Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить Европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсутствие пострадавших граждан является причиной отказа сотрудников ГИБДД выезжать на место аварии при самостоятельном урегулировании конфликта между сторонами. Если участники не могут решить спорные моменты, инспектор ГАИ обязан выехать на вызов для оформления ДТП. Для составления европротокола дорожного происшествия без раненых и пострадавших водители могут не фиксировать данные свидетелей, достаточно будет видео или фотоматериалов.
Пошаговая инструкция оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД
Участие в аварии нескольких автомобилей, серьезное нанесение вреда имуществу или здоровью – основания для вызова инспектора ГАИ. Порядок оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД:
- Осмотр места столкновения.
- Огораживание аварийного участка с сохранением следов.
- Сбор сведений об участниках ДТП, свидетельских показаний.
- Описание повреждений автотранспортных средств.
- Проведение медицинской экспертизы на предмет алкогольного, наркотического опьянения водителей.
- Составление протокола осмотра, схемы места происшествия в присутствии двух понятых или участников ДТП.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автомобилей.
- Вынесение постановления о мере наказания.
Первый этап оформления ДТП – осмотр места происшествия. После исследования территории инспектор обязан допросить участников и свидетелей аварийной ситуации, зафиксировав их показания. Основной этап работы сотрудника ГАИ после общения с водителями, посторонними гражданами, осмотра поврежденных транспортных средств – оформление документов, в которых отражены сведения и объяснения участников аварийной ситуации, схема ДТП. Для дальнейшего расследования происшествия инспектор может снять на фото- или видеокамеру место инцидента. Во время бюрократических процедур сотрудник ГИБДД обязан регулировать движение автомобилей на аварийном участке. После беседы и осмотра, инспектор ГАИ составляет протокол ДТП, просит написать объяснительные участников и выносит заключение о наказании.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Обязан ли виновник извещать свою страховую?
Независимо от того, каким образом оформляется ДТП по Европротоколу ОСАГО или в обычном порядке, обращение в СК служит обязательным мероприятием. Позвонить своему страховщику – обязанность каждого автовладельца, авто которого оказалось повреждено при столкновении. Если этого не сделать, то СК вправе отказать в выплате. При разговоре с представителем фирмы ему сообщают основные сведения о произошедшей на дороге ситуации. Нужно определить ее место и время, прояснить количество участников, пояснить, какие автомашины столкнулись. Обрисовать характер повреждения автомобиля, рассказать о количестве жертв или пострадавших, если они есть. Указывают номера и марки машин. Нередко представитель автостраховщика приезжает по вызову клиента и сам занимается составлением документации.
Что делать, если страховщик занизил сумму выплат?
Практика показывает, что страховые фирмы занижают выплаты на треть. Это существенная сумма, без которой полное возмещение ущерба невозможно. Чтобы выяснить, насколько корректно рассчитана сумма страховой выплаты, обращаются к эксперту. Чтобы самостоятельно определить размер ущерба и выяснить, была ли занижена сумма выплаты, необходимо придерживаться установленной законом процедуры:
- Получить на руки акт, составленный страховщиком. В документе указывается размер убытков и сумма компенсации.
- Заказать независимую экспертизу в частной компании.
- Уведомить страховщика о времени и месте проведения повторной экспертизы. Оптимально — заказным письмом, чтобы иметь подтверждение для суда.
- Получить оценку независимого эксперта, на основании которой составить и отправить страховщику претензию с приложением копий необходимых документов (актов, договора и др.).
Если страховая согласна на увеличение компенсации, то получить выплату. Если страховщик не реагирует на претензию либо отказывается менять сумму выплаты без достаточных оснований, то страхователь вправе защищать свои права в суде. Для этого подается исковое заявление, подтверждающие иск документы, копия претензии и ответ страховщика (при наличии). В иске обязательны ссылки на действующее законодательство, регулирующее страховую либо потребительскую сферу.
Я получу выплату или ремонт?
В 2020 году для физических лиц, транспортное средство которых зарегистрировано на территории РФ, установлен приоритет натурального возмещения ущерба (ремонт на СТОА), нежели выплата стоимости восстановительного ремонта деньгами.
Но есть и исключения, при которых страховщик обязан произвести выплату деньгами. Такое происходит в случаях:
- полной гибели транспортного средства;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (нужно отдельно указывать в заявлении);
- если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (нужно отдельно указывать в заявлении);
- если стоимость восстановительного ремонта превышает лимиты в 400 000 и 100 000 рублей в зависимости от способа оформления ДТП;
- если в соответствии с пунктом 22 Закона об ОСАГО вина признана обоюдной, а доплачивать в автосервисе участники аварии не согласны;
- если автосервис не удовлетворяет требованиям к ремонту вашего авто (например, у страховой организации нет договоров с официальными дилерами, а вашему автомобилю менее 2 лет);
- если страховщик не может организовать ремонт на станции, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
- наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
Подробнее про выбор между выплатой и ремонтом читайте в нашей предыдущей статье: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?
Порядок действий при ДТП
Последнее изменение в части правил поведения водителей, попавших в ДТП, датировано 01.07.2016 г. Благодаря этому порядок действий по ОСАГО в 2017 году стал более простым. С этого года к сотрудникам ДПС при аварии можно не обращаться, если:
- нет погибших и пострадавших людей;
- столкнулись только 2 ТС;
- размер ущерба не превышает 25 000 рублей;
- у водителей нет противоречивых мнений по установлению вины;
- водители могут сами заполнить европротокол.
При вышеперечисленных условиях водители могут действовать так:
- Сфотографируйте место ДТП во всех ракурсах. Фото будет достаточно, поэтому свидетелей можно не привлекать.
- После этого уберите машину с проезжей части.
- Заполните извещения со схемой ДТП.
- Отнесите извещение в страховую фирму.
- Выждите время рассмотрения заявления.
Можно ли получить возмещение при ДТП по ОСАГО, если авария произошла во дворе либо на паркинге
Транспортное средство может быть повреждено не только в ДТП. Далеко не каждый водитель знает, что делать при небольших повреждениях автомобиля на автостоянке либо во дворе. Если оно произошло из-за столкновения с другим автотранспортом, случай является страховым, а на него распространяется ОСАГО. В случаях, когда повреждение было вызвано действием пешеходов, посторонних предметов (ветка дерева, сосулька и т.п.), а также действий своего хозяина, страховое возмещение не осуществляется.
При дорожно-транспортном происшествии по автогражданке возмещение положено лишь пострадавшим лицам. Для этого они обязаны зафиксировать факт инцидента. Для этого можно использовать упрощённую процедуру европротокол либо путём вызова инспектора ГИБДД. Документы по аварии должны быть направлены страховщику виноватого водителя, закон отводит организации 20 дней на выполнение возмещения. Законодательство устанавливает максимальные ограничения по величине компенсации. Если нарушитель откажется признать собственную вину, другая сторона должна обратиться в дорожную полицию либо в суд.
Что делать в аварии по ОСАГО, если автотранспорт полностью разрушен
Когда восстановление автомобиля нецелесообразно либо не представляется возможным, тогда страховщик часто настаивает на его уничтожении. Обычно подобное происходит, когда на ремонт необходимо потратить более 60% стоимости машины. Последнее слово за экспертным заключением о стоимости восстановления.
Если принято решение уничтожить транспортное средство, нужно определить, кому будут принадлежать его остатки. В ситуациях, когда они будут принадлежать страхователю, тогда он должен получить финансовую компенсацию. Все тонкости в отношении конструктивного уничтожения автотранспорта должны быть оговорены в договоре со страховщиком. Поэтому его важно внимательно прочитать перед тем, как подписать.
Итак, мы подробно рассмотрели, что делать при наступлении страхового случая по ОСАГО. Важно познакомиться с действующим порядком и запомнить основные этапы. Это поможет не растеряться в сложной ситуации, ничего не забыть и без проблем получить положенную страховую выплату.
Можно ли обратиться в свою страховую?
В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.
Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
- а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
- б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Главные правила ремонта по ОСАГО
Ремонт по ОСАГО ничем не отличается от обычного и к нему предъявляются схожие требования. Ремонт должен осуществляться по технологии производителя, рекомендованными производителем запчастями. Допустимо использовать только сертифицированные технологии ремонта, нельзя постучать молотком, ляпнуть шпатлевки и сказать, что так и было.
В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.
Так, например:
- срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
- максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.
Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. ТС с года выпуска которого прошло менее 2х лет, должно ремонтироваться только на сервисах ОД. Если вам предлагают иной сервис, вы вправе отказаться и получить выплату деньгами.
Если мне не нравится, как отремонтировали машину?
Как сдавать машину в ремонт, мы уже рассказали, необходимо рассказать и как её забирать из ремонта. Казалось бы, машина готова, забрал и поехал, но не тут-то было.
В Законе об ОСАГО указано, что при приеме отремонтированного ТС подписывается акт-приема передачи в 3 экземплярах. И после подписания такого акта все обязательства страховщика считаются исполненными.
О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.
Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП — составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.
Дело в том, что вызов аварийного комиссара — услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.
Новые правила оформления ДТП по европротоколу: как оформить аварию по европротоколу самостоятельно (пошаговая инструкция)
С года вступил в действие первый этап крупной реформы по упрощению порядка фиксации дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников ГИБДД – а соответственно, и в правилах оформления выплат по ОСАГО произойдут серьезные изменения.
Начиная с года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.
Большинство россиян не знают, смогут ли они правильно оформить собственную мелкую аварию по европротоколу, хотя действует эта процедура уже давно. А с года в ней еще и произошли изменения. Рассказываем, как всё должно происходить.
Важных изменений произошло два:
- Если раньше получить в качестве выплаты по ОСАГО можно было только 50 000 рублей, то теперь — 100 000. Эта мера увеличит количество аварий, попадающих под европротокол. Как следствие снизится нагрузка на экипажи ДПС и протяженность пробок.
- Для четырех регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей) уже с 1 июня введен повышенный порог ущерба для упрощенного оформления ДТП при отсутствии разногласий – от 100 до 400 тысяч рублей.
Теперь можно составить европротокол, даже если у участников аварии есть разногласия касательно того, кто в ней виноват.
- Правда, пока это применимо для ограниченного числа ДТП.
- Дело в том, что хотя бы один автомобиль должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС для фиксации факта столкновения и его координат.
- При несильном ударе автоматика, скорее всего, не сработает.
- В таком случае можно связаться с оператором вручную, нажав клавишу SOS. Но — не позже 10 минут после инцидента.
- Со временем должно появиться специальное мобильное приложение РСА. Оно станет альтернативой «эре», обладая защитой от корректировки данных, но пока его нет.
Получение страхового возмещения
Порядок действий для пострадавших при ДТП по ОСАГО после оформления аварии на месте связан с подготовкой документов и передачей их в страховую компанию. В течение 5 дней пострадавший обязан лично передать автостраховщику письменное заявление на получение страховой выплаты, к которому приложить:
- копию паспорта собственника автомашины;
- ПТС и регистрационное свидетельство техники;
- водительские права человека, управлявшего транспортным средством в момент столкновения;
- европротокол или справку ГИБДД (в зависимости от способа оформления столкновения). Европротокол рекомендуется дополнить фото, сделанными на месте аварии. Справка ГИБДД дополняется протоколом об административном правонарушении и справкой об отказе в возбуждении уголовного дела;
- действующий полис обязательного автострахования.
Перечень страховых случаев
Конечно, компании не спешат расставаться с деньгами, поэтому в договоре есть список ситуаций, за которые положены выплаты. Обязательное условие – определить виновника аварии. Перечислим страховые случаи:
- Виновник покинул место происшествия.
- Виновник сидел за рулем транспортного средства в наркотическом или алкогольном состоянии.
- У виновника нет водительских прав или он не вписан в страховку.
- У виновника оформлено «сезонное страхование», которое не действовало в период аварии.
Крайне важно выбрать компанию с хорошими опытами и богатой историей. Например, КАСКО может возместить ущерб даже виновнику ДТП, а вот ОСАГО только пострадавшему.
Отметим некоторые случаи, когда в денежной выплате будет справедливо отказано:
- Водитель обратился за компенсацией морального ущерба.
- Водитель в момент ДТП обучал кого-либо езде на автомобиле.
- Причина аварии – перевозка потенциально опасного груза.
- Водитель намеренно причинил вред автомобилю (уличные гонки).
- Автомобиль поврежден в результате действия стихии (град, ураган и т.д.).
Страховая отказала в возмещении: что делать?
Практика показывает, что, к сожалению, страховые зачастую цепляются за любую возможность, чтобы отказать в выплате. Полноценная компенсация по автогражданке после ДТП — это чаще всего результат усилий самих автовладельцев. Защитить свои права не так уж трудно, главное – действовать грамотно и по правилам. Для восстановления справедливости необходимо заключение независимой и судебной экспертизы, которые показывают истинную картину произошедшего и устанавливают реальную сумму возмещения.
Если страховая выплатила, но компенсация не покрывает весь объём причинённого вреда, то часть средств пострадавшему приходится требовать с самого виновника ДТП. Процедура это сложная, трудоёмкая и часто длительная. Особенно, если материальные возможности провокатора аварии весьма ограничены, а сумма ущерба велика.
Важно! Виновнику аварии не полагается никакого возмещения. Страховой полис ОСАГО предусматривает возмещение ущерба только пострадавшей стороне. В некоторых случаях страховая даже может подать иск на виновника аварии, к примеру, если он вёл машину в состоянии опьянения.
Если в аварии не установлена вина ни одного из участников движения, (к примеру, причиной стал неправильно стоящий знак или плохое состояние покрытия дороги), то компенсация положена обеим сторонам.
Итак, порядок выплат по ОСАГО после ДТП содержит довольно много правил, которые необходимо соблюсти всем участникам ДТП. Только при грамотных действиях у страховой не будет шанса отказать в выплате компенсации за ущерб пострадавшему.