- КОАП

Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Материальная ответственность водителя

Формирование соглашения о финансовой ответственности в отношении водителя, который исполняет свои трудовые обязательства при использовании авто фирмы, является незаконным. Это также касается ситуаций, когда данный гражданин занимает должность водителя-экспедитора.

В ситуации, когда во время исполнения возложенных на лицо обязанностей машина получает повреждения, применить к человеку полную материальную ответственность не получится. Данное правило относится не только к тем, кто занимает должность водителя, но и водителя-экспедитора. Прописаны такие положения в апелляционном определении Ростовского областного суда от 2015 года по делу № 33-6963/2015.

Причина невозможности установления таких мер кроется в том, что ответственность действует только в отношении тех объектов, которые вверены гражданину. К такому имуществу не может относиться средство передвижения, при использовании которого лицо исполняет свои обязанности на работе.

Также основанием для невозможности привлечения к такой ответственности выступает отсутствие должности в списке, закрепленном Правительством РФ. Стоит отметить, что в ситуациях, описанных в трудовом законодательстве, к данному сотруднику могут применяться меры полной материальной ответственности.

Заключение необходимых соглашений

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.

Читайте также:  Инструкция: обговариваем обеспечительный платеж в договоре аренды

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Границы ответственности

В начале данной статьи отнюдь не случайно было подчеркнуто, что законодатель достаточно явно демонстрирует приоритет охраняемых законных интересов именно работников – в сравнении с аналогичными позициями, касающимися работодателя.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям это выражается в ограниченных возможностях работодателя МО подчиненного возможна лишь в специально оговоренных случаях.

Имеется в виду совпадение ситуаций с теми, которые названы законодателем.

Трудовой Кодекс в ст. 238 исчерпывающе отвечает на вопрос относительно МО: в качестве единственного и неоспоримого основания названо причинение ущерба, который обязан быть «прямым и действительным».

Мнение эксперта

Михайлов Владислав Иванович

Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

Абзац 2 указанной правовой нормы дает необходимое разъяснение: таковым признается причинение вреда, связанное с уменьшением наличного имущества его владельца.

Законодатель подразумевает здесь и причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.

Ненадлежащие действия сотрудника объективно предполагают некие затраты, возлагаемые на работодателя.

К таковым приравниваются также незапланированные расходы, связанные с:

  • приобретением имущества, утраченного в результате определенных ненадлежащих действий (бездействия);
  • восстановлением (ремонтом);
  • возмещением ущерба третьим лицам.

Разумеется, наступление МО возможно лишь при наличии определенных оснований. Их исчерпывающий перечень определяется гражданским законодательством.

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Инструкция: составляем договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Для этого потребуется заключить договор о полной материальной ответственности с водителем.

Однако чтобы взыскать с работника полную стоимость причиненного ущерба, законом предусмотрены случаи, когда договор о полной материальной ответственности водителя не потребуется. Под законом в данном случае подразумевается ТК РФ, а именно статья 243. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

  • совершение преступления. Конечно, факт должен быть подтвержден судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате него был причинен ущерб, платить придется;
  • умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, был ли заключен с ним договор о материальной ответственности водителя. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно, был ли человек при этом пьяный или трезвый — предел ответственности одинаковый;
  • разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба, даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Работодатель имеет право привлекать сотрудников к материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными Федеральными законами (абз. 6 ч. 1 ст. 22 ТК РФ). Согласно статье 238 ТК РФ, работник обязан возместить нанимателю причиненный ему прямой действительный убыток. С точки зрения должности водителя, прямым действительным ущербом будет являться:

  • затраты на ремонт, восстановление автомобиля после ДТП;
  • стоимость автомобиля в случае невозможности восстановления после ДТП;
  • штрафные санкции за нарушение ПДД;
  • компенсация потерь третьим лицам, если она выплачивается работодателем.
Читайте также:  Что делать, если потерял паспорт

Статья 241 ТК РФ устанавливает пределы материальной ответственности работника в пределах его месячного заработка в том случае, если не заключен договор о полной материальной ответственности.

Приказ о материальной ответственности водителя (образец)

За причиненный работодателю материальный ущерб работник несет ответственность, но только в пределах среднего месячного заработка. Если сотрудник компании работает с финансами, товарами, использует автомобиль компании, то работодатель вправе заключить с ним договор о полной материальной ответственности или, например, договор материальной ответственности водителя за автомобиль.

Согласно трудовому законодательству, заключать договор о полной материальной ответственности работодатель имеет право не со всеми категориями работников, а только с теми, должности (обязанности) которых указаны в специальном, утвержденном постановлением Минтруда, перечне. Кроме того, нельзя заключать такой договор с работниками, которые не достигли совершеннолетия (возраста 18 лет), а также с работниками, оформленными по гражданско-правовому договору.

Не «вверенное», а «используемое»

Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).

На заметку

Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.

Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

Полная материальная ответственность водителя за автомобиль — законно ли это?

Главной характеристикой работы водителя-экспедитора является тот факт, что в отличие от рядового водителя, он несет ответственность за доверенные ему материальные ценности и груз.

Также следует упомянуть, что должность экспедитора присутствует в перечне должностей, к которым может устанавливаться полная мат. ответственность.

Помимо этого, сотрудник может привлекаться к другим видам ответственности. К примеру, к индивидуальной и административной. Ключевое значение при этом играют должностные обязанности, возлагаемые на работника.

Водитель-экспедитор должен отвечать как за состояние доверенного ему автомобиля, так и за груз, который он в нем перевозит. Во избежание случаев привлечения к ответственности работник должен придерживаться установленных должностными инструкциями и другой подобной документацией правил.

В процессе оформления договора, в котором будет отражена тема привлечения работника к полной материальной ответственности, важно соблюдать единое установленное правило.

Данное требование регламентируется 232 статьей ТК РФ. Структура договора, в котором присутствуют условия привлечения к мат. ответственности, должна выглядеть следующим образом:

  • преамбула — основные сведения о каждой стороне трудовых отношений;
  • обязанности сотрудника и работодателя;
  • перечисление функций, возлагаемых на сотрудника, особенности выполнения им должностных обязанностей;
  • обстоятельства, при появлении которых возникают случаи полной материальной ответственности;
  • технология определения суммы убытков при нанесении ущерба имуществу компании;
  • исключения. Под ними принято понимать факторы, при появлении которых водитель/водитель-экспедитор освобождается от ответственности;
  • методики разрешения возникших споров (возможные варианты судебных и досудебных разбирательств);
  • дата составления соглашения;
  • подписи сторон, принимавших участие оформлении документа.
Читайте также:  Нетипичные ситуации при удержании алиментов на несовершеннолетних детей

Условия наступлении материальной ответственности должны быть отражены во внутренней документации компании. Специфика бумаг зависит от типа ответственности.

С лицами, должности которых отражены в перечне Постановления Министерства труда, нужно заключать дополнительный договор.

Условия наступления ответственности и другие сопутствующие моменты также могут присутствовать в соглашении, заключаемом с сотрудником в процессе приема его на работу.

При установлении ограниченной ответственности договор может не заключаться, потому как данный вид ответственности несут все трудящиеся граждане.

Водитель — это сотрудник, деятельность которого основана на использовании транспортного средства. Автомобиль — дорогостоящее имущество, за порчу/поломку которого сотрудник несет ответственность.

Ущерб возмещается в том случае, если повреждения возникли по вине трудящегося. Водителя можно привлечь к материальной ответственности за следующие действия:

  • возникновение затрат, предназначенных для проведения восстановительных и ремонтных работ автомобиля, попавшего в ДТП;
  • порча/поломка автомобиля;
  • наложение штрафных санкций за несоблюдение правил дорожного движения;
  • необходимость работодателя выплачивать какие-либо компенсационные суммы (по вине сотрудника);
  • распространение информации, разглашение которой запрещено.

При этом должно соблюдаться условие — виновником происшествия является сотрудник, которому было доверенное транспортное средство.

При необходимости работник должен возместить убытки, полученные в результате повреждения автомобиля.

Если транспортное средство не подлежит восстановлению, водитель выплачивает компенсационную сумму. Ее величина определяется в соответствии с рыночной стоимостью авто.

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Материальная ответственность за пользование катером

Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права.

Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий). Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.

Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.

Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *