- Гражданское право

На какой транспорт не нужны права в 2022 и 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какой транспорт не нужны права в 2022 и 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.

Нужны ли права на мопед

С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.

Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.

То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.

На какой мопед нужны права в 2022 году

Однако для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон «О БДД» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером.

Согласно новым поправкам, мопед признается транспортным средством, которое способно развивать скорость до 50 км/ч, следовательно, для управления необходима категория «М». По ФЗ №25, ст.1 к данной категории относят также скутеры и квадроциклы любого объема двигателя. Если объем двигателя скутера более 50 куб.м., то для его управления требуется открывать категорию «А». Это связано с тем, что у данного транспортного средства максимальная скорость более 50 км/ч.

Закон о получении водительского удостоверения на скутер

Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.

Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.

Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).

Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.

Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.

Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.

Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.

Старые водительские продолжат действовать

Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.

Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.

На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.

Штрафовать обладателей таких прав не будут: все изменения будут отражены в электронном виде в базе ГИБДД и инспекторы поймут, что документ продолжает действовать. При этом водителям, которые планируют выезжать за границу и там садиться за руль, права придётся обновить в обязательном порядке. А для ряда стран ещё и оформить международное водительское удостоверение.

Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

  • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
  • параллельно припарковать ТС;
  • начинать ход на подъеме;
  • въезд в гараж выполнением заднего хода.

В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.

Новые правила для СИМ

Какие ограничения ввели для электросамокатов?

С 1 марта 2023 года электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и аналогичные им устройства получат статус средства индивидуальной мобильности (сокращённо — СИМ). Максимально разрешённая скорость для них составит 25 км/ч. При этом если водитель СИМ создаёт помехи для пешеходов, он обязан спешиться или снизить скорость. Пешеход имеет перед ним приоритет.

Водителям СИМ запрещено:

— управлять транспортным средством не держась за руль хотя бы одной рукой;
— возить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине;
— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
— перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на трассах, имеющих более одной полосы для движения (кроме случаев, когда из правой полосы можно повернуть налево, и за исключением дорог в велосипедных зонах);
— буксировать СИМ или буксироваться ими самому. Буксировать можно будет только специальные прицепы для СИМ;
— ездить в зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».

Нужны ли водительские права для СИМ?

Согласно нормам, для управления СИМ не понадобятся водительские права. Однако инспекторы могут направлять водителей на медосвидетельствование в случае подозрения на алкогольное опьянение. Поэтому ездить на электросамокатах и других СИМ пьяным будет нельзя.

На какую моторную лодку не нужны права? Если она подходит под характеристики плавательного средства. А именно: весит менее 200 кг (по ГОСТ Р ИСО-8666-2012) и имеет двигатель мощностью менее 8 кВт. В противном случае лодка признается маломерным судном, для которого обязательна и регистрация, и права.

Регистрируя маломерное судно по старым правилам (до 2016 года), вы получали специальный номер. В нем стандартно были 7 знаков: три буквы русского алфавита и четыре арабские цифры.

Судовладельцы наносили номер на оба борта своих лодок. При этом нужно было не нарушить следующие требования:

  • Расположение на 1/4 длины корпуса лодки от форштевня.
  • Весь номер обязательно должен был умещаться в одну строчку.
  • Высота указанных символов — не менее 150 мм, ширина — не менее 100 мм, толщина наносимых линий — не менее 15-20 мм.

В случае когда конструктивные особенности лодки не позволяли строго следовать данным требованиям, орган регистрации самостоятельно вырабатывал для данного маломерного судна индивидуальные предписания.

В настоящее время касательно номера вступили в силу следующие изменения:

  • Длина регистрационного номера маломерного судна — 11 знаков. Это две буквы русского алфавита, четыре арабские цифры, надпись на латинице RUS и двухзначный код субъекта Российской Федерации.
  • Располагается номер также — в одну строчку, на обоих бортах.
  • Геометрическая середина номера должна быть на 1/4 длины корпуса от форштевня.
  • Что касается высоты, ширины надписи, толщины линий, правила остались прежними.
  • Если вышеобозначенные требования не позволяет воплотить в жизнь конструкция судна, то индивидуальные правила выписывает специалист местного отделения ГИМС. Они также вносятся в судовой билет и реестр.
Читайте также:  В ПФР рассказали, кто сможет претендовать на досрочную пенсию

Административная ответственность несовершеннолетних за управление мопедами или скутерами

В соответствии с положениями законодательства для управления мопедами и скутерами требуется наличие водительского удостоверения категории «М» (либо водительского удостоверения с любой другой открытой категорией). Кроме того, в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ, на водителей скутеров и мопедов распространяются все составы административных правонарушений, предусмотренные главой 12 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Нестандартные виды электротранспорта

К нестандартным видам электротранспорта можно отнести всевозможные гироскутеры, сигвеи, электросамокаты, инвалидные электроколяски и т. п. Изначально это были конструктивно тихоходные ТС, но сейчас имеются модели, которые могут развивать скорость значительно превышающую 25 км/ч. То же касается и мощности данного транспорта.

По логике вещей на мощный одноосный и иной электротранспорт нужны водительские права, но по факту работники ДПС пока не обращают внимание на подобные ТС т. к. тут явно нужны законодательные уточнения. То есть пока что на данном транспорте условно разрешено передвигаться без прав, хотя если произойдет ДТП по вине такого водителя, то могут провести техническую экспертизу и ужесточить наказание в отдельно взятых случаях.

Транспорт, на котором можно ездить без прав

В обычной жизни водителю, забывшему права дома, придется заплатить от 5 до 15 тысяч рублей штрафа. А если за руль сел человек, не имеющий водительского удостоверения вообще, то это уже 30 тысяч из семейного бюджета.

Но если ваше транспортное средство отличается от привычного четырехколесного, можете смело выезжать на проезжую часть без каких-либо документов в кармане.

Не все средства передвижения, оснащенные колесами, считаются транспортными средствами, а люди, управляющие ими, относятся к категории пешеходов, но не водителей. Это:

инвалидные и детские коляски;

санки;

тележки;

самокаты;

скейтборды;

коньки.

Этот список можно продолжить другими приспособлениями для ускорения движения.

Технические новинки – сигвеи, гироскутеры, электросамокаты, моноколеса – в законодательное поле пока не включены. И хотя их можно причислить к механическим транспортным средствам, водительские права для управления не нужны. А все эти средства передвижения приравниваются к велосипедам.

Очень может быть, что в скором времени будут внесены поправки в ПДД, и они получат обобщающее название – средства индивидуальной мобильности.

Не требуется документов на право вождения при управлении мотоблоком – пешеходным трактором, а также питбайками – мотоциклами, приравненными к спортивному инвентарю. Но в этом случае нельзя выезжать на них на проезжую часть.

Существует категория мини-авто, которыми также разрешается управлять без наличия водительского удостоверения.

Bellier Jade Classic

Эта двухместная модель весит всего 400 кг. В итальянском компакт-каре объем двигателя составляет 0,5 л. Авто способно развить скорость до 45 км/ч. Спортивная версия Bellier Jade Racing также не требует получения прав для управления.

Bellier B8

Эта модель может иметь дизельные моторы разного объема, но мощность всегда неизменна — 5,4 л. с.

Aixam Minauto

Французский малыш обладает двухцилиндровым дизельным мотором в 8 л. с., но можно заказать и электрический двигатель.

Среди «бесправных» собратьев выделяется самой бюджетной стоимостью.

Aixam Sensation

От предыдущего хэтчбека отличается наличием кондиционера и парктроника. Его собрат Aixam D-Truck – грузовичок, способный перевозить 175 кг груза.

Самое главное изменение касается всего порядка приоритета правил эксплуатации маломерных судов. Вместо старого приказа ГИМС о надзоре за маломерными судами № 502 будет действовать новый приказ МЧС №487 “Об утверждении правил пользования маломерными судами” .

Приказ собрал в своей структуре все правила из разных раздельных постановлений и поправок, и, что важно, сократил и уточнил юридические формулировки. Теперь изучать правила стало гораздо легче, а сами они практически исключают неправильное толкование.

  • Двухколёсный транспорт делится на три категории:

    • М – мопеды;
    • А1 – легкие мотоциклы;
    • А – мотоциклы.

    Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

    Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

    Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

    Также читайте: Как получить права на мотоцикл

    Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.

    Для управления велотранспортом не нужны водительские права. Но как понять, что двух или трехколесное средство относится именно к велотранспорту, а не к одной из разновидности мопедов:

    • развивает скорость не более 25 км/ч;
    • мощность двигателя не превышает 0,25 кВТ или он отсутствует вовсе.

    Эти два критерия указывают, на то что техника принадлежит к велотранспорту. И по проезжей части на ней без прав может передвигаться любой человек старше 14 лет. Для всех, кто младше, выезд на дорогу запрещен.

    Также в законе есть еще одна поправка, рассчитанная на велотранспорт, способный развивать скорость выше пороговой. Если на транспорте стоит ограничитель, который срабатывает при достижении указанной планки, то права для езды по трассе не нужны. Хотя на деле сотрудники ГАИ не могут проверить работает ли ограничитель, и как вообще он устроен. Поэтому поправка есть, а ее применение слабенькое.

    Другие средства передвижения

    Довольно необычными способами передвижения являются детские и инвалидные коляски. Несмотря на их габариты, они не относятся к транспортным средствам. Инвалидное кресло даже с электрическим управлением не может считаться участником дорожного движения. Кроме того, не требуются права на газонокосилку. Однако ездить на ней по дорогам общего пользования не рекомендуется. Это связано с техническими особенностями техники. Мотоблоки, которые часто используются в сельском хозяйстве, тоже не приравниваются к транспортным средствам. Однако ездить на них без прав по трассе или дороге общего пользования нельзя. В случае острой необходимости мотоблоки необходимо оборудовать фарами и светоотражателями, а сам водитель должен иметь права категории «А».

    Нужны ли права на велосипеды?

    Велосипеды внесены в список транспортных средств, передвижение на которых регламентируется ПДД. Однако посягать на свободу передвижения на велосипеде пока что никто не собирается. Кататься на нем можно в любом возрасте, но во время передвижений по городу необходимо ездить только по специально оборудованным велосипедным дорожкам. В случае отсутствия специальной полосы велосипедисты могут ездить как по тротуару, так и по проезжей части. Однако при выезде на дорогу необходимо придерживаться края дорожного полотна, а также соблюдать правила дорожного движения: остановка на желтый и красный свет, пропуск пешеходов, внимание на дорогах, светоотражатели и так далее. Стоит обратить внимание, что электровелосипеды являются пограничным транспортным средством, на управление которого могут потребоваться права категории «М». Необходимость их получения зависит от мощности: до 250 Вт — приравнивается к велосипеду, более высокая мощность — к мопедам.

    Категории годности к военной службе

    Категории, по которым определяется годность к военной службе, указаны в ФЗ-53, регулирующем порядок ее несения. Всего категорий пять, две являются явно непризывными, это прямо следует из формулировки закона: Г – временно не годен, Д – не годен к военной службе. Также в законе вполне ясно указано, что категории А и Б являются призывными (годен к военной службе и годен с незначительными ограничениями соответственно).

    Вопрос возникает только относительно категории В, что означает в соответствии с законом ограниченно годен. Дает ли категория «В» при мобилизации в 2022 году право на отсрочку? Нет, не дает, такое разъяснение опубликовано на официальном портале «объясняем.рф», который после 21 сентября сосредоточился на толковании законодательства о воинской службе и мобилизации.

    На сайте указано, что закон не предусматривает отсрочку для тех граждан, которым присвоена категория В, так как хоть и ограниченно, но человек считается годным для несения службы.

    Посмотреть присвоенную категорию можно на одиннадцатой странице военного билета. Если военно-врачебная комиссия была проведена давно и есть основания считать, что состояние здоровья ухудшилось, при призыве можно потребовать проведения ВВК.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *