Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субвенции как форма межбюджетных трансфертов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.
Комментарий к ст. 133 БК РФ
Комментируемая статья регулирует субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Основное отличие субвенций от субсидий состоит в том, что в то время как субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расходные обязательства по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 677 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.03.2006 N 169 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 258 утверждены Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты и Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2006 N 513 утверждена Методика распределения субвенций из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 16 утверждена Методика определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, и их распределения между субъектами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 135 утверждена Методика распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 N 275 утверждены Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.
Основания для предоставления субвенции
Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.
Основанием для выделения субвенции являются:
— соответствующие законы и подзаконные акты;
— решения органов местного самоуправления;
— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:
-
научно-техническими;
-
экологическими;
-
социальными;
-
внешнеэкономическими;
-
производственно-техническими.
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
- субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
- юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.
Субсидии бюджетам субъектов из федерального бюджета – это межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Не путать с субсидиями товаропроизводителям.
Субсидия – целевой трансферт, предоставляется субъектам для исполнения их собственных полномочий и по предметам совместного ведения. Это самая гибкая из форм межбюджетных трансфертов. Субсидии могут предоставляться по различным поводам.
Субсидии образуют фонды софинансирования расходов (федеральный и региональные). Методики распределения объема субсидий на федеральном уровне определяются Правительством.
Цели предоставления субсидий определяются предоставляющим субъектом. Это приоритетные направления расходных обязательств, которые они собираются финансировать. Это:
-
нормативные обязательства,
-
обязательства перед гражданами (государственные и муниципальные услуги),
-
обязательства по финансированию целевых программ, инвестиционных проектов,
-
обязательства по реформированию региональных и муниципальных финансов.
Субсидии могут носить характер необходимой выплаты для обеспечения выполнения социальных обязательств, а может носить характер «приза».
Субъекты финансирования разрабатывают правила предоставления и распределения субсидий:
-
целевое назначение
-
условия предоставления и расходования, в том числе требования к планам преобразования в соответствующей сфере
-
критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий
-
методика распределения субсидий
-
методика расчета уровня софинансирования расходного обязательства
-
порядок оценки эффективности расходования…
-
…
Правила предоставления субсидий: высший исполнительный орган гос власти субъекта РФ предоставляет главному распорядителю средств федерального бюджета заявку о перечислении субсидии. При решении о выделении субсидии может заключаться соглашение о предоставлении субсидии (на основании постановления Правительства, между главным распорядителем и высшим ОИВ субъекта). Может использоваться механизм, связанный с критериями отбора субъектов для получения субсидии.
Субвенции местным органам власти
Мы, как граждане, проживающие в определенных субъектах РФ, чаще всего обращаем внимание на те новости о субвенциях, которые касаются конкретно нашего региона.
Это вполне оправданный интерес, ведь каждому из нас более всего важно знать, как развивается или будет развиваться именно тот регион, в котором он проживает.
Чаще всего субвенции предоставляются на участие регионов в каких-либо целевых государственных программах на федеральном или региональном уровне.
Сферы, которых касаются гос.программы, самые разнообразные:
- экономические;
- социальные;
- экологические;
- научные;
- производственные.
Следует еще раз подчеркнуть целевое расходование субвенции. Допустим, субвенция направлена на улучшение финансирования труда учителей. Это значит, что данная субвенция должна быть потрачена на реализацию именно этой цели. Иного расходования субвенции не допускается.
Объем финансирования зависит от потребностей конкретного региона в финансовой помощи государства. А потребности, в свою очередь, зависят от развитости и доходности конкретного региона.
Ведь не секрет, что некоторые субъекты РФ являются дотационными (в силу различных причин не могут обеспечить своим гражданам нормального уровня жизни), а потому более всех остальных нуждаются и в дотациях, и в субсидиях, и в субвенциях.
Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.
Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.
Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.
Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.
Для оформления субвенции обязательно необходимо подать заявку, в которой будут отражены основные аспекты финансового отчета региона за прошлый год, четко описана и обоснована цель финансирования.
Количество денежных средств, которые необходимо затратить на конкретный проект определяется не регионом, а центральным органом власти, для этого даже существует специальная методика.
Если регион все таки получил субвенцию, то все денежные средства будут распределены по ведомствам, которые в них нуждались, а последние, в свою очередь, обязаны каждый квартал сдавать отчеты о проделанных работах и потраченных денежных средствах.
Эти отчеты направляются в специальный надзорный орган, именно он контролирует все процедуры, входящие в субвенцию.
Все субвенции, которые предоставляются регионам, можно условно разделить на три вида, они основываются на общих тенденциях в экономическом развитии государства:
- На формирование регионального бюджета
- На покрытие дефицита бюджета, когда какому-то отдельному региону не хватает денежных средств
- На осуществление государственного заказа
Стоит отметить, что финансирование на медицину, образование и прочее не может являться субвенцией, потому что это софинансирование бюджета.
Помимо этого существует также другая классификация, которая делит все субвенции на два вида:
- Текущие, которые должны быть направлены на финансирование расходов, которые выполняются с определенной периодичностью
- Инвестиционные, которые должны быть направлены на финансирование какой-либо инновационной деятельности
Отличия и сходства между этими понятиями
Ниже представлена таблица, в которой приводятся основные различия и сходства субвенций и субсидий по определенным признакам.
Признак сходства или различия | Субвенция | Субсидия |
Необходимость возврата денежных средств | Требуется вернуть денежные средства, если субвенция предоставлена по целевому назначению | Не нужно возвращать ни при каких обстоятельствах |
Форма выплат | Выплачивается в виде денег | Может быть выплачена как денежными средствами, так едой, одеждой и др. |
Кто получает? | Предоставляется бюджету более низкого уровня, юридическим лицам | То же самое + частным лицам |
Облагается налогами? | Нет | Нет |
Целевое | Обязательно в любом случае | Не всегда |
Контроль за выполнением целевого использования | Имеется и является обязательным | Считается выборочным, так как получателей может быть много |
Объем | Могут быть предоставлены в размере, который полностью перекроет необходимых объем денежных средств | Предоставляется не в полном объеме на условиях софинансирования местной власти |
Отличие субвенций и субсидий — в видах, на которые законодательство разделяет материальную помощь. При этом классификация происходит исходя из целей выделения материальных средств.
Потенциальные переводы денежных средств из одного бюджета в другой могут быть связаны с общими тенденциями государственной экономики. Например, если правительство решило увеличить количество реализованных социальных программ, то деньги будут даны именно на эти цели.
Виды субвенций по регионам могут быть выделены:
- на реализацию своих полномочий органами местной власти;
- на покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Стоит отметить, что субвенции на медицину или ремонт дорог не являются отдельной категорией перевода — все это софинансирование бюджета. То есть средства будут распределены в зависимости от потребностей региона.
Классификация субсидий является отражением социальной политики, проводимой государством, а именно — поддержка молодых семей или предоставление льгот пенсионерам.
Виды помощи:
- помощь в оплате коммунальных услуг;
- предоставление программ по приобретению жилья;
- финансовая поддержка инвалидов;
- детские пособия;
- льготы для военнослужащих и ветеранов.
Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.
Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.
Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Субвенции: основания для предоставления
На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.
Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.
Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.
На что можно потратить субвенцию
Предоставление субвенций происходит при условии долевого участия правительства в финансировании.
При этом местные органы власти должны потратить помимо суммы предоставленной субвенции свои собственные средства, что мотивирует местные органы власти находить дополнительные источники дохода.
Если субвенция выделяется с указанием и дополнительными условиями, она называется «обусловленной субвенцией».
Субвенция – выделяемые из бюджета денежные средства, которые выдаются на выполнение определённой цели. Денежные средства не предназначаются для граждан.
Они передаются исключительно из бюджета в бюджет. Также денежные средства в виде субвенции могут быть выданы, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.
В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена.
Основные свойства субсидии
Основные свойства субсидии:
-
безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);
-
целевой характер;
-
софинансирование (на условиях долевого финансирования).
Таким образом, субсидию отличает то, что:
-
субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);
-
денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;
-
субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).
-
выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.
В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:
-
на покупку или строительство жилья;
-
на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;
-
субсидия безработным, создающим свой бизнес.
Также можно различать подтипы субсидирования:
-
помощь лицам с группой инвалидности;
-
многодетным семьям;
-
малообеспеченным слоям населения;
-
компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.
И субсидия, и субвенция выделяются на определенные цели. В этом заключается их сходство. Чем отличается субсидия от субвенции? Возможные варианты дотаций из госбюджета связаны с общими тенденциями экономики страны. В соответствии с этим можно выделить определенные разновидности этих выплат. Виды субвенций различаются по целям, на которые их выделяют:
- Осуществление органами местной власти своих полномочий.
- Покрытие дефицита бюджета.
Денежная помощь на медицину, образование или строительство являются не видами субвенций, а софинансированием бюджета, который в дальнейшем будет распределен с учетом нужд субъектов.
Виды субсидий – это отражение главных направлений социальной политики в государстве:
- Поддержка семьи, старости, детства.
- Разделение ответственности по уходу за инвалидами.
Государство старается учитывать потребности граждан, поэтому субсидирование является одной из самых гибких систем. Каждые полгода законы, которые регламентируют процедуру назначения выплат, обновляются. На сегодняшний день субсидии выделяются на такие нужды:
- Оплата жилищно-коммунальных услуг.
- Приобретение жилья.
- Открытие бизнеса людям, стоящим на учете по безработице.
- Поддержка инвалидов и граждан, пострадавших от бедствий и катастроф.
- Помощь молодым семьям, многодетным родителям и матерям-одиночкам.
- Пенсионные и детские пособия.
- Квоты на дорогостоящее лечение.
- Льготы для ветеранов и военнослужащих.
Доход у хозяйствующих субъектов зависит от многих обстоятельств: места расположения, наличия определённых отраслей производства, уровня населённости и особенностей проживающих в этой местности, правильности распределения средств, природных и климатических факторов (особенно районы и области с превалирующим количеством сельскохозяйственных предприятий).