- КОАП

Как оплатить транспортный налог и имущественные платежи через ЕРИП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оплатить транспортный налог и имущественные платежи через ЕРИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налог на недвижимость в Беларуси тоже платят за предыдущий год. До 15 ноября нужно внести аванс в 50% за 2022 год. Оставшуюся сумму надо будет донести до 15 ноября 2023 года. Соответственно, за 2023 год нужно будет заплатить не позже 15 ноября 2024 года.

Размер транспортного налога для физических лиц на 2022 год

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,5 т. (включительно) 61,0
от 1,5 т. до 1,75 т. 81,0
от 1,75 т. до 2,0 т. 102,0
от 2,0 т. до 2,25 т. 122,0
от 2,25 т. до 2,5 т. 142,0
от 2,25 т. до 3,0 т. 162,0
свыше 3,0 т. 223,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 41,0
свыше 0,75 т. 223,0
прицеп-дача (караван) 41,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 162,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 345,0
от 3,5 т. до 12 т. 447,0
более 12 т. 508,0
седельный тягач 406,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 244,0
от 21 до 40 мест (включительно) 345,0
свыше 40 мест 447,0
Мотоцикл (всех видов) 41,0

Порядок исчисления налога

Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).

При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена государственная регистрация транспортного средства;

  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.

Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:

  • на 1 января текущего года – за I квартал;
  • на 1 апреля текущего года – за II квартал;
  • на 1 июля текущего года – за III квартал.

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога

Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.

Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.

В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.

Важно!

В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.

Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:

  • ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

  • в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).

Читайте также:  Расчеты по выплатам среднего заработка за дни ухода за ребенком-инвалидом

Суммы транспортного налога включаются:

· плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

· индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК).

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Льготы по уплате транспортного налога

В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки).

Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.

Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.

Как платить прошедшим техосмотр

Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.

Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.

Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.

Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.

Читайте также:  Пособие по безработице в 2023 в России

Еще примеры.

Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.

Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.

И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.

К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.

Что такое транспортный налог и зачем он нужен?

Еще в 2016-ом году на трое белорусов приходился как минимум 1 личный автомобиль. Примените эту нехитрую статистическую выкладку к общему количеству населения страны — и поймете, что ежедневно дорожные просторы Беларуси бороздят около 3 миллионов единиц автомобилей. И это принимаются в расчет только личные авто — к полученной цифре можно смело добавлять и те транспортные средства, которые числятся на балансе у различных предприятий.

Конечно, такой интенсивный трафик наносит непоправимый урон имеющимся дорогам, и правительство Беларуси как раз и попыталось решить этот вопрос введением вышеупомянутой государственной пошлины. Юридически она закреплена в Налоговом кодексе РБ в 249-ой статье – читайте пункт 1.64. Вырученные средства направляются в республиканский и местный бюджеты на строительство новых дорог и ремонт уже существующих.

Так выпущенные или зарегистрированные?

«Есть непонятный момент в вопросе уплаты транспортного налога. В одних источниках говорят, что за автомобили, зарегистрированные до 1991 года, платить дорожный налог не нужно, в других – обратное. Где правда?»

Правда в том, что читать закон нужно в том виде, в котором он написан законодателем. А дословно данный пункт гласит: «Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют». Это значит, что дорожный налог на автомобили, выпущенные после 1991 года (1992-2021 г.в.), будет начисляться, до этого года – нет.

Это озадачило многих наших читателей, ведь получается, что катаешься на авто, допустим, 1985 года выпуска, дороги по факту эксплуатируешь, но за это не платишь. Странно, но как есть.

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

Читайте также:  Налог на подаренный автомобиль

Льготы на оплату транспортного налога.

С 2021 года при оплате транспортного налога появились льготы для пенсионеров и инвалидов. В обязательном порядке данные категории граждан должны предоставить документы подтверждающие право вождения автомобилем. Это означает, что нельзя оформить авто на родственника пенсионера.

Ставки транспортного налога снижены:

  • на 50% – для пенсионеров, ветеранов и инвалидов I и II группы;
  • на 25% – для инвалидов III группы.

Также не являются объектом налогообложения транспортные средства, год выпуска которых значится ранее 1 января 1992 года, или в отношении которых дата регистрации не может быть установлена.

Транспортный налог не будет взиматься в отношении транспортных средств, снятых с учета с 1 января до 1 июля 2021 года.

50% платят за механические транспортные средства конструктивно предназначенные для перемещения опасных грузов.

Полностью освобождены от транспортного налога согласно статье 257 НК РБ:

  • пассажирские транспортные средства общего пользования из списка Минтранса;
  • перевозчики, обязанные выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
  • автомобили медицинской помощи;
  • транспортные средства, специально оборудованные для перевозки инвалидов;
  • транспорт с надписью «Социальная служба», фактически занимающийся социальным обслуживанием населения;
  • республиканские органы государственного управления, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы;
  • транспортные средства Вооруженных сил, других силовых ведомств, а также специальный транспорт МЧС.

Также не нужно платить транспортный налог владельцам электромобилей. Эта льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года.

Кто должен оплачивать транспортный налог?

Данный налогом облагаются транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ.

Плательщиками транспортного налога являются:

  • организации;
  • физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве ИП;
  • лизингополучатель, в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг).

Примечание:

Плательщиками транспортного налога не признаются:

  • республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы,
  • суды;
  • органы прокуратуры;
  • исполкомы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
  • организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
  • войска и воинские формирования.

Налог не уплачивается на транспортные средства:

  • находящиеся в угоне;

Примечание:

Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами (статья 85 Налогового кодекса).

  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • электромобили – по 31 декабря 2025 года;
  • специально оборудованные для использования инвалидами;
  • у плательщиков-организаций – предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами.

В отличие от других стран, транспортный налог в Беларуси не предусматривает штрафных санкций за неоплату. Однако, как уже не раз говорилось выше, пройти без оплаченной квитанции технический осмотр автомобиля невозможно.

В то же время предусмотрен штраф за езду без технического осмотра, который при первой остановке сотрудниками ГИБДД составляет от одной до трёх базовых величин, а в последующем – при повторной остановке в отсутствии сертификата санкции вырастают до пяти базовых величин (27 рублей – 1 БВ).

Важно! Проблема состоит в том, что налог гораздо превышает штрафные санкции за отсутствие сертификата на технический смотр, поэтому некоторые граждане предпочитают не платить налог, не проходить транспортный осмотр, а просто платят штрафы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *