Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года — новая форма декларации по налогу на имущество организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ЕФС-1 применяется только в отчетных периодах 2023 года и последующих.
Согласно статье 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ за периоды, истекшие до 1 января 2023 года, отчетность нужно подавать в порядке и по формам, которые действовали в тот период.
Для отчетности за 2022 год сохраняются прежние сроки и формы сдачи:
СЗВ-М за декабрь — до 16 января;
СЗВ-ТД по декабрьским мероприятиям — до 16 января;
ДСВ-3 за 4 квартал 2022 года — до 20 января;
4-ФСС за 2022 год — до 20 или 25 января;
СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1 за 2022 год — до 1 марта.
Корректировка прошлых периодов также происходит по старым формам. Если в 2023 году потребуется уточнить отчет за 9 месяцев 2022 года, то следует направить отчет по форме, действовавшей в 2022 г.
Отчетная форма декларации
Форма декларации по налогу на имущество организаций, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@ (далее – Порядок заполнения декларации). Приказ начнет действовать с 1 января 2023 года, при этом он применяется начиная с представления декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2022 года.
Обратите внимание: Приказ № ЕД-7-21/766@ издан в связи с принятием федеральных законов от 02.07.2021 № 305-ФЗ, от 29.11.2021 № 382-ФЗ, от 28.06.2022 № 225-ФЗ, корректирующих отдельные положения НК РФ.
В налоговую декларацию внесены следующие основные изменения:
1) добавлен раздел «Сумма налога, исчисленного с применением налогового вычета для СЗПК» для предоставления налогового вычета в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 382.1 НК РФ;
2) раздел «Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по кадастровой стоимости» будет заполняться только иностранными организациями в отношении недвижимости, налог по которой исчисляется по кадастровой стоимости;
3) реализована возможность применения налоговых льгот для объектов, расположенных в федеральной территории «Сириус»;
4) предусмотрена возможность заполнения декларации в отношении объектов недвижимого имущества организации, утратившей статус налогоплательщика – участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений по основанию, предусмотренному пп. 2 п. 3 ст. 25.17 НК РФ.
Рассмотрим, какие реквизиты необходимо заполнить на титульном листе.
ИНН указывается 12-значный идентификационный номер налогоплательщика.
КПП – 9-значный код, присваиваемый в органах ФНС.
Номер корректировки – у первичной декларации значение «0—», далее в случае уточнения указывается соответственно «1—», «2—» и т.д.
Налоговый период – в обычном порядке при сдаче ежегодной отчётности необходимо указать код «34», в случае реорганизации код «50».
Отчётный год – 2021.
Представляется в налоговый орган (код) – указывается код, соответствующий территориальному отделению ФНС, в который направляется отчётность, наиболее часто используемый «281»
По месту нахождения – указывается код, соответствующий месту нахождения имущества, в отношении которого заполняется декларация.
Налогоплательщик – полное наименование компании.
Как отчитываться за 2022 г. и предыдущие отчетные периоды
Налоги в 2019 году для юридических лиц
Какое имущество юридических лиц облагается налогом в 2019 году?
К объекту налогообложения можно отнести любое недвижимое имущество (помещения, здания, земельные участки, объекты незавершенного строительства) учтенное на балансе как основное средство.
При этом налог уплачивается, даже если имущество:
- передано во временное владение, пользование, распоряжение другим лицам;
- передано в доверительное управление;
- внесено в совместную деятельность;
- получено по концессионному соглашению.
Облагается ли налогом на имущество организаций в 2019 году движимое имущество? С 1 января 2019 года в законодательство внесены изменения, которые исключают движимое имущество из состава объектов налогообложения. Для того, чтобы определить является ли объект движимым имуществом организациям необходимо:
- Проверить наличие или отсутствие сведений о таком объекте в базе данных ЕГРН.
- Установить есть ли основания, подтверждающие связь объекта с землей или невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимости. Основаниями являются документы технического учета, технической инвентаризации в качестве невидимости, проектная документация на создание объекта.
Как рассчитать сумму налога
Полная сумма налога по кадастровой стоимости определяется по следующей формуле:
НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка
Сумма авансовых платежей вычисляется по следующей формуле:
АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка
Например, кадастровая стоимость объекта недвижимости — 20 млн рублей. Ставка налога — 1,5%. Тогда:
-
годовая сумма налога — 300 000 рублей (20 000 000 × 1,5%);
-
авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев будут равны 75 000 рублей (20 000 000 × ¼ × 1,5%);
-
сумма налога к уплате по итогам года — 37 500 рублей (300 000 – 3 × 37 500).
Если право собственности возникло или прекратилось в течение отчётного периода, то сумма налога определяется исходя из количества полных месяцев владения им.
Новую декларацию по налогу на имущество следует сдавать за налоговый период 2017 года. Но авансовые расчеты по налогу можно сдавать уже сейчас
24.05.2017Автор: М. В. Подкопаев
Вносятся изменения в налоговое законодательство, и, как следствие, меняются декларации по соответствующим налогам или заменяются совершенно новыми. Этот процесс в очередной раз коснулся и налога на имущество.
Приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ утверждены новые формы декларации и расчетов по авансовому платежу по данному налогу, а также порядок их заполнения.
В пункте 3 данного приказа указывается, что он применяется начиная с представления декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2017 года. То есть в течение этого года организации вправе отчитываться по формам, установленным Приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.
Однако в новых формах декларации и авансовых расчетов, в отличие от старых, учтены изменения, произошедшие в обложении налогом на имущество за последние годы. Поэтому ФНС в письмах от 14.04.2017 № БС-4-21/7139@ и № БС-4-21/7145 сообщила, что она рекомендует территориальным налоговым органам принимать авансовые расчеты по налогу уже за отчетные периоды 2017 года.
Поэтому мы сочли необходимым рассказать крымским и севастопольским бухгалтерам, какие новации отражены в Приказе ФНС России № ММВ-7-21/271@. Возможно, кому‑то будет удобно применять новую форму уже сейчас.
Льготы для физических лиц
Некоторые категории граждан полностью или частично освобождаются от уплаты налога на недвижимость.
«Для отдельных категорий граждан установлены федеральные льготы, полный перечень лиц закреплен в ст. 407 НК РФ, — это, к примеру, инвалиды с детства, дети-инвалиды, военнослужащие, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), и иные лица», — отмечает юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Екатерина Кузьмина.
Полный перечень льготных категорий можно посмотреть на сайте ФНС. Там же нужно искать информацию о региональных льготах — субъекты Федерации могут дополнительно расширять список льготных категорий.
Чтобы воспользоваться льготами по НИФЛ, надо отправить заявление в налоговую, приложив к нему документы о праве на льготу.
Важно: льгота будет распространяться только на один объект недвижимости в собственности. Если их несколько, то по остальным налог будет начисляться в полном размере.
Мсфо и налог на имущество. обесценение
Все российское финансовое сообщество находится в предвкушении вступления в действие новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ), регулирующих учет и отчетность в части внеоборотных активов компаний, начиная с отчетности за 2022 год, к числу которых относятся следующие стандарты:
- ФСБУ 25/2018 «Аренда»
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Ни для кого не секрет, что данные стандарты написаны на основе международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО), вернее, по их образу и подобию.
При этом новые федеральные стандарты не являются точным переводом международных документов, поскольку содержат свои «национальные особенности».
Давайте сопоставим блок стандартов по учету внеоборотных активов в российской и международной практике:
МСФО | РСБУ |
IAS 16 «Основные средства» | ФСБУ 6/2020 «Основные средства» |
IAS 40 «Инвестиционная недвижимость» | Нет аналога, есть отдельные главы в ФСБУ 6/2020 |
IAS 36 «Обесценение активов» | Нет аналога, есть ссылка из п. 38 ФСБУ 6/2020 непосредственно на IAS 36 |
IFRS 16 «Аренда» | ФСБУ 25/2018 «Аренда» |
Нет аналога, входит в сферу действия IAS 16 | ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» |
В рамках данной рубрики в 2020 году мы достаточно подробно анализировали сходства и различия стандартов по аренде.
Мои коллеги, финансовые консультанты, также достаточно активно в течение последних лет сравнивают федеральные и международные стандарты, пытаясь найти точки соприкосновения двух систем.
Изменения по имущественным налогам
Письмо ФНС от 29.11.2021 года № БС-4-21/16631@ «О реализации Федерального закона от 29.11.2021 года № 382-ФЗ (в части вопросов налогообложения имущества)»
В целях реализации положений Федерального закона от 29.11.2021 года № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ», касающихся налогообложения имущества организаций, ФНС дала ряд разъяснений нижестоящим инспекциям. Так, в частности, отмечено:
- с 2022 года имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя) (п. 3 ст. 378 НК РФ). Установление таких особенностей обусловлено изменениями в правилах бухучета имущества организаций (в т.ч. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»);
- с 2022 года установлен порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу в отношении земельного участка, сведения о котором представлены в налоговые органы территориальными органами, осуществляющими государственный земельный надзор (п. 7.2 , п.18 ст. 396 НК РФ). Исчисление суммы налога (авансового платежа) производится по налоговой ставке, установленной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений (пп.1 и 2 п. 18 ст. 396 НК РФ), либо со дня обнаружения таких нарушений в случае отсутствия у органа, осуществляющего государственный земельный надзор, информации о дне совершения таких нарушений и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений;
- с 01.01.2023 года допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 380 НК РФ). Изменения обусловлены вступлением в силу с 2023 года п. 6 ст. 386 НК РФ, предусматривающего направление налогоплательщикам — российским организациям сообщений об исчисленной сумме налога в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В свою очередь, указанные сообщения должны составляться на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, в т.ч. позволяющих исчерпывающе определить основания для применения пониженных налоговых ставок.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Наименование объекта недвижимости в разделе 2.1 не приводится, зато указываются:
- кадастровый номер (при наличии) по строке с кодом 010;
- условный номер в соответствии со сведениями ЕГРН (опять же при наличии, если нет кадастрового номера) по строке с кодом 020. Это может быть номер, присвоенный в соответствии:
- с Инструкцией о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством РФ порядке не присвоен кадастровый номер ;
- Порядком присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством РФ порядке не присвоен кадастровый номер ;
- инвентарный номер по строке с кодом 030. Указывается в том случае, если отсутствует информация о кадастровом номере объекта недвижимости по строке с кодом 010 или условном номере по строке с кодом 020. В качестве инвентарного номера, как пояснила ФНС в Письмах от 05.09.2017 N БС-4-21/17595@, от 03.07.2017 N БС-4-21/12769@, может выступить:
- инвентарный номер, присвоенный объекту недвижимости организацией в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств . На основании п. 11 этого документа с целью организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту ОС должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. (Инвентарный объект — это единица бухгалтерского учета основных средств.) Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту ОС, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации;
- инвентарный номер объекта недвижимости, присвоенный органами технической инвентаризации при проведении технического учета, технической инвентаризации.
Если не оплатить налог вовремя
Если не оплатить налог вовремя, можно получить штраф. А если продолжить игнорировать требования налоговой, ситуация может дойти до суда. Пени рассчитываются по формуле: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы долга. Оба параметра — на каждую конкретную дату, то есть сумма пересчитывается ежедневно, пока не будет погашена задолженность.
«В случае неуплаты налога в добровольном порядке применяются нормы принудительного взыскания. Также должнику на сумму неоплаченных денежных средств подлежат начислению штрафные санкции», — предостерегает Анна Жолобова из коллегии адвокатов «Регионсервис».
Но сначала налоговая должна прислать требование о погашении долга, где указывается срок оплаты. Если в этот срок платеж не поступает, налоговики могут обратиться в суд — дальше дело уже может дойти до взыскания через судебных приставов.
В самых запущенных случаях может быть наложен запрет на выезд за границу (при сумме долга от 30 тыс. руб.), по суду также могут удерживать средства из зарплаты.
Важно не забывать об оплате и, если в начале ноября на руках еще нет налогового уведомления, стоит проверить информацию в личном кабинете на сайте ФНС или лично в отделении налоговой. Иногда бывает, что, например, из-за человеческого фактора почта не приходит вовремя, но это не избавляет собственников от обязанности оплатить налог до 1 декабря включительно.
Законодательные аспекты налога на имущество
Анализируемый налог относятся к компетенции главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации. Имущественные активы входят в налоговую базу согласно условиям, задекларированным в ст. 374 НК РФ. П. 4. этой статьи оглашает перечень объектов, по которым платить данный налог не нужно. Ст. 381 НК РФ рассматривает определенные виды деятельности, которые не предусматривают взимание с предпринимателя этого налога.
В целом, российские организации, а также иностранные, имеющие представительство в РФ, обязаны платить налог на имущество, находящееся на их балансе, движимое, оприходованное ранее 2013 года, и/либо недвижимое. Некоторые категории организаций являются льготниками.
Данный налог является региональным, это значит, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно снижать установленную Правительством налоговую ставку в 2,2%.