- Гражданское право

Состояние аффекта: что это и какие бывают разновидности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состояние аффекта: что это и какие бывают разновидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аффективные реакции отрицательно отражаются на деятельности человека, понижают уровень организованности. В таком состоянии человек совершает неразумные действия. Чрезвычайно сильное возбуждение сменяется торможением и в результате заканчивается усталостью, упадком сил, ступором. Нарушения сознания приводят к частичной или полной амнезии. Несмотря на внезапность, душевное волнение имеет свои этапы развития. В начале аффективного состояния, можно остановить душевное эмоциональное волнение, а на конечных этапах, утрачивая контроль, человек не может самостоятельно остановиться.

Лечение биполярного аффективного расстройства

Люди, страдающие биполярным аффективным расстройством, нередко предпринимают попытки суицида, поэтому данное заболевание нельзя игнорировать. После курса лечения всегда остается риск рецидивов заболевания, поэтому очень важно выбирать опытного специалиста, который подберет правильную и наиболее эффективную методику лечения и будет поддерживать стадию ремиссии максимально продолжительное время. После тщательной диагностики на основании клинической картины, истории болезни и сбора семейного анамнеза психиатр ставит точный диагноз и назначает комплексное лечение медикаментозными препаратами последнего поколения. Терапия проводится под контролем лечащего врача. Помимо приема медикаментов в частной психиатрической клинике Израиля IsraClinic лечение данной патологии проводится путем когнитивно-поведенческой терапии, семейной терапии, интерперсональной или динамической терапии. Социализация пациента и возвращение его к нормальной жизни является одной из главных задач нашей клиники. Весь медицинский персонал IsraClinic свободно владеет русским языком, а врачи центра – это специалисты с многолетним опытом, авторы методик лечения и научных работ, профессора престижных университетов.

Историческая справка. В начале 20 века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Об аффектах говорили как об эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. По Витвицки, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта, и при классификации эмоциональных явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. Кроме других общеизвестных признаков аффектов, А. Н. Леонтьеввыделяет тот, который, по его мнению, отличает их от эмоций: аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Эмоции и аффект также разделяются А. Ш. Тхостовым иИ. Г. Колымба. С их точки зрения, оба этих эмоциональных феномена представляют собой крайние точки некоего континуума, «задающие основные различия. Тогда аффект выступает как неуправляемое, зачастую беспредметное переживание, образующее натуральный базис эмоций».

    Выделяют следующие виды аффекта:

    • Классический аффект. Стремительная, бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера. Длится крайне малый период времени, после чего наступает спад.
    • Кумулятивный аффект. Первая фаза кумулятивного аффекта обычно сильно растянута во времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль «последней капли».

    Линейные и нелинейные аспекты аффективного переживания в процессе клинического взаимодействия

    До сих пор мы описывали дискретные аффекты, настроения и состояния в соответствии с линейной моделью действия, вызывающего реакцию: аналитик не может что-то вспомнить из того, что сказал пациент. Пациент чувствует обиду и раздражение. Аналитик осознает ошибку и реакцию, которую она вызвала. Чувства симпатии и доверия у пациента восстановлены. Или пациент рассказывает о событии, которого он стыдится. Аналитик, чтобы стимулировать осознание пациентом паттерна таких событий, обращает внимание на несколько случаев, включая те, что произошли в процессе клинического взаимодействия. Пациент воспринимает это как погружение себя в чувства стыда и унижения. Пациент не может воспринять намерение аналитика и в настоящий момент не получает никакого понимания — он лишь испытывает страдание, которого ему хочется избежать. Понимание аналитиком разрыва и признание своей роли в нем может ограничить интенсивность реакции пациента, проявляющейся в чувстве стыда. Тем не менее пациент может на несколько дней замкнуться в себе, а аналитик своим присутствием помогает сделать чувство униженности менее интенсивным. Эти линейные описания последовательностей разрыва и восстановления обеспечивают аналитиков превосходными руководствами, чтобы понять общие переживания, возникающие в процессе лечения. Но они не способны объяснить качества аффективного переживания или едва уловимую аффективную диадическую коммуникацию (Beebe, Jaffe, Lachmann, 1992), происходящую между партнерами, которые близко общаются между собой (аналитик-анализанд, родитель-ребенок, жена-муж). «Мать и младенец совместно создают правила социальных отношений. Эти правила управляют вниманием, участием в беседе и эмоциональным взаимодействием» (Beebe, Jaffe, Lachmann, 1992, p. 73). После того как позднее устанавливаются диадические отношения в паре супругов или в паре аналитик-анализанд, каждый партнер начинает ожидать и предсказывать чувства, мысли и уловки другого. Это ведет к появлению знакомого чувства того, что один из партнеров может «закончить» высказывание другого, едва тот начинает говорить.

    Читайте также:  Будет ли перерасчет пенсии за «советский» стаж в 2022 году

    До сих пор мы говорили об аффективных переживаниях как дискретных единицах, для описания которых в каждой культуре имеются свои обозначения. Любое аффективное переживание включает в себя чувство, физиогномическое выражение и реакцию со стороны автономной нервной системы. Аффективные переживания не «включаются» или «выключаются» подобно электрической лампочке; они имеют качества, которые Стерн (Stern, 1985) описал как нарастание и убывание, вспышка и затухание, усиление и ослабление, взрыв и успокоение. Эти качества присоединяются к жизненности всего самовосприятия, согласующегося с эмоцией; то есть усиление и ослабление эмоций создает, когда это необходимо, ощущение бодрости или, когда это необходимо, чувство расслабленности и спокойствия. Результатом является чувство жизненности и связности самости.

    Стерн выявил также еще один факт, который позволяет нам сделать важный вывод, касающийся клинической ситуации. Если родители были настроены в унисон с активностью младенцев, малыши — по всей видимости, бессознательно — реагировали на это усилением своих эмоций. В психоанализе, когда пациент ощущает эмпатическую восприимчивость аналитика, а также его настроенность на себя, чувство жизненности в процессе достижения как личной, так и общей цели исследования усиливается. Воссоздание этого переживания жизненности и связности — именно это мы и называем самостно-объектным переживанием (Lichtenberg, Lachmann, Fosshage, 1992) — становится затем целью совместной работы пациента и аналитика. Например, после завершения начальной стадии анализа Нэнси из-за чувства стыда противилась переживанию и выражению своей симпатии к аналитику. Пока она боролась со своими чувствами, то есть с более полным осознанием чувства стыда и симпатии, эти сеансы носили характер тяжеловесности и скуки. Нэнси снова почувствовала больший интерес к жизни лишь после того, как проблема сместилась в сферу работы и учебных занятий. После этого на протяжении нескольких сеансов она вместе с аналитиком могла заниматься интерпретацией сновидения и сконструировать модельную сцену, включавшую нынешние и прошлые ожидания, а именно что ее будут считать глупой девчонкой, без памяти влюбляющейся в мужчину, который был слишком равнодушен или даже бесчувственен, чтобы заметить ее растущую любовь. Когда она ощущала и выражала свое унижение из-за предполагаемого отвержения, ее голос становился живым, страдание осязаемым, а реакции аналитика сразу же находили живой отклик в признании и подтверждении интенсивности других нахлынувших чувств. Она с вызовом воскликнула, что опять рискует, испытывая любовь и признательность к аналитику, и выразила свой гнев на него за то, что он недоступен. В этой серии сеансов открытость к своим чувствам, переход от вспышки эмоций к их постепенному ослаблению, от бурного проявления чувств к более спокойному выражению симпатии позволили Нэнси и аналитику испытать ощущение собственной жизненности и жизненности друг друга.

    Пациенты, способные полно более переживать свои аффекты и настроения — как позитивные и негативные, — приобретают чувство собственной аутентичности, чувство того, что они находятся в контакте со своими потребностями, желаниями и стремлениями, и как следствие у них становится более интенсивным ощущение своей целостности. Аналитики, которые во всей полноте эмпатически воспринимают эмоциональные проявления своих пациентов, усиление и ослабление их аффектов, приобретают чувство интерсубъективного участия в живом и оживляющем переживании и, таким образом, в усилении связности самости. Чтобы успешно оказывать помощь пациентам в расширении их сознания и в выражении позитивных и негативных эмоций — дискретных аффектов до настроений, — аналитик должен эмпатически слушать и быть вовлеченным в процесс в такой степени, которая позволяет ему сравнительно легко включаться в переживания анализанда и отвлекаться от них, быть настроенным на пациента и вместе с тем понимать его на более абстрактном уровне.

    Настроенность одного человека на аффект другого никогда не бывает абсолютно точной. Матери могут управлять ритмическими аффективными реакциями младенцев, слегка ускоряя или замедляя их темп и течение благодаря интуитивному восприятию общих для матери и ребенка потребностей. Тщательное наблюдение за реакциями аналитика, когда он правильно эмпатически воспринимает своего пациента, может показать, что интонации аналитика и его действия в целом соответствуют всплескам и ослаблениям эмоций у пациента. Такое наблюдение может также показать, что аналитик использует успокаивающие интонации, когда пациент возбужден, и, наоборот, говорит более оживленно, чтобы интуитивно поддержать пациента, когда тот подавлен.

    Читайте также:  Списание налоговой задолженности гражданам и ИП

    Техники, содействующие обретению чувства безопасности

    Какие технические подходы позволяют анализанду почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы воссоздать аффективные состояния, отображающие важные жизненные переживания, которые необходимо исследовать, а также чтобы не допустить возникновения барьеров, препятствующих рефлексивному пониманию состояний? Ключом ко всему является эмпатический способ восприятия. По мере того как аналитик достигает успехов в выявлении аффектов и настроений анализанда и в понимании соответствующих мотиваций, аффекты, как правило, остаются гибкими, происходит расширение сознания и появляется чувство безопасности. По словам Фридмэна, «любовь или иллюзия любви проявляется тогда, когда кто-то подкрепляет субъективно переживаемое человеком чувство опоры» (Friedman, 1995, p. 446). Когда аналитик совершает неизбежные ошибки в выявлении аффекта, настроения и/или мотивации, представляемой с позиции пациента, вслед за этим часто возникает аффективное состояние, вызванное такой неудачей. Характерной особенностью многих таких ошибок является ощущение, возникающее у пациента, что к нему относятся как к «объекту», а его субъективные качества игнорируются или не замечаются (объектификация, Broucek, 1991). Если пациенту и аналитику удается сдержать аффективное состояние и начать исследовать его возникновение, вызванное эмпатической ошибкой, пациент получает возможность скорректировать восприятие аналитиком источника разрушительного состояния. Своей открытостью к восприятию анализанда аналитик подкрепляет его способность делать рефлексивные наблюдения и оказывать влияние. Такое утверждение пациентом себя помогает уменьшить асимметрию между собой и «экспертом», пробуждая аффекты эффективности и компетентности, создающие противовес разрушительному состоянию. Часто может присутствовать дополнительный фактор. Пациент со своих позиций может определить роль аналитика в разрыве контакта (Hoffman, 1983), и часто эта атрибуция делается в терминах аффектов и аффективных состояний: «Вы замолкаете и лелеете свои чувства обиды, когда я не принимаю того, что вы мне говорите». Или: «Вы говорите так, словно вам все известно, а я ничего не знаю». Или: «Вы слишком уверены в своей привлекательности, чтобы понять, что я чувствую». Эти атрибуции обиды, всеведения и самосовершенства предоставляют возможности для исследования влияния состояния одного человека на другого, если аналитик позволяет себе «примерить» атрибуцию. Будучи открытым для предположений и позволяя себе вчувствоваться в состояние, иногда распознавая смутно воспринимаемые аспекты самости, на которые было оказано влияние в интерсубъективной сфере, аналитик может моделировать готовность к исследованию воздействия аффективного состояния, которое неизбежно оказывает влияние на диадические отношения.

    Синдромы аффективных расстройств

    В зависимости от превалирующей симптоматики выделяются различные синдромы аффективных расстройств:

    • Связанная с нарушением метаболизма тканей головного мозга депрессия. Проявления депрессии связаны с возникновением у пациента состояния крайнего уныния и безнадежности. Для этого синдрома характерны суицидальные мысли, часто приводящие к попуткам покончить с существованием. Синдром без необходимой терапии способен продолжаться длительный период.
    • Дистимия отличается от депрессии более легкой формой течения. Пациент бывает подавлен в течение дня, повышается тревожность, ухудшается настроение.
    • При биполярном расстройстве пациент находится в меняющихся фазах подавленного настроения и эйфории. Ранее такое заболевание носило наименование «маниакально-депрессивный психоз». В депрессивном состоянии настроение больного является подавленным. Переходя в маниакальную стадию больной становится бодрым, часто избыточно активным, появляется агрессия, бредовые идеи и раздражительность. В случае максимальной стадии проявления смены состояний биполярное расстройство называют цикломией.
    • В случае депрессивных расстройств пациента мучает повышенная тревожность, страх, внутреннее беспокойство. Больной постоянно ожидает наступление трагедии, грядущей беды. В сложных случаях возможно двигательное расстройство, панические атаки.
    • Синдром Котара сопровождается нигилистически-ипохондрическим бредом, сопровождающегося идеями громадности. Встречается при инволюционной меланхолии и рекуррентной депрессии.
    • Маниакальный синдром (мания) сопровождается радостным настроением повышенного уровня. Пациент страдает повышенным желанием постоянной деятельности, отмечается увеличенный уровень оптимизма, веселости, неадекватной радости. Внимание отвлечено, видна поверхностность суждений, многоречивость, гипермнезия, мысли не завершены, утомляемость отсутствуют, отношение к себе идеализировано. Присутствует нерезкое маниакальное состояние (гипомания).

    Аффективное расстройство личности

    Нарушение регуляции настроения наблюдается у многих людей на протяжении всей продолжительности жизни. Такими перепадами страдают или просто отличаются впечатлительные граждане, склонные к повышенному восприятию происходящего. Но далеко не все случаи нарушения регуляции имеют клинический характер.

    Патология отличается заметой и цикличной сменой депрессии и эйфории. В случае отсутствия лечения такие перепады могут происходить даже без дополнительных провоцирующих факторов.

    Пациенты, страдающие аффективным расстройством личности любого типа редко в состоянии контролировать смену своего состояния. Для контроля состояния требуется наблюдение у специалиста с целью оперативного включения медикаментозного лечения. Аффективное расстройство личности без проведения лечения приводит к разрушению персоналии больного. Оно снижает качество жизни, разрушает личную и социальную жизнь. Периоды снижения и подъема энергии разрушают организм, часто приводя к суицидальным настроениям.

    Методика: Ориентировочная шкала эмоционального благополучия.

    Инструкция. С помощью этой таблицы вы можете оценить уровень вашего эмоционального благополучия. Обведите кружком цифры, соответствующие тем ответам, которые вам больше всего подходят.

    Текст опросника

    Оценка

    Согласен в значитель­ной мере

    Согласен в некоторой степени

    Не согласен совершенно

    1

    У меня много друзей

    2

    1

    0

    2

    Похоже, я нравлюсь людям

    2

    1

    0

    3

    Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор

    2

    1

    0

    4

    Мне просто приспособиться к внезапным изменениям ситуации

    2

    1

    0

    5

    Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь

    2

    1

    0

    6

    Мне легко любить других людей

    2

    1

    0

    7

    Мне нравится моя работа (учеба)

    2

    1

    0

    8

    Мне просто выражать свои чувства

    2

    1

    0

    9

    Обычно я счастлив

    2

    1

    0

    10

    Мне нравится большинство людей, с которыми я знаком

    2

    1

    0

    11

    Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотели бы общаться

    2

    1

    0

    12

    Мне бы не хотелось многое менять в себе

    2

    1

    0

    Общее количество очков:

    Читайте также:  ПОЧЕМУ МУЖЧИНА НЕ РАЗВОДИТСЯ, ЕСЛИ НЕ ЖИВЕТ С ЖЕНОЙ?

    Кому свойственны аффекты?

    В профайлинге мы также можем встретиться с понятием аффекта в разрезе темы подростков с гипертимными и эпилиптоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности прямо отомстить обидчику, портят его вещи, распространяют порочащие его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных.

    Безвыходная, по мнению подростка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на возможные последствия. Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об изменен любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта подросток не раздумывает о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как подростки плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода.

    Ситуативно обусловленные уходы из дома вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отвержение в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Подросток стремиться забыться отвлечься от неприятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы характерны для неустойчивых и сенситивных подростков.

    Проявление острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстративных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоционально-значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить добрые отношения родных и сверстников.

    Что такое состояние аффекта – механизм

    Значение слова аффект произошло от латинского affectus. Означает сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (Большой словарь психологических терминов Мещеряков Б., Зинченко В.).

    Понятие состояния аффекта тесно связано с физиологическими процессами, происходящими в организме человека. Самое первое, что происходит с человеком – это мощнейший выброс гормона адреналина. На уровне вегетативных (внутренних) реакций учащается пульс, дыхание становится более поверхностным, повышается уровень артериального давления, могут возникнуть спазмы сосудов или нарушиться координация движений.

    Люди, пережившие состояние аффекта, затем отмечают у себя обострение хронических или наследственных заболеваний, состояние моральной и физической истощенности.

    Причины аффективных реакций

    Причинами состояния аффекта являются:

    • ситуация угрозы для жизни человека или для жизни его близкого, ребенка;
    • конфликт, который длится долго, или же слишком эмоциональное выяснение отношений;
    • травмирующая ситуация, которая повторяется систематически;
    • поступки и действия со стороны других людей, которые негативно воздействуют на самооценку, ранят или обесценивают чувства личности;
    • индивидуальные особенности человека, его нервной деятельности;
    • тяжелые, травмирующие воспоминания;
    • повышенная возбудимость, эмоциональность, импульсивность;
    • внутреннее противостояние между доступным и желаемым;
    • необходимость сделать важную работу или принять непростое решение в короткий срок.

    Аффект и уголовное право

    Уголовный кодекс РФ разграничивает преступления, совершенные со смягчающими и отягощающими обстоятельствами. Учитывая это, убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УКРФ) и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УКРФ) относят к смягчающим обстоятельствам.
    Согласно Уголовному кодексу аффект приобретает уголовно-правовое значение только в том случае, когда «состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) вызывается насилием, издевательством, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего».

    Юристы подчеркивают, что ситуация провоцирующая возникновение аффекта должна существовать реально, а не в воображении субъекта. Впрочем, одна и та же ситуация может по разному восприниматься лицом, совершившим преступление в состоянии аффекта – это зависит от особенностей его личности, психоэмоционального состояния и прочих факторов.
    Острота и глубина аффективной вспышки далеко не всегда пропорциональна силе провоцирующего обстоятельства, что объясняет парадоксальность некоторых аффективных реакций. В таких случаях дать оценку психическому функционированию человека в состоянии аффекта может только комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *