Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли устанавливать тахограф на автомобиль?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые устройства получили свое название благодаря тому, что способны в режиме реального времени – в процессе движения транспортного средства – передавать сведения о нарушении водителем режима труда и отдыха, а также о превышении допустимого скоростного режима. Кроме того, фиксируется и факт активизации блока СКЗИ, его извлечения или установки и попытка изменения идентификационных данных транспортного средства. Вся информация с онлайн-тахографа поступает в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль». В пояснительной записке к проекту Минтранса отмечено, что готовятся изменения в КоАП, предусматривающие возможность привлечения к административной ответственности по данным, направленных в систему.
Применение в городских автобусах
Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.
Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.
К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:
- ШТРИХ-ТахоRUS;
- Меркурий ТА-001;
- DTCO 3283;
- АТОЛ Drive 5;
- EFAS V2 RUS и другие.
Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Тахографы в 2020 году
Тахограф – специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств. Рассмотрим, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях.
Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.
- То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.
- Режим труда и отдыха водителей
- Режим управления личными грузовиками и автобусами
Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.
На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.
Цифровой тахограф SMART 2 записывает пересечения границы автоматически
На данный момент еще не используется ни один цифровой тахограф, который сохранял бы пересечение государственной границы автоматически. Даже новые тахографы SMART 1, выпущенные 15.06.2019, не имеют этой функции. SMART 1 записывает через каждые 3 часа движения местонахождение автомобиля, но не пересечение границы.
Однако вскоре появятся новые, умные тахографы второго поколения, или SMART 2, которые будут автоматически регистрировать пересечения границы. Таким образом, с приходом SMART 2 отпадет необходимость останавливать автомобиль, чтобы ввести обозначение страны. Но этого времени следует еще дождаться.
Известен следующий график прихода SMART 2:
- С 21 августа 2023 года – тахограф SMART 2 устанавливается на всех новых автомобилях
- С 31 декабря 2024 года – тахограф SMART 2 должен быть установлен на всех автомобилях, осуществляющих международные перевозки, у которых используется обычный аналоговый или цифровой тахограф, выпущенный до 14 июня 2019 года (то есть до версии SMART 1).
- С 21 августа 2025 года – тахограф SMART 2 должен быть установлен также на всех автомобилях, осуществляющих международные перевозки, которые используют тахограф SMART 1.
С 1 ноября 2020 года вступают в силу ряд поправок и изменений в действующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ №196 статья 20.3, предписывающая физическим лицам оснащать тахографами весь эксплуатируемый транспорт для грузоперевозок (массой свыше 3,5 тонн), а также автобусы и соблюдать требования по надлежащему использованию прибора и придерживаться установленного режима работы водителя по тахографу;
- Постановление Правительства №1276 о нововведениях в порядке техосмотра ТС;
- КоАП статья 11.23, ужесточающая ответственность за административные нарушения на транспорте, попадающем под оснащение тахографами.
В измененном тексте ПП России от 30.09.2019 за номером 1276 содержаться такие требования для водителей и руководителей предприятий:
- С ноября, при прохождении технического осмотра, у всех автотранспортных средств грузовой и пассажирской категории обязательно будет проверяться тахограф – его функциональность, наличие заводской пломбы и другие технические параметры. Все проверяемые данные будут занесены в соответствующие раздел диагностической карты нового образца.
- Сделаны разграничения по марке тахографов – для движения по дорогам России предусматривается модель марки СКЗИ, для международных перевозок – ЕСТР (Приказ Министерства транспорта за номером 36 и Европейскими нормами движения).
- Грузовой автотранспорт весом более 3,5 т. обязательно оснащается тахографом, подобные требования относятся и к пассажирским автобусам, несмотря на общую массу и количество посадочных мест.
Будьте внимательны! Многие недобросовестные сервисные центры предлагают к установке именно модель, предназначенную для европейских дорог, его стоимость несопоставимо выше российского аналога.
Цифровой тахограф – на какие транспортные средства он ставится?
С 2020 года вступили в действие поправки в закон о проверках. 25 января 2020 года правовой портал «Гарант» опубликовал руководство Ространснадзора по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган дал пояснения по спорным моментам, в частности, относительно видов транспорта, на которые следует установить тахографы с 1 января 2020 года. Постановление правительства и приказы Минтранса не дают, например, однозначного ответа, должны ли оснащаться этими приборами служебные автобусы, не совершающие непосредственно коммерческих рейсов.
Позиция Ространснадзора: если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, тахографы на служебных автобусах должны быть установлены в обязательном порядке.
При этом в нормативных актах четкого определения понятию «коммерческие перевозки» нет. Словарь финансовых и юридических терминов портала «КонсультантПлюс» трактует его так: «регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком». То есть на коммерческий характер перевозки указывают:
- наличие договора,
- плата за услугу.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Шаг 1. Кто эксплуатирует автомобиль?
На первом шаге нужно понять, кто эксплуатирует выбранное транспортное средство: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо.
В большинстве случаев для этого достаточно посмотреть в свидетельство о регистрации ТС и найти поле «СОБСТВЕННИК (владелец)«.
Например, если в поле «собственник» указаны ФИО собственника (Иванов Иван Иванович), то автомобиль принадлежит физическому лицу.
Если в поле «собственник» указано название организация (ООО ПДДМастер), то автомобиль принадлежит юридическому лицу.
Примечание. Важно понимать, что в некоторых случаях автомобиль может принадлежать юридическому лицу, а эксплуатироваться физическим лицом. И наоборот.
Такое возможно, если юридическое лицо передает автомобиль в аренду физическому лицу. Либо физическое лицо передает автомобиль в аренду юридическому лицу.
В общем, на первом шаге следует выяснить, кто эксплуатирует транспортное средство. Если эксплуатацией занимается физическое лицо, то переходите к шагу 2. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то переходите к шагу 3.
Приказ Минтранса России №440 заменит Приказ №36 с 01 января 2021 года
- 27 ноября 2020 года Министерством Юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Минтранса России № 440 от 28 октября 2020 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах» (далее по тексту Приказ № 440).
- Приказ № 440 пришел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года, вступает в силу с 01 января 2021 года.
- Приказ № 440 сохранил основные требования и структуру своего предшественника и состоит из текста самого приказа и пяти приложений к нему:
- Приложение № 1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства.
- Приложение № 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
- Приложение № 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства.
- Приложение № 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.
- Приложение № 5. Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Вместе с тем, в Приказ 440 внесен ряд изменений. В частности:
- Приложение № 2 дополнено категорией транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами: «транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования».
- Приложением № 3 закреплена обязанность ФБУ «Росавтотранс» по предоставлению сведений об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.
Кроме того из приложения № 3 исключена норма, позволяющая водителю вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью.
Также исключен порядок действий водителя в случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи.
- Из приложения № 4 исключена норма обязывающая мастерскую при замене СКЗИ тахографа «уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа».
При этом уточнено, что работы по выводу из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа осуществляется в соответствии с требованиями технической документации организаций — изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа и требованиями Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005).
- Кроме того, нормами принятых 438 и 440 приказов Минтранса России определен срок оснащения тахографами следующих категорий транспортных средств:
- грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
- транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- транспортные средства категорий М2 и М3, (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Обязательное условие, которому должны отвечать все современные тахографы – это непрерывная фиксация информации о том, соблюдает ли водитель машины режим труда и отдыха.
В 2020 году в силу вступило Постановление Правительства № 1213, на основании которого Минтранс получил полномочия по установке порядка оснащения автомобилей устройствами для контроля. Данные требования подлежат согласованию с МВД и ФСБ.
Тахографы, предназначенные для воспроизведения деталей рейса, производители дополняют модулем СКЗИ для хранения полученных данных и их шифрования.
Одним из требований к такому устройству является наличие пломбы на корпусе. Кроме самого блока, в комплект СКЗИ входит:
- Программное обеспечение для обработки данных.
- Датчик движения.
- Клавиатура для ввода данных.
- Дисплей.
- Карта.
- Антенна – ГЛОНАСС.
Общий срок действия оборудования – 3 года. Замена может потребоваться в нескольких случаях:
- поломка прибора;
- изменение данных;
- смена владельца.
Особенности осуществления замены
Ространснадзором были даны некоторые пояснения, относительно установки новых тахографов с 1 января.
Так, организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность – по перевозке пассажиров или груза, в обязательном порядке должна установить в машинах тахографы современного образца.
В законе не дается понятие такого определения, как «коммерческие перевозки». Однако, под ними следует понимать те перевозки, которые совершаются регулярно, а исполнитель берет с заказчика плату за услугу.
На коммерческий характер перевозки могут указывать следующие факторы:
- плата за выполнение услуги;
- договор между заказчиком и ИП.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3.
Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен
в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года
Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.
Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.
Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:
- замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
- сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
- проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.
Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:
- демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
- передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.
В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:
- выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
- демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
- направить информацию в ФБУ “Росавтотранс” для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.