- Гражданское право

Как научить ребенка концентрации внимания и зачем это нужно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научить ребенка концентрации внимания и зачем это нужно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни. Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Почему это происходит?

Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.

1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух

Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:

  • часто переспрашивает;
  • не сразу отзывается, когда его зовут;
  • постоянно в ответ на ваш вопрос говорит: «Что?» (но, если вы сделаете паузу, отвечает правильно);
  • хуже воспринимает речь в шуме;
  • не может запомнить просьбу, состоящую из нескольких частей.

2. Не может спокойно сидеть на месте

Многие школьники с трудом высиживают 45 минут: ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:

  • «стекает» со стула;
  • постоянно наваливается всем телом на стол;
  • поддерживает руками голову;
  • обвивает свои ноги вокруг ножек стула.

Как помочь ребенку не отвлекаться

Как обеспечить ребенку внимание? Это значит, он поел вовремя, выспался, погулял, эмоционально не перевозбужден, ему хочется заниматься — тогда он внимателен.

Если он расстроен, огорчен, если у него одна неудача за другой, если он плохо себя чувствует, если он не вовремя ест, недосыпает — внимания не будет.

Читайте также:  Попадают ли в 2 ндфл компенсации при задержке зарплаты

Наши дети недосыпают до полутора часов, а малыши должны спать 10 часов и быть на воздухе 2,5 часа.

Если это не соблюдается, ребенок невнимателен еще больше, чем он может быть невнимателен в соответствии с возрастом.

Мы, взрослые, и старшие подростки можем пересилить себя. У нас нет условий для того, чтобы быть внимательными, но мы можем себя заставить. Малыш в 1–3-м классе заставить себя не может. К 4-му внимание будет, если все условия соблюдаются — учительница не кричит, дома бесконечно не высказывают свое недовольство, а уроки не мука — если все нормально.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни. Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности — процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Почему ребенок подвержен этому

Все зависит от возраста ребенка. Малышам свойственно отвлекаться, их интересует все вокруг. А вот школьники уже потихоньку учатся сосредотачивать свое внимание. Но во время учебы, занятий дома им хочется заниматься чем угодно, только не тем, что надо.

Т.е. он вполне осознано откладывает дело на потом, но именно в этот момент даже не догадывается о последствиях его отсрочки. Скорее всего в дальнейшем он и не поймет, что, откладывая дела, он сделал плохо, пока не придет злая мама и не даст «подзатыльник».

Многие родители путают это состояние ребенка с ленью. Но если лень просто состояние, то «прокрастинация» – болезнь 21 века. Некоторые психологи ее так и называют «болезнью», так как она сопровождается внутренним дискомфортом, стрессом, диким состоянием усталости (даже больше чем, если бы он трудился), к тому же у него может возникнуть чувство вины за то, что он должен сделать, но не делает.

Читайте также:  Минимальная и средняя зарплата в США

Это ужасное состояние самый серьезный барьер перед любым сложным делом и с ним нужно научиться справляться как родителям, так и детям. Для этого нужно во время определить признаки прокрастинации.

Что помогает воспитать усидчивость и настойчивость?

Получение навыков, не требующих слишком долгого обучения. Многие из них пригодятся и в жизни, и при общении со сверстниками. Важно, чтобы между умением и неумением была понятная граница и формулировка «умею немножко» не складывалась. Сложно сказать, что я «немножко умею плавать». Потому что, когда дно уходит из-под ног, ты или плывёшь, или тонешь. То же с ездой на двухколёсном велосипеде или на коньках. Речь не идёт о воспитании участника велогонок или соревнований по фигурному катанию, хотя, возможно, чем-то ребёнок и заинтересуется всерьёз, но позже. Пока же мы говорим лишь об умении держать равновесие или не бояться определённого вида деятельности. Если подумать, то можно найти массу таких небольших умений. Примите за правило постоянно помогать ребёнку в обретении таких навыков. Например, раз в месяц или в два ставьте ему новую задачу и решайте её вместе. Это интересно. Постепенно он войдёт во вкус.

Приготовление вкусной еды. Если ребёнку больше десяти лет, предоставьте ему поле для творчества. Постарайтесь помогать лишь ненавязчивыми советами. Кто-то скажет, что это занятие для девочек, но есть целый ряд традиционно мужских блюд. Готовить можно вечером, рассчитывая получить таким образом вкусный ужин. Или на природе, для пикника. Вначале посоветуйтесь с юным поварёнком и заинтересуйте его процессом. Идеально, чтобы желание сотворить вкусное блюдо он высказал сам. Совместно изучите разные рецепты и выберите не очень трудоёмкое, но вкусное блюдо. Со временем можно усложнять рецептуру. Изюминка в том, что если работу не довести до конца, то можно всех оставить голодными, а если довести – всеобщее удовлетворение очевидно.

Ремонт в комнате своими руками. Ничто так не оживляет повседневность, как изменения в интерьере. Но даже небольшая перестановка мебели, как правило, чревата массой неприятных неожиданностей в виде оторванных обоев, заляпанных стен и пола, затёртой интерьерной краски. Скромный полёт фантазии может запросто выдать идеи, способные не только исправить ситуацию, но и улучшить её. Оптимально заранее, перед началом ремонта и перестановок, продумать базовые элементы, измерить площади и вписать желаемое в полученные размеры. То есть нужно создать небольшой проект, реализовать его на практике и устранить недоделки. Работа привьёт массу полезных навыков, а необходимость постоянно находиться в комнате заставит завершить начатое.

Для детей лет до девяти задача с ремонтом может оказаться слишком сложной. В этом случае можно ограничиться раскрашиванием больших картинок. Однако и тут желательно организовать всё так, чтобы раскраски имели практическое применение.

Стоит ли заставлять учиться?

Взрослые понимают, что обучение в школе дает важнейшую базу для дальнейшей жизни, поэтому они хотят, чтобы их ребенок хорошо учился. Но у большинства школьников успеваемость далека от идеальной, а потому родители пытаются как-то повлиять на своих детей: заставляют их больше заниматься, регулярно проверяют уроки, отдают к репетиторам. При этом, дополнительные занятия чаще всего предлагаются в ультимативной форме, так как родители хотят поскорее получить результат и не учитывают желаний и приоритетов учащихся.

Но такой подход не всегда дает желаемый результат. Более того, когда школьников заставляют заниматься, они быстрее теряют мотивацию к учебе. Связано это с тем, что ученики начинают лучше учиться не для того, чтобы стать образованнее, хорошо сдать экзамены и состояться в жизни, а для того, чтобы успокоить родителей. В итоге ребята стараются выучить тот необходимый минимум, который позволит им получить желаемую оценку и не прилагают дополнительных усилий, чтобы действительно понять материал и запомнить его.

Поэтому вместо того, чтобы заставлять учиться, стоит постараться привить интерес к знаниям, повысить мотивацию и организовать учебные будни таким образом, чтобы выполнение домашних заданий и подготовка к проверочным работам не вызывала трудностей. Сделать это будет проще, если наладить режим дня школьника, научить его правильно распределять собственное время и справляться с различными отвлекающими факторами.

Распределяйте время правильно

Важно помнить, что каждый школьник индивидуален. Одним удобнее заниматься уроками в дневное время, то есть практически сразу после прихода со школы, а другим – в вечерние часы. Поэтому при выборе времени для выполнения заданных на дом упражнений важно учитывать потребности и индивидуальные особенности учащегося.

То же касается и выбора предметов, которые должны изучаться в первую очередь. Не существует одинаково удобного для всех плана домашних занятий – кому-то проще сначала выполнить письменные упражнения, а потом перейти к устным, а кому-то наоборот.

Читайте также:  От обналичивания до уголовных дел: как тратят материнский капитал

Если у ребенка еще не сформировано понимание того, как ему распределять свой день и в какой последовательности повторять материал, то разобраться в этом могут помочь взрослые. Родителям нужно определить то, в какие часы у школьника наступает пик интеллектуальной активности, и он способен быстрее справляется со своими задачами – именно это время лучше посвятить учебе. Предметы также нужно изучать в том порядке, в котором удается эффективнее с ними справляется.

Различают пять свойств внимания:

  • Концентрация — это умение сосредотачиваться на одном объекте или деятельности.
  • Распределение — способность человека удерживать в центре внимания множество объектов.
  • Переключаемость — способность переключать внимание с одного объекта на другой.
  • Объём — измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринимать одновременно.
  • Устойчивость — это длительность удержания внимания на предмете или какой — либо деятельности.

Когда архитектор Антони Гауди ходил в школу, его не любили учителя. Не любили за то, что он постоянно задавал им неожиданные вопросы. Например, когда учитель рассказывал детям: «Ребята, Господь дал птицам крылья для того, чтобы они летали», маленький Антони вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает…» Эти вопросы сбивали с толку преподавателей и заставляли детей смеяться или удивляться, хотя такой вопрос учитель мог бы с легкостью использовать в своих интересах: например, попросить других ребят ответить на вопрос Гауди. Или самому задать такой вопрос детям.

Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка: «Ваня, как ты считаешь, сколько прилагательных можно придумать к слову „геймер“?» На уроке астрономии: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».

Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры.

На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».

Лайфхак № 5: Положительная установка

Подбадривайте себя. Куда лучше отправляться на урок с мыслью «У меня всё получится!», чем с мыслью «Математика — слишком сложная наука!».

Американский исследователь Альберт Бандура провёл такой эксперимент. Он разделил школьников на на 2 группы и выдал нерешаемую задачу. Первой группе сообщили: «Задача сложная, и она вам не под силу, скорее всего вы не справитесь, но попробуйте». Второй группе сказали: «Задача сложная, но вы в состоянии найти ответ».

Исход эксперимента — первая группа школьников отчаялась практически сразу и отказалась искать решение. Вторая группа работала до тех пор, пока не выдала свой вариант решения (хоть и ошибочный).

Поэтому самое главное — это вера в себя!

Надеемся, что наши советы сделают вашу учёбу проще, эффективнее и лучше. Желаем всем отличного учебного года!

Станьте для детей авторитетом

Отсутствие авторитета — обычная ситуация, если вы взяли новый класс, особенно если вы только пришли в образовательное учреждение, где никто вас не знает. Каждого нового педагога дети испытывают на прочность, и каждый раз вам приходится зарабатывать авторитет заново.

Решайте проблему непослушания самостоятельно. Не жалуйтесь завучу или директору — это даст кратковременный эффект, а ребята поймут, что испытание вы провалили.

Сразу поставьте себя так, чтобы каждое ваше замечание звучало непререкаемо. Если вы о чем-то попросили — просьба должна быть выполнена. Дайте детям понять, что ваше слово — истина в последней инстанции и не подлежит обсуждению. Не кричите, ваши слова должны звучать спокойно, но веско.

Не заигрывайте с учениками, но и не обзывайте детей и не унижайте их. Не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Постарайтесь увидеть в каждом ученике прежде всего человека. Даже отъявленные хулиганы ответят вам тем же.

Если есть возможность, налаживайте контакт с детьми в неформальной обстановке. Организуйте поход в музей, в кино, или на экскурсию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *