- КОАП

Бланки актов и претензий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бланки актов и претензий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Особенности формирования акта, общие моменты

В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.

  1. Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
  2. Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
  3. Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
    • Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
    • второй остается у организации-заказчика/покупателя,
    • третий передается перевозчику.

    Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).

  4. Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
  5. Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.

Как происходит компенсация через суд

Предположим, что транспортная компания, которая была нанята, чтобы перевести груз, по своей вине повредила его или испортила. Но в досудебном порядке компенсировать ничего не хочет. Или же условия компенсации не соответствуют требованиям пострадавшей стороны. Тогда возникает вопрос, что делать в такой ситуации.

Здесь требуется решать вопрос через суд. От пострадавшего потребуется подать иск с арбитражный суд. Только важно учитывать, что правила в отношении подобных претензий к перевозчикам жёсткие. Иск подаётся только по месту расположения транспортной компании. С этим пострадавшему грузовладельцу или грузоотправителю придётся смириться, если он находится или проживает далеко от расположения грузоперевозчика.

В иске нужно обязательно детально описать обстоятельства при обнаружении потери или порчи. Далее идут ссылки на документы, в которых предусматриваются основания не только утраты, но и величины причинённого ущерба.

Подготовка досудебной претензии

Как только проведенная экспертиза установила вину перевозчика и установила точный размер причиненного материального ущерба, пришло время обращаться в транспортную компанию с письменной претензией.

В данном документе важно указать маршрут следования транспорта, маркировку, наименование, стоимость груза, а также дату, время и место составления акта о наличии повреждений. К претензии необходимо обязательно приложить:

Читайте также:  Как восстановить полис ОМС при утере?

  • Транспортную накладную, экспедиторскую расписку или иной другой документ, подтверждающий факт наличия обязательств у перевозчика и принятие им груза;
  • Счет продавца, товарную накладную или другой документ, который способен подтвердить заявленную в претензии стоимость;
  • Заключение независимой экспертизы, установившей вину перевозчика и размер материального ущерба. Обязательно включите в претензию затраты, понесенные на услуги эксперта;
  • Банковские счета и платежные реквизиты для перечисления компенсации;
  • Доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия подписанта претензии.

На сайтах многих транспортных компаний присутствуют образцы претензии, которые в большинстве случаев составлены правильно и юридически грамотно. Можете использовать их в качестве шаблона, но для надежности все-таки проконсультируйтесь с транспортным юристом.

Акт о повреждении груза

В акте о повреждении отправления следует указать:

  • дату, время и место его составления;
  • лица, присутствующие при осмотре и составлении акта;
  • состояние упаковки, указывающее на повреждение;
  • наименование объекта пересылки – модель, марку, стоимость;
  • вид повреждений и вероятные внутренние нарушения, приблизительная стоимость ущерба;
  • при невозможности указать количество утраченного товара, следует произвести контрольное взвешивание для определения утраченной массы;
  • при видео- и фотосъемке указать наименование техники, которой производилась съемка;
  • если по техническим причинам сделать все записи на одном бланке акта нет возможности, то следует использовать необходимое количество бланков, о чем сделать записи на всех листах.

Перечень документов, прилагаемых к претензии

Чтобы результат рассмотрения претензии перевозчиком был положительным и быстрым, необходимо подтвердить все факты, изложенные в претензии:

  • основание для перевозки груза и наступления ответственности перевозчика — приложить копию договора, ТТН, грузовой квитанции и т.п.;
  • обстоятельства причинения и выявления повреждений, недостачи или порчи груза и в чем они выражаются — если повреждения явные, они могут быть установлены в процессе приемки (например, часть груза была разбита, так как не была закреплена надлежащим образом); если повреждения, недостача, порча выявлены после приемки груза в месте получения, уже по факту вскрытия грузовых мест – указать почему невозможно было выявить это в момент приемки. В подтверждение составляется акт приемки, акт вскрытия грузовых мест, в некоторых случаях требуется заключение эксперта или специалиста, о том, что повреждение, порча груза произошли в процессе перевозки;
  • размер ущерба, причиненного повреждением, недостачей, утратой груза, или размер расходов, необходимых на устранение таких повреждений (например, проведение ремонта, замена частей и т.п.) — подтверждается чеками, квитанциями, счетами или договорами. Если груз был утрачен или испорчен, а подтверждающих документов нет, можно провести экспертизу о средней рыночной стоимости на аналогичный товар(груз), действующей в месте получения груза. Стоимость экспертизы можно также предложить возместить перевозчику в претензии. Стоимость повреждений, порчи или утраты груза определяется в соответствии со ст. 796 ГК РФ или по правилам, действующим в сфере перевозок определенным видом транспорта;
  • расчет перевозной платы, которую должен возвратить перевозчик — она рассчитывается пропорционально поврежденного, утраченного или испорченного груза. Лучше сделать свой расчет так, чтобы перевозчику был понятен размер возвращаемой перевозной платы;
  • документы, подтверждающие факт выплаты перевозчику провозной платы — платежное поручение, чек, квитанция и т.д.;
  • полномочия на подписание претензии – если ее подписывает не руководитель или индивидуальный предприниматель лично, а должностное лицо или иной уполномоченный представитель, необходимо приложить копию нотариальной или иной, надлежаще оформленной доверенности (от юридического лица — с подписью и печатью руководителя).

Срок рассмотрения претензии

По общему правилу транспортная компания, осуществлявшая перевозку груза, обязана рассмотреть поступившую ей претензию, в течение 30 дней со дня ее получения.

Этот срок может быть уменьшен положениями договора перевозки. Увеличение такого срока недопустимо, так как нарушает права отправителя груза.

Если перевозчик откажет в удовлетворении требований или произведет только частичное возмещение убытков, расходов, он обязан направить отправителю претензии обоснованный ответ, с указанием причины принятия такого решения и нормы законодательства, подтверждающей позицию перевозчика.

Срок исковой давности приостанавливается на период рассмотрения претензии — с момента ее направления и до получения ответа, возмещения или истечения максимального срока на ответ. Срок рассмотрения претензии не входит в срок исковой давности.

Правильно составив акт, сделав все необходимые отметки и даже получив результаты экспертизы, которой выявлены реальные размеры ущерба в виде недостачи и порчи груза, виновная сторона может отказаться в добровольном порядке возмещать ущерб.

Зная, что транспортная компания повредила груз и вина её очевидна, в такой ситуации необходимо составление претензии. В такой способ собственник груза защищает свои права, а транспортной компании предоставляет возможность добровольного урегулирования спора.

При помощи претензии адресату передаётся полная информация о случившемся, требованиях пострадавшей стороны и возможных последствиях в случае их неудовлетворения. Текст дополняется ссылками на соответствующее законодательство и нормативные документы. Таким образом, такой пакет документов стимулирует партнёра выполнить свои обязательства по возмещению ущерба.

Читайте также:  Как организовать фирму по доставке продуктов питания

В случае возмещения перевозчиком стоимости причинённого ущерба, он не имеет никаких прав на повреждённый груз. Перевозчику, как и грузоотправителю, стоит внимательно читать договор сотрудничества перед его подписанием. При необходимости вносить свои коррективы для формирования паритетных положений для обеих сторон. Только добросовестные перевозчики способны предоставить качественные услуги, доставить товар в сроки в целостности и сохранности.

В случае непредвиденных ситуаций они готовы полностью выполнить свои обязательства без судебного рассмотрения, которое может длиться годами. Стоить помнить, что решение по судебному разбирательству может и не удовлетворить всех требований заявителя. Отличным дополнительным вариантом получения возмещений в случае недостач и повреждения груза является страховка, оформить которую действительно не помешает.

В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.

Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;

Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.

Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.

Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.

Договорная ответственность в автоперевозках

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения
Читайте также:  Как оплачивается больничный по уходу за ребенком?

Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит

Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие — если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика. Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции. Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом. В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании. Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция. Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными. На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя. Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.

Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)

Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.

Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.

Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.

Взыскание ущерба при перевозке груза: порядок действий

Для успешного взыскания ущерба при перевозке груза в полном размере необходимо придерживаться основных правил:

  • При приемке груза – составить акт о повреждении, недостачи, утраты груза, сообщить об этом руководству транспортной (экспедиционной) компании;
  • Проследить, чтобы водитель перевозчика имел доверенность на подписание актов и заверил своей подписью акт утраты груза. Если перевозчик отказывается это делать, акт заверяется в одностороннем порядке и в нем делается соответствующая отметка;
  • При составлении акта желательно наличие независимых свидетелей;
  • Если груз был застрахован, необходимо уведомить страховую компанию о случившемся, и предъявить требования в размере, определяемый договором страхования груза;
  • Если страхование груза отсутствует, необходимо письменно предъявить претензию перевозчику и/или экспедитору с обоснованными требованиями о возмещении объявленной ценности за груз, его рыночной стоимости, или стоимости, которую потерял груз в результате повреждений;
  • Если виновник отказывается в добровольном порядке возместить потери, инициируется подача иска в судебные органы по подсудности: в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по месту нахождения перевозчика или экспедитора (если иное не оговорено договором оказания транспортных услуг);
  • После получения судебного решения о взыскании ущерба, потребуется получить исполнительный лист и подать соответствующее заявление в банк перевозчика или территориальное управление судебных приставов.

Сроки рассмотрения претензии транспортной компанией

Грузополучатели, оказавшиеся в заложниках ситуации, когда транспортная компания доставила груз с повреждениями, выявленными не сразу, имеют право подать претензию в установленные сроки. Стоит отметить, что в зависимости от вида транспорта, отличается и время, отведённое на предъявление претензии.

Кроме того, существуют и сроки для предъявления претензий не только в отношении ущерба нанесённого перевозимому имуществу, но и возмещению других убытков, вытекающих из полученных повреждений. Об этом более подробно читайте в статье: Сроки предъявления претензии перевозчику.

Что же касается времени, отведённого для рассмотрения претензии, то оно, как правило, не превышает тридцати дней. Если по истечении этого срока транспортная компания не отреагировала на претензию, получатель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Однако из этого общего правила существуют исключения, поэтому, чтобы быть уверенным наверняка, следует проконсультироваться с юристом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *