправе не выходить из салона авто (статья 67 Приказа МВД №185).

Законные причины остановки:

  • Нарушение ПДД (Правил Дорожного Движения);
  • Подозрения о нахождении в государственном (или международном) угрозыске водителя или его пассажиров;
  • Подозрение на то, что машина числится угнанной;
  • Водителя (пассажира) просят засвидетельствовать ДТП или нарушения ПДД;
  • Если действует «план-перехват», в связи с побегом осужденного из колонии.

Все остальные аргументы считаются остановкой без причины.

Инспектор должен подойти к машине и представиться: уточнить должность, назвать фамилию, имя, отчество, разъяснить причину остановки. Сотрудник предлагает водителю покинуть авто для устранения неполадок ТС или исправление нарушенного правила транспортировки груза.

При выявлении признаков употребления алкоголя (наркотиков), инспектор предлагает осуществить освидетельствование. Сотрудник ДПС сверяет сведения в регистрационном документе с номерами основных узлов ТС.

После оформления протокола (постановления) о выявленных нарушениях, инспектор при отсутствии оснований отстранения водителя от управления авто, может позволить продолжить движение.

  • Сообщить служащему ДПС, что он не разъяснил права остановленного автовладельца. Указать это в протоколе;
  • Если не прописана схема движения, делается приписка: «схема не оформлена» или «расстояние указано не правильно, масштабирование не проведено». Это защитит от дописок «задними числами» и обвинения в отказе подписать протокол;
  • При отсутствии свидетелей, сделать прочерк в графе. Если представитель ДПС не вписывает пассажиров, указать сведения о них в разделе «пояснения»;
  • Перед подписанием Протокола, следует внимательно прочесть его текст и проставить прочерки в незаполненных графах.
Читайте также:  Близкие родственники по закону

На обжалование Протокола предоставляется десятидневный срок. Поэтому обязательно следует зафиксировать в Протоколе свое несогласие до его подписания.

Новый приказ даёт следующие права для сотрудников ГАИ:

  • останавливать автотранспорт для обеспечения безопасности движения;
  • проверка документов на право водителя управлять автотранспортным средством;
  • проверять документы на груз и автотранспортное средство;
  • проверять наличие полиса обязательного страхования;
  • задерживать автотранспортное средство, которое возможно находится в розыске;
  • производить осмотр подозрительных автотранспортных средств, грузов;
  • ограничивать или запрещать движение на автодороге;
  • производить освидетельствование водителя на состояние опьянения и направлять в медучреждение.

Инспектор ГИБДД не может сам выбрать место своего дежурства на автодороге. Зона дежурства выбирается вышестоящим начальством. При этом 106 пункт приказа говорит, что проверка документов и остановка автотранспортного средства может осуществляется только при наличии оснований. А основание может быть и устная ориентировка на автотранспортное средство.

При этом после остановки автотранспортного средства инспектор обязан пояснить на каких основаниях произвёл остановку. Остановка же может осуществляется не только на постах ДПС, но и на автодороге в зоне своего дежурства.

Любой автомобилист должен знать, что может проверить инспектор при остановки автотранспортного средства.

Знак аварийной остановки, аптечка и огнетушитель. Эти предметы должны быть в каждом автотранспортном средстве. Проверить их инспектор может, но вот отсутствие их в автомобиле совсем не причина для определения правонарушения. Водитель вполне может заявить, что некоторое время назад использовал один из данных предметов или несколько из них для обеспечения безопасности и сейчас как раз отправляется за покупкой новых.

При остановке автотранспортного средства водитель должен знать некоторые особенности поведения при общении с сотрудников правоохранительных органов.

  • Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
  • Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
  • Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
  • Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
  • Водитель имеет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.

Также разрешено законом не останавливаться по требованию сотрудника, если водитель считает эти требования безосновательными, тоже самое касается и проверки документов. Но после отказа, водитель должен передать данную информацию на ближайший пост ДПС или позвонить на горячую линию МВД.

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать без причины?

Тем не менее регламентом установлены некоторые ограничения. Не допускается останавливать машины (п. 88 регламента) в местах, где остановка запрещена ПДД. Из общего правила сделаны исключения и остановка разрешена в запрещённых местах:

  • если это связано с пресечением преступления или правонарушения;
  • при осуществлении регулировочных мероприятий (например, регулирование пробок);
  • если это связано с предотвращением угрозы жизни и здоровью, имуществу участников движения;
  • если место остановки обозначено патрульной машиной с включённым спецсигналом.

В отделах ГИБДД разрабатываются схемы расстановки патрульных машин. В течение служебной смены места, в которых сотрудники останавливаются для наблюдения за движением, меняются. Экипажи постоянно перемещаются. Имеются участки, на которых ГИБДД любит устраивать засады. В основном это делается на небольших отрезках дорог, где наиболее часто происходят аварии или допускаются нарушения.

Проверка документов — дежурная процедура, активно используемая сотрудниками ГИБДД в целях выявления и предотвращения уголовных и административных правонарушений. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Отсутствие документов повлечёт за собой составление протокола или вынесение постановления на месте и назначение штрафа. Размеры штрафа могут быть внушительными. Если речь идёт об отсутствии полиса ОСАГО, то это безобидные 500 рублей. А вот неоформление путевого листа обойдётся организации или ИП уже в 20 000 рублей.

При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных. Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку. Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление. В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.

Ещё одной целью проверки на дороге является выявление лиц, находящихся в розыске. Более того, опытные сотрудники умудряются даже выявлять преступления при проведении проверки. Нетипичное поведение водителя и пассажиров, необычные предметы в автомобиле могут вызвать подозрения и повлечь применение в отношении автовладельца других мер, в частности, осмотр автомобиля. Парадоксально, но у сотрудников ГИБДД даже существует определённый план по раскрытию преступлений, не связанных с ДТП. Обычно это преступления, связанные с перевозкой наркотиков, незаконного оружия и тому подобное.

У опытных сотрудников ГИБДД вырабатывается своего рода чутьё на нарушителей. Малейшая нетипичность ситуации повлечёт остановку транспортного средства и проверку документов.

Ранним утром возвращались с женой из аэропорта, машину вела жена. На первом же посту нас остановил гаишник. Представили документы, он долго разглядывал и нас, и их. Затем нагнулся, заглянул в машину через окно, пытаясь унюхать алкоголь. В результате усмехнулся и спросил, кто же из нас накануне выпивал. Естественно, никто. Я долго не мог понять, чем мы вызвали его подозрение. Уже дома догадался, ему показалось подозрительным, что в выходной день рано утром по трассе машину ведёт женщина, а мужчина сидит рядом. По всей видимости, сотрудник подумал, что возвращаемся с отдыха, муж выпивал, жена, значит, тоже пригубить могла, надо проверить.

Порядок, цели и правила досмотра и осмотра регулируют такие нормативно- правовые акты:

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент МВД.

В соответствии с данными актами, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей. Основная цель этих действ��й — обеспечение безопасности дорожного движения.

Многие водители не различают осмотр и досмотр, но это совершенно разные понятия. Инспекторы могут злоупотреблять своими полномочиями, а водитель просто не заметит, что произошло что-то незаконное.

Осмотр, в данном случае — это визуальное обследование автомобиля и груза, который перевозится. При этом инспектор не может открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля.

Осмотр может проводиться в таких случаях:

  1. В процессе спецоперации.
  2. Для сверки номеров из ПТС и специальных маркировок.
  3. В случае обнаружения автомобильных неисправностей, когда дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена.
  4. При несоответствии груза, который перевозится, сведениям о нем в сопровождающих документах.

При осмотре машины, водитель даже не должен покидать салон.

Досмотр — это совершенно другое. Осуществляя его, инспектор проводит фактический контроль содержимого авто. Данная процедура включает и досмотр груза в нем.

Без серьезных оснований досмотр будет считаться незаконным. А если они все-таки имеются, то важно не препятствовать проведению досмотра в пределах допустимого для сотрудника ДПС.

Главное отличие осмотра от досмотра — это прикосновение к автомобилю или любым вещам внутри него.

При осмотре инспектор может просто визуально осматривать машину, заглядывать в салон через окна, изучать взглядом фары, задние фонари, бампер, но не касаясь авто и его содержимого.

Когда сотрудник ДПС остановил авто и требует проведения осмотра, первое, что должен сделать водитель — попросить документы у инспектора и записать личные данные для удостоверения.

После этого, следует уточнить цель досмотра. Для этого должны быть веские основания, а именно:

  1. Наличие ориентировки.
  2. Отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра автомобиля и груза, который перевозится.
  3. Проверка обоснованного предположения о наличии в авто оружия, боеприпасов, взрывных устройств, наркотических или психотропных веществ и других вещей, на владение которыми требуется специальное разрешение.
  4. Обоснованная проверка наличия в транспортном средстве орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Бывают ситуации, когда сотрудник ГИБДД остановил машину, пригрозил досмотром и забрал документы, а кроме этого больше никаких действий с его стороны не происходит. Тогда водитель вправе позвонить по номеру 02. Так как такие действия инспектора не являются законными.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, должностное лицо карается штрафом до 20000 рублей за незаконное ограничение права на управление транспортным средством.

Если инспектор потребует открыть багажник, чтоб взглянуть на аптечку, огнетушители знак аварийной остановки, водитель обязательно должен поинтересоваться основанием для досмотра. Так как открытие багажника уже досмотр, на котором по закону должно присутствовать двое понятых.

Имеет ли право сотрудник ДПС останавливать водителя вне стационарного поста: вопрос с подвохом

Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п. 63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах. Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.

При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных. Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку. Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление. В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.

Самые важные нововведения

Наконец, действует правило, которое не обязывает предъявлять на проверку бумажный полис ОСАГО! Достаточно, как вариант, распечатанной копии этого документа.

Кроме полиса инспектор может попросить водительское удостоверение, которое автовладелец ОБЯЗАН передать на проверку без «удерживающих устройств» и обложки. При этом изъять этот документ «дэпээсник» не может, равно как и снять номера с авто.

Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас

и перестань уже переплачивать страховщикам!

Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее

Водителей и инспекторов обязали вести общение на дороге уважительно, не допуская в своих словах и действиях дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений.

Уточнены правила прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение. Если водитель его прошел, оказавшись трезвым, сотрудники ГИБДД обязаны вернуть автовладельца к месту остановки автомобиля.

ГИБДД уполномочено, в целях выявления правонарушителей на дороге, использовать не только свои камеры видеонаблюдения, но любые спецтехсредства, принадлежащие частным лицам.

Пассажиры, находящиеся в авто, также могут быть подвергнуты проверке документов.

Действия инспектора можно будет обжаловать в досудебном порядке, так что жалоб на затягивание процесса оформления протоколов и других материалов, от водителей больше не будет.

Водителям предоставляется право получать от госорганов уведомление через смс о том, когда будет рассмотрено их дело по ДТП.

При осуществлении надзора за дорожным движением, инспектор обязан ставить свою патрульную машину так, чтобы ее было хорошо видно водителям и пешеходам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *